Как энергетики Костаная предлагают снижать расходы на электроэнергию? - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+4 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как энергетики Костаная предлагают снижать расходы на электроэнергию?

Как энергетики Костаная предлагают снижать расходы на электроэнергию?

Портал «Караван» следит за конфликтом вокруг тарифов на электроэнергию в Костанайской области.

  • 6 Августа
  • 12368
Фото - Caravan.kz

После выхода двух материалов на эту тему в редакцию с письмом обратилось руководство местной энергокомпании – ТОО «ЭПК-forfait». Согласно письму, редакция допустила ошибки в освещении ситуации. Поэтому правильно предоставить слово самой компании, как ее руководство видит ситуацию с тарифами.

ТОО «ЭПК-forfait». представляет генеральный директор Дидар Аманжолов.

— Добрый день, Дидар Нуртасович. В своем письме вы говорите, что мы в материале о Житикаре неправильно указали тарифы. Расскажите нам вашу версию событий.

— Самое главное, вы неправильно указали размеры тарифов. По вашим словам, тарифная сетка выглядит так:

  • на первом уровне — 32,66 тенге за кВт*ч;
  • на втором уровне — 49,54 тенге за кВт*ч;
  • на третьем уровне — 50,69 тенге за кВт*ч.

На самом деле цены ниже. На сегодня по Житикаре тарифы следующие:

  • — 25,2 тенге за кВт*ч на первом уровне,
  • — 31,06 тенге кВт*ч на втором уровне,
  • — 38,82 тенге за кВт*ч на третьем уровне потребления без НДС.

Тарифы АО «Алатау Жарык Компаниясы» вы указали также без НДС, отметив что они значительно ниже чем в Житикаре. Много наших потребителей возмутились данной информацией и ежедневно нам приходится разъяснять, что это не так. Советуем зайти на наш сайт и проверить.

— Ажиотаж вокруг тарифов начался с того, что жителям области начали приходить квитанции с завышенными суммами. При этот, по их словам, жители Житикары не смогли добиться обратной связи с вами. Эти тарифы мне озвучили также в одном из НПО Костаная.

Кроме этого, общественники области попросили меня озвучить их вопросы к компании «ЭПК-forfait». Вы можете на них ответить?

— Конечно, давайте.

— Основные претензии НПО к вам касаются технической и финансовой стороны работы вашей компании. Вы озвучили тариф для Житикары.  Какую часть от него получает «ЭПК-forfait»?

— Наша снабженческая надбавка в тарифе – 1,807 тенге за квт*ч. То есть только 5% от тарифа. Все остальное – это составляющие тарифов покупки и передачи электрической энергии.  

— Как распределяются доходы от тарифа.

— Мы заключаем договор с потребителем. Чтобы обеспечить его энергией, мы заключаем договор на покупку электрической энергии с единым закупщиком. Далее, чтобы доставить ее до потребителя, мы платим транспортным компаниям – это АО «KEGOK». Она доводит энергию до области, здесь ее принимает компания, которая имеет электрические сети в конкретном районе. В частности, по Житикаре идут  электросети ГКП «Житикаракоммунэнерго».

— Жители Житикары массово жалуются, что в квитанции за май и июнь стоят завышенные объёмы потребления. Почему так происходит?

— Это вопрос к ГКП «Житикаракомунэнерго». Какие объёмы нам передают они, такие объёмы мы и начисляем потребителям.

— В квитанции стоит «ЭПК-forfait». Поэтому вопрос они задают вам.

— В случае несовпадения показаний в счете с фактическими показаниями на счетчике, потребителю надо обратиться или в ГКП «Житикаракомунэнерго» или к нам по корректировке.

— Разъясните, на каком основании при отсутствии собственных электросетей и контроля, ТОО «ЭПК-forfait» формирует платёжки с завышенными расчётами по данным ГКП «Житикаракоммунэнерго», не проверяя достоверность этих данных?

— С 1 января «ЭПК-forfait» стало заниматься энергоснабжением потребителей. Мы получили лицензию и нам дали определение – гарантирующий поставщик по Костанайской области. Другие компании в Житикаре и Лисаковске, например, не получили лицензию из-за отсутствия у них 30 тысяч присоединённых абонентов. И согласно закону РК «Об электроэнергетике» функцию снабжения электрической энергией в этих районах передали нам. У нас есть договор с ГКП «Житикаракоммунэнерго». Согласно этому договору в конце расчетного периода они передают нам данные по объёмам электрической энергии, потребленной потребителями. Перепроверять их данные у меня нет ни прав, ни физической возможности. В случае если наш оператор видит завышенные объёмы потребления он в любом случае подскажет это нашим контрагентам. Что и было сделано по итогам мая.

«Житикаракоммунэнерго» неправильно указало расчетный период. Мы указали им на это. После этого произошла корректировка. Других нормативных и юридических оснований для перепроверки у меня нет.

— Вы сказали, что увидели резкий рост потребления электроэнергии в Житикаре. Как это произошло?

— Наша программа начисления зафиксировала резкое увеличение потребления электроэнергии. Сначала было предположение, что расчетный период был увеличен, что потом и подтвердилось. Затем «Житикаракоммунэнерго» привела этот период в соответствие. Но даже с корректировкой, счета у потребителей все равно выросли, потому что объём потребления резко вырос.

— Что это дало жителям города?

— Стабилизацию в их счетах. Допустим за май они должны были заплатить за 35 дней, а в июне – за 26 дней. Те, кто укладывается в тариф 1-го уровня, могут необоснованно переплатить, так как им пришлось бы доплачивать за электроэнергию по тарифу второго и третьего повышенного уровня.

— На сколько выросло общее потребление в Житикаре?

— В апреле потребление электроэнергии физ.лицами составило 1 млн 959 тысяч кВт*часов.

В мае – 2 млн 513 тыс. кВт*часов. Рост – плюс 28%. Это после корректировки.

В июне – 2 млн 546 тыс. кВт*часов.

— С чем вы связываете такой рост потребления?

— Мы предполагаем, что коммунальщики в мае делали опрессовку в системе горячего водоснабжения. Поэтому горожане включали бойлеры. Это привело к росту потребления электроэнергии. Это показывает наш опыт по Костанаю и Тоболу.

— Вы считаете, что завтра, когда в Житикаре будет горячая вода, вы увидите снижение потребления электроэнергии?

— Я не могу этого утверждать. Я предполагаю, что возможно это одна из причин. Анализом должен заняться КГП «Житикаракоммунэнерго».

— Что эта корректировка означает для жителей города? Для них будут снижены счета?

—  Все потребители разные. Есть такие, кто не смотрит за показаниями приборов. Если человек внимательный, то он обязательно обратит внимание на повышенный расход. И он обратиться к поставщику для перепроверки этих данных. Надо подходить к каждому потребителю индивидуально.

— У «ЭПК-forfait» есть инвестиционная программа. Заложены ли в нее средства на внедрение автоматизированной системы снятия показаний? Если есть назовите сроки ее реализации.

— Конечно есть. У нас 202 тысячи абонентов, подключенных непосредственно к нашим сетям. Из них 32 тысячи уже подключены к АСКУЭ по Костанаю, Тоболу и селу Федоровка.

Дальнейшее внедрение АСКУЭ будет поэтапным. Срок я не могу сказать. По мере защиты тарифов. Если нам дадут тариф, в который будет заложены расходы на модернизацию счетчиков, то мы готовы завершить эту работу и за пять лет.

В настоящее время мы ограничены тарифом и можем заменять на тысячи-две в год. Пока мы работаем в городе и Костанайском районе.

— Итого получается за 85 лет?

— Надеюсь, нам все-таки дадут тариф. Мы же идем к цифровизации. Система автоматической передачи данных эффективна, она снижает расходы на трудозатраты.

— Почему жителям области выставляются счета по 2-му и 3-му уровню, если фактическое потребление находится в пределах первого уровня по количеству зарегистрированных лиц?

— Надо смотреть индивидуально. Начисления производим мы. Поэтому вышлите нам квитанцию. Мы проверим.

— Является ли массовое завышение объёмов потребления способом для перевода на более дорогие уровни тарификации?

— Нет, не является. Это глупость.

— Контролёры снимают показания 1 числа передают 23 числа. Но на банковских приложениях граждане видят начисления за два месяца. Настольно это правда?

В районах, где мало персонала, расчётный период может начинаться и с 18 числа. Обработка данных и вывод информации происходит в начале месяца за исключением тех счетчиков, подключенных к системе АСКУЭ.

Это не ошибка системы. Просто если потребитель не успевает оплатить счет, то к нему приходит счет за два месяца. Это редкие случаи.

— Жители поселка Пригородный у Житикары жалуются, что они не получают бумажные квитанции. Всех их перевели на банковские приложения.

— Квитанции мы разносим по всем потребителям. Кроме тех, кто подписал заявление, где указал, что рассылку квитанций можно осуществлять в электронном виде. В Пригородном таких абонентов не имеется.

— Предусмотрена ли проверка перед тем, как начисленные суммы попадают в банковские приложения?

— Да, предусмотрена. Мы отслеживаем «подозрительные» начисления.

У нас 15 РЭСов. Также с 01 января к нам добавились г.Житикара, г.Лисаковск и Аркалыкский участки. В каждом из этих 18 подразделений есть своя абонентская группа, которая и производит начисление. В своей рабочей системе мы сделали опцию – оповещение при превышении потребления порога в 1 тысячу квт*часов. Мы сразу ставим под сомнение эти показания.

— Это не большой порог? Дом потребляет 200-400 квт*часов в месяц.

— Есть потребители с большим объёмом потребления.

— Допустим семья стабильно потребляет в месяц 200 кВт*часов электроэнергии. Вы увидите скачок, если они вдруг сожгут 400 кВт*часов?

— Система показывает среднее потребление по каждому счетчику.  Как мы увидели аномалию в Житикаре: потребление резко выросло. Причем произошел массовый рост.

— В Костанайской области работают две компании: «ЭПК-forfait» — она владеет распределительными сетямии и «Межрегионтранзит» (МРЭТ) – в основном магистральными сетями. При этом «ЭПК-forfait» материнская компания к МРЭТ. Почему вы не объединяетесь? 

— Этот вопрос рассматривается много лет. У нас нет плана как объединить две компании с разными сетями и разными услугами.

МРЭТ обеспечивает крупных энергоемких потребителей: мельницы, заводы, предприятия. В его тарифе нет затрат «ЭПК-forfait». Если мы сейчас объединимся, то затраты двух компании сложатся и для них тариф вырастет в разы. Никто от идеи объединения двух компаний не отказывается. Мы прорабатываем этот вопрос.

Факт работы двух компаний задевает некоторых людей, работающих в энергетике. В вашем материале вы приводите слова Сергея Агафонова, председателя ОЮЛ «Казахстанская ассоциация энергоремонтных, проектных, инжиниринговых компаний и производителей энергетического оборудования».  

По его мнению, ликвидация ЭСО и переход в РЭКи привело к отмене конкуренции. А разве была конкуренция, когда работали ЭСО? Смотрите что было: в каждом регионе работали ряд ЭСО и среди них один гарантирующий поставщик, который работал с населением. Это десятки тысяч абонентов. У него себестоимость электроэнергии выходила 35 тенге за квт*час за счет более низкого тарифа для населения. В это время его конкуренты – ЭСО – заключали договора с несколькими энергоемкими потребителями — юридическими лицами и предлагали им тариф значительно ниже.  Разве это справедливо? Я считаю, что если ты хочешь работать на рынке продажи электроэнергии, то ты должен взять на себя и розницу. То есть население. Самый сложный в работе участок рынка. Вот тогда эта конкуренция будет равноправной. Тогда он увидит саму сложность тарифообразования, когда ты прибылью с оптового рынка перекрываешь убытки на рознице. Почему об этом Сергей Агафонов не говорит? Почему он не хочет окунутся в действительность.

Опровежение

21 июля 2025 года на портале Caravan.kz был опубликован материал «Май – 4 тысячи, июнь – 18» — что происходит со счетами на свет в Костанае». В нем было указано, что «рост оплаты представитель компании объяснил тем, что в Костанае выросли цены – на 16,5 %». При этом «ЭПК-forfait» предоставило другую информацию – о том, что имел рост энергопотребления по населению г. Костанай на 16,5 %».  Также согласно доступной информации, в «ЭПК-forfait» осуществляется запись телефонных разговоров и проводятся инструктажи по этике общения. Однако ни частота инструктажей, ни механизм контроля записей не раскрыты публично, что затрудняет оценку эффективности этих мер.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Основной въезд в аэропорт закрыли в Алматы

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта