Но в Казахстане это направление пока существует, скорее, вопреки, чем благодаря. Об этом корреспонденту Caravan.kz рассказал автопутешественник и владелец дома на колесах Владимир Лик.
— Разувайтесь. Всё-таки это дом, — сказал Владимир и вежливо указал на ступеньки.

И это, действительно, был дом. Хоть и на колесах. Поднимаюсь внутрь по лестнице, застеленной ковролином. Внутри ощущение уюта, будто находишься в гостях у давних знакомых.
Владимир берёт на себя роль экскурсовода:
— Это холодильник. А вот кровать. Может показаться, что маленькая, но она раскладывается и может выдвигаться наружу. Здесь, в этом автодоме, спокойно помещаются шесть человек.
Идем по кухонной зоне:
— Этот стол складывается, получается ещё одно спальное место. Здесь у нас посуда, а тут важные мелочи: личные вещи, лекарства, фонарики…

В шкафчике за спиной аккуратно сложенные полотенца. В углу мини-душ и туалет. Кухонная мойка, газовая плита и даже телевизор над кухонной зоной.
— Сбылась моя давняя мечта, — улыбается Владимир, — Я всегда хотел такой автодом. И вот дождался. Правда, пришлось много чего переделать. Там ведь всё под 110 вольт, а у нас 220. Установил дополнительный генератор, добавил солнечные панели на крышу. Вложил ещё немало денег, но теперь этот автодом действительно сделан под нас и для нас.
Когда дорога становится домом
— Почему именно автодом? — спрашиваю я, пытаясь устроиться на мягком диванчике.
— Свобода, — отвечает он. — Можно ехать куда хочешь. Не зависишь от отелей, графиков, чужих расписаний. Остановился где-нибудь в горах или возле реки — вокруг красота невероятная, и при этом ты дома. И дети, и внуки это тоже оценили. Внуки у нас тут спят, играют, мультики смотрят. А главное, мы все вместе. И удобно. Я за рулём, а вся семья сзади, в салоне. В прицепах так нельзя. Людей вообще нельзя перевозить в прицепах, они должны ехать в кабине. А тут настоящая семейная поездка.
— Где вы уже побывали?
— Через весь Казахстан проехали, были и в России (Барнауле, Новосибирске, Горно-Алтайске). Очень понравился туристический центр Манжерок. Везде интересно, везде есть, что посмотреть. Но путешествовать в автодоме — дело не для слабонервных.
Одна площадка на всю страну
— С какими же проблемами вы столкнулись?
— Туризм у нас, особенно автотуризм, совершенно не развит. Хотя интерес и спрос есть, многие люди хотели бы путешествовать по стране в автодомах. Но, к сожалению, инфраструктура для этого практически отсутствует. Единственное, что хоть как-то сдвинулось с мёртвой точки — это строительство дорог. Их начали приводить в порядок, и на этом, по сути, всё заканчивается. Что касается автодомов, то для них нужны специальные площадки. Построить такую площадку гораздо дешевле, чем возводить домики в зонах отдыха. Достаточно просто заасфальтировать участок, подвести к нему воду, канализацию и электричество, чтобы человек мог подъехать, подключиться и спокойно отдохнуть. Такие решения особенно выгодны для туристических баз, например, на Алаколе или Капчагае. Вложения минимальные, а окупаемость быстрая. Главное, дать возможность владельцам автодомов подключиться к коммуникациям и слить канализацию. Этого вполне достаточно. Но — увы!
— Но, может, в Казахстане еще недостаточно много автодомов, чтобы рассматривать такие площадки, как бизнес?

— Спрос на автотуризм есть, ведь путешествуют не только в автодомах, но и на обычных легковушках. Но, на мой взгляд, основная проблема в другом. Владельцы зон отдыха просто не понимают, что такое автотуризм. Они заточены на привычную модель: сдать комнату и заработать на этом как можно больше.
Вот, к примеру, мы заехали на Балхаш. Элементарных удобств нет даже для обычных легковых машин. Стоянки все в пыли и ухабах, встать невозможно. И при этом вход на территорию 4800 тенге с человека. За что, спрашивается? Чтобы просто попасть на пляж?
За всю поездку мы нашли только одно место с более-менее подходящими условиями. Это заправка в Астане на объездной трассе, там есть душ, столовая, вода. Управляющий сам заправлял нас и рассказывал, что мечтает сделать полноценный комплекс с баней и отдельной площадкой для автодомов, чтобы люди могли стоять в комфортной, чистой зоне. Вот таким людям и нужно помогать, если мы хотим развивать автотуризм в Казахстане.
—То есть по всему Казахстану вы только одно место такое нашли?
— Одно-единственное место, которое более-менее.
Вода — у местных, бензин — если повезёт
— А как вы выкручивались? Где брали воду?
— Мы просто подъезжали к частным домам и просили у хозяев дать воду из шланга, чтобы заправить бак.
— И что, люди соглашались? Вы им платили?
— Никто с нас денег не взял. У нас народ удивительно добрый и отзывчивый. Всегда улыбнутся, пожелают счастливого пути, поинтересуются, откуда и куда едем. Если у них был технический шланг и возможность, никогда не отказывали. Всё делалось бескорыстно и бесплатно.
— А что насчёт канализации?
— Сливали в придорожные туалеты — те самые «будки» вдоль трасс. Хотя, знаете, это отдельная история. Мы специально останавливались у новых туалетов на трассе Алматы — Астана. Они с виду красивые, современные, но все оказались закрыты. В итоге нас отправляли в старые «гадюшники» рядом. Вроде бы инфраструктура есть, но она не работает.
— Что у нас с заправками?
— Если говорить о заправках, то это вообще серьёзная проблема. Вот, например, трасса Алматы — Астана. Дорогу вроде бы сделали, трасса хорошая, но автозаправок практически нет. Мы дважды чуть не остались без бензина. Видели и других водителей, которые тоже рассчитывали заправиться где-то по пути, а в итоге застревали. Представьте, на отрезке в 200–300 километров ни одной работающей заправки. Когда ехали из Алматы до Караганды, более-менее нормальные заправки нам встретились всего три раза. А по дороге обратно — всего две. Всё. Это очень серьёзная проблема. Раньше старые заправки были, но их, похоже, снесли во время реконструкции дороги. А новые так и не построили. Поэтому по факту инфраструктуры нет. В России, к примеру, заправки стоят каждые 20 километров. А у нас можно 300 километров ехать и не найти ни одной.

Дом на колёсах? Нет, спасибо, у нас тут свои домики
— А как на автодома реагируют в тех же зонах отдыха?
— Очень ревниво. К примеру, мы заезжали на Алаколь. Там вообще автодом воспринимают как угрозу бизнесу. Ведь ты не домик снимаешь, а просто стоишь на своей машине. Мы говорим: «Дайте нам стоянку с подключением к воде. Мы готовы платить. Пусть 5, пусть даже 6 тысяч в сутки. Зато вам не нужно содержать домик: не нужно отапливать всю зиму помещение, убирать комнаты, менять постельное бельё. В таком режиме можно работать круглый год. Минимум вложений, а возврат средств — быстрее». Но такая форма туристического бизнеса нашим предпринимателям непонятна.
— Что нужно делать, чтобы это направление развивалось?
— Во-первых, нужна государственная программа поддержки автотуризма. Во-вторых, важно объяснить бизнесу, что автодома — это не угроза их доходам, а наоборот, новая целевая аудитория, которая может принести прибыль и развивать туризм в стране. Во-вторых, на автоплощадки есть реальный спрос. Люди могли бы останавливаться на таких площадках, а потом, к примеру, пересаживаться на такси и ехать в Астану, осматривать достопримечательности. Подтянутся и другие отрасли: услуги такси, гидов, производство сувениров. Возможно, будет развиваться и производство автодомов. У нас есть и мастера, которые занимаются переоборудованием автомобилей в автодома. Например, берут цельнометаллический кузов и по индивидуальному заказу превращают его в дом на колёсах. Конечно, после этого нужно пройти процедуру оформления — через ГАИ. Машину направляют на экспертизу, чтобы убедиться, что переделка безопасна, и только потом выдают документы. Это занимает время, но процедура рабочая. Я лично знаю ребят, которые такое делают в Казахстане, причем качественно.
— Но ведь для этого нужно не только желание со стороны бизнеса, но и какая-то координация от государства.
— Конечно. Нужно стимулировать и разъяснять. Сейчас у нас в стране с этим беда. Вот в России, например, можно на заправке остановиться, купить местный путеводитель с достопримечательностями, адресами, телефонами. Взял, открыл, позвонил и уже знаешь, что посмотреть поблизости. У нас этого нет. Более того, часто даже элементарной связи на трассах нет, не говоря уже об Интернете. Ни книжечек, ни карт, ни информации. А ведь это тоже часть инфраструктуры, и этим должно заниматься государство. У нас есть Министерство туризма, но почему-то складывается ощущение, что оно этим вообще не занимается.
А как за границей? Впечатления и выводы
— Кстати, как вы пересекли казахстанско-рассийскую границу, без эксцессов?
— Пересекли границу спокойно, и с российской, и с казахстанской стороны особых проблем не было. Даже приятно удивились: российские пограничники относились к нам очень доброжелательно, даже с уважением. Потому что мы приехали как туристы.

— Что скажете о дорогах?
— Центральные трассы и у нас, и у них — хорошие. Но вот как только съезжаешь на дороги местного значения, начинается беда. Особенно это было заметно в России, там есть прям ужасные участки. Хотя и у нас, чего греха таить, в том же Балхаше по городу сплошные ямы, кочка на кочке.
— А как со стоянками?
— В России на заправках часто есть площадки для отдыха. Но в основном там фуры и легковушки стоят. Автодома тоже встречали, особенно в туристических местах. В России этим пользуются активно и сами россияне, и иностранцы. Мы видели даже специальные площадки рядом с кафе, например, около Бийска. Там можно остановиться, переночевать, поужинать. Правда, не везде есть места, где можно пополнить запас воды, но и здесь идут навстречу, разрешают набрать воды из-под крана в бутыли. С тех пор у нас бутыли в машине всегда есть — стратегический запас.
— То есть там тоже инфраструктура не идеальная?
— Да, не идеальная. Но у них хотя бы есть движение в эту сторону. Есть понимание, что такое автотуризм и как он работает. У нас в Казахстане, к сожалению, вообще никакой программы по развитию внутреннего автотуризма нет. Хотя это направление могло бы реально выстрелить. Люди же хотят путешествовать, но надо им дать для этого условия.
— А как это устроено за рубежом? В Европе, Америке?
— Вот смотрите, — говорит Владимир, показывая видео на YouTube, — человек приехал, встал на площадке, подключился к электричеству — всё удобно. Воды, правда, на этом месте нет, но он пользуется автономной системой в автодоме. Это обычная практика в США.
На экране — парковка для автодомов. Всё организовано: подключение к электросети, выезд, даже мангальные зоны.
— А вот здесь — площадка, — продолжает он, — можно взять место побольше, за двойную цену (около 50 долларов за ночь). Да, это американские цены, но суть не в суммах, а в подходе…
В кадре — семья живёт в автодоме: дети достали велосипеды, катаются, рядом мангал, зелень, чистота. Настоящий экотуризм.
— Вот это и есть экотуризм в действии. У нас, например, есть прекрасные места. Но попробуй там отдохни. Деньги за вход берут, а мусор некуда выкинуть. Контейнеров нет, всё засорено. Зато строго следят, чтобы ты цветочек не сорвал или мангал не разжёг. Штрафы, запреты. А условий — ноль. А здесь, пожалуйста: мангал, стоянка, порядок. Люди живут в автодоме и наслаждаются природой. Вот к чему надо стремиться.

…Мы вышли из автодома. Владимир привычно проверил все системы, закрыл дверь, провёл рукой по корпусу, словно поблагодарил надёжного спутника. Хочется верить, что однажды в Казахстане появится инфраструктура, которая поддержит таких автопутешественников, как он. Чтобы автотуризм стал для них не испытанием на прочность, а настоящим удовольствием — как это и должно быть.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы ожидается сильный снегопад
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу