Каких вампиров боялись наши предки, и можно ли снять ужастик по народным легендам - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+8 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Каких вампиров боялись наши предки, и можно ли снять ужастик по народным легендам

Каких вампиров боялись наши предки, и можно ли снять ужастик по народным легендам

Вампирская тематика десятки лет не сходит с киноэкранов, а казахстанский кинематограф только стал делать в этом направлении первые шаги.

  • 6 Февраля
  • 18988
Изображение сгенерировано нейросетью

Какие же кровососы из казахских легенд могут стать кинозвездами?

Носферату живее всех живых

Первая громкая книга о вампирах — «Граф Дракула» Брема Стокера, вышла из печати в 1898 году, а первый ужастик про карпатского упыря «Носферату» Фридриха Мурнау попал на экраны в 1938, но до сих пор тема вампиров в книгах и фильмах остается очень востребованной. Всего на эту тематику было отснято более 5000 фильмов, от любительских до высокобюджетных. Как минимум 50 из них имеют культовый статус и стали легендой кинематографа. Только Дракулу кинематографисты делали и полным чудовищем, и обаятельным мужчиной, и смешным старичком, и безнадежным романтиком.

Об Эдварде из «Сумерек» уже почти 20 лет мечтают девушки-подростки и женщины постарше, смешной клан вампиров из «Реальных упырей» полюбился публике за почти детскую наивность персонажей, и каждый новый сериал с героями фильма тут же набирает миллионы просмотров. Ужастик «Носферату», по мотивам черно-белого фильма 1938 года обещает стать одной из самых громких кинопремьер 2025-го.

Наши киноделы не остались в стороне от народной любви к вампирам. В прошлом году на экраны вышла комедия «Жезтырнак» о любви простого юноши-неудачника и очаровательной вампирши из казахских народных легенд. Наш фильм по некоторым параметрам сильно проигрывает голливудским блокбастерам. И сценарий слабее, и актеры слишком переигрывают, и сюжет местами провисает, а уж о спецэффектах и говорить не стоит. Для ленты с таким бюджетом они на высоте, но зрителей подобным сейчас не удивишь.

Классические фильмы о вампирах окутаны флером викторианской Англии, хотя родина легенд об упырях — Восточная Европа

Тем не менее у фильма нашлись поклонники. Только в официальных онлайн-кинотеатрах комедию посмотрело около миллиона человек, а ведь есть еще торренты и пиратские сайты.

Фильму «Жезтырнак» успех был обеспечен еще до написания сценария. Ведь тут используются не затертые до дыр клише из вампирских ужастиков, а за основу взята народная легенда, которую не одно поколение наших предков передавало из уст в уста сотни лет. А экзотическая степная нечисть, которая крайне редко показывается в современных книгах, а тем более на экранах, в любом случае будет смотреться свежо и оригинально.

А ведь в нашем фольклоре и без Жезтырнак есть много фантастических существ, достойных киновоплощения.

Убыр — великий и ужасный

Сейчас кровопийца Убыр характерен только для башкирского и татарского фольклора, а еще лет 150 назад легенды о нем рассказывали и в Казахстане. По сравнению с Убыром граф Дракула — просто комарик. Трансильванский вампир мог превращаться только в летучую мышь, боялся солнечного света и отпугнуть его можно простым чесноком или крестиком.  Убыр же с легкостью превращался в целый зоопарк. Он мог быть свиньей-людоедом, кошкой, собакой, лошадью и даже колесом, если надо быстро сбежать, или огненным шаром, чтобы дать отпор смельчаку, решившему угрожать кровососу.

Так что, если бы кто-то из голливудских режиссеров попытался снять фильм про столкновение Ван Хельсинга или Блейда с Убыром, получилась бы короткометражка минуты на три, где победителем вышли бы совсем не охотники на вампиров.

Убыр спокойно себя чувствовал и под палящими лучами солнца, и в лунную ночь. Питался он не только человеческой кровью. Его обычное меню составляло ворованное молоко, которое он выпивал ведрами, оставляя без удоя целые аулы, новорожденные телята и жеребята, а коз и овец Убыр мог слопать по десять штук за раз. Человеческая кровь требовалась ему только для поддержания магической силы, и чем больше он выпьет, тем больше злых чудес мог натворить.

Убыр может принимать любой облик, но комфортнее всего ему в теле страшного старика. Изображение сгенерировано нейросетью

Прикончить Убыра можно любым предметом. Тут не нужно ни осиновых кольев, ни серебряных пуль. Порой хватает и удачно брошенного булыжника. Но, во-первых, так просто Убыр не сдается, и нанести ему хоть пустяшную рану может только очень сильный, ловкий и хитрый противник. Во-вторых, Убыр живучий. У него всего за пару дней заживают самые глубокие раны. И самое главное – физическое тело для Убыра лишь оболочка. Он может вселиться абсолютно в любого человека. После короткого ритуала у жертвы под мышкой открывается отверстие, куда переселяется черная душа фантастического существа.

Слабых духом Убыр превращает в своих верных рабов. Жертвы вампирского гипноза похожи на зомби, но кровопиец может на время поделиться с ними магической силой. Это не фамильяры, слуги Дракулы из европейских легенд, способные разве что прибираться в замке да прикрыть гроб крышкой, пока хозяин отдыхает.

Даже мысли Убыра могут нанести вред. Наши предки верили, что энурез у детей случается от того, что про малышей кровопийца только подумал. А если Убыр просто коснется предмета, то человек, воспользовавшийся вещью, будет сильно болеть. Так кровопийца развлекается на ярмарках. Он ходит и трогает ткани и посуду, выставленные на продажу. Поэтому существовала примета, что любую обновку нужно осыпать солью, окурить дымом адыраспана или омыть в проточной воде. Ярмарочные продукты Убыр не трогал, потому что от его прикосновения они моментально сгнивали, что могло выдать вампира, обломав ему веселье. Еще Убыр умел питаться дистанционно. Если у хозяйки не поднималась опара или из муки никак не получилось вылепить тесто, то считалось, будто Убыр на расстоянии питается будущими лепешками или баурсаками.

Полностью убить Убыра можно лишь корнем очень редкой травы, над которым хороший знахарь прочитал дюжину заклинаний. Такую траву не только сложно найти, срывать ее надо в определенные дни. Это не чеснок, который можно корзинами накупить на любом базаре.

Дракула, я твой отец!

Выглядел Убыр, как высокий, очень тощий старик, с длинными тонкими пальцами и глубоко посаженными черными глазами, но для коварных планов он мог превращаться в близких людей жертвы — мужа, сына или мать.

В казахских легендах образ Убыра оказался не так популярен, как в башкирских, чувашских и татарских, именно из-за его причудливого вида. Казахи жили более обособленно, и визит страшного старика не остался бы незамеченным, если бы тот заглянул на кочевье, где все друг друга знают. Это в большом городе можно затеряться в толпе и жить в маленьком домике на окраине, не привлекая особого внимания.

К XIX веку Убыр в сказках стал не таким уж могущественным и страшным. Это произошло благодаря распространению ислама. Образованные муллы быстро находили аргументы, чтобы избавить народ от страха. Где это видано, чтобы какой-то шайтан не боялся сур из Корана? А если чудище можно одолеть лишь искренне помолившись,  страшным оно уже не кажется.

Убыр умеет превращаться не только в живое существо, но и в неодушевленные предметы, поэтому одолеть в честном бою его очень трудно. Изображение сгенерировано нейросетью

Есть любопытная лингвистическая теория, к сожалению, еще не подтвержденная, что слова “вампир” и “упырь” появились именно из-за Убыра. Точно известно, что в европейские языки слово “вампир” пришло из венгерского. Мадьяры же, хоть и являлись финно-угорской группой, имели в своем языке много тюркских слов, ведь их предки кочевали возле Каспийского моря, а также по территории нынешних Татарстана и Башкирии. Перекочевав в Европу, мадьяры принесли с собой и азиатские легенды. Фантастическое существо, пьющее кровь, на мадьярский манер произносится примерно как “уимпр”. Западные славяне и жители Балкан, слово “Убыр” чуть смягчили, в результате кровососов стали называть упырями.

В пользу этой версии говорит тот факт, что в западноевропейских легендах, происхождение кровососущих существ объясняли нехорошим наследием Ламии из греческой мифологии или  Лилит, первой жены Адама. Якобы их дети были прокляты за связь матерей с темными силами. “Лилит” и “Ламия” на слово “вампир” совсем не похожи, значит обозначение кровососа пришло из других культур.  Самому известному вампиру, Владу Цепешу, прозвище Дракула люди дали в честь дракона, то есть совсем другой твари из легенд.

К сожалению, лингвистическую версию нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, потому что слова “вампир” и “упырь” изначально были именами собственными. Тут обычная формула, по которой можно выяснить происхождение, не работает.

Изображение сгенерировано нейросетью

А было бы здорово, если бы карпатский Дракула оказался прапраправнуком Убыра из наших краев. Хотя у нас и так все родственники в той или иной степени, так что если копнуть, то и графиня Батори окажется родней нашей Жезтырнак.

Вампирская вендетта

Жезтырнак – главная вампирша казахских легенд. Ее описывают как невероятно красивую девушку в дорогой одежде, увешанную изящными украшениями из серебра и золота. Это неудивительно, ведь Жезтырнак предпочитает селиться на месторождениях драгметаллов, и ее жертвами часто становятся охотники за самородками.

Впрочем, иногда Жезтырнак может явиться к жертве в одежке поскромнее, в длинной черной накидке вроде плаща. Так она пытается обмануть физически сильного противника, прикидываясь простой странницей. Накидка нужна ей, чтобы прятать когти. Они у Жезтырнак медные, латунные или даже серебряные. Когти острее бритвы. Этим маникюром Жезтырнак разрывает горло или грудь жертвы, чтобы напиться крови, а если жертва сопротивляется и хватается за саблю, степная вампирша умеет неплохо фехтовать когтями. Но открытого поединка Жезтырнак чаще всего избегает, предпочитая либо неожиданно напасть на путника из темноты, либо подождать, пока тот уснет.

Жезтырнак выглядит как очень красивая девушка в черном. В толпе она привлечет внимание, но, если получится спрятать острые когти, никто не заподозрит неладное. На этом и построена завязка первого казахстанского фильма о вампирах. Изображение сгенерировано нейросетью

Нашу вампиршу убить так же легко, как и человека. Для борьбы с ней годится любое оружие, от пули до кухонного ножа. Но со смертью Жезтырнак у охотника на вампиров проблемы только начинаются. Первым мстить за убитую супругу придет ее муж. Прежде чем выпотрошить обидчика и напиться его крови, вампир защекочет жертву до обморока. Если же отбиться и от мужа Жезтырнак, то мстить придут их дети. Причем война будет объявлена не только убийце вампирши, но и всем его родственникам и потомкам до седьмого колена.

Вампиры из голливудских ужастиков есть человеческую пищу не могут. Жезтырнак людскими угощениями не брезгует, но, если усадить ее за дастархан, она сожрет все мясное, а к лепешкам, бауырсакам и кумысу, скорее всего, не прикоснется.

В сказках и легендах место, где живет Жезтырнак, описывается как далекая земля за Красной горой, где редко ступает нога человека. Но к середине ХХ века собиратели фольклора узнали более точный адрес вампирши. Жители нескольких аулов под Темиртау рассказывали, что слышали от бабушек и дедушек истории, будто Жезтырнак живет в небольшой пещерке, на том месте, где сейчас находится шахта “Абай”. Аварию, что случилась 16 февраля 1958 года, когда при строительстве шахты погибло шестеро обходчиков, старожилы приписывали когтям Жезтырнак, наказывающей людишек, разрушивших ее логово.

Впрочем, легенды о нечистой силе, обитающей на месте будущих масштабных строек или, наоборот, о добрых духах предков, которые не хотят, чтобы тревожили их прах, существуют в разных уголках Казахстана, и появились они в 50-60-х годах. Скорее всего, так старики протестовали против крупных проектов, меняющих их любимые места. Любую нештатную ситуацию на стройке, от поломки бульдозера до трагических аварий, они приписывали потусторонним существам, надеясь, что молодежь хоть как-то помешает стройке.

И мне не надо ни шоколада, ни мармелада

Если внимательно изучить казахскую мифологию, то можно заметить, что злобных тварей, питающихся исключительно человеческой кровью, в древних легендах практически нет. Нечисть, предпочитающая человечину, обычно пожирает жертву целиком. Жалмауыз-кемпир, если позволяет время, отваривает людей в гигантском казане, а ее любимое блюдо — детишки, обжаренные в масле, как бауырсаки.

Жалмауыз-кемпир любит обычные блюда, только вместо говядины или конины кидает в котел человечину. Кровь она пьет только, когда очень голодна. Изображение сгенерировано нейросетью

Но когда с посудой для приготовления человечины сложно, а жалмауыз-кемпир терзает сильный голод, она может слопать человека и сырым. Проблема в том, что за столетия жизни у степной ведьмы выпали все зубы, кроме одного. Тогда ей ничего не остается, как пить кровь, но почему-то не из шеи, как ее европейские коллеги, а из пятки. Наверное, именно поэтому кровь лошади или коровы тут не годится. Пяток у них нет, а копыто ведьме не прокусить. Хотя есть сказки, где злобная старуха крала скот, а потом чабаны находили обескровленных животных с разорванной шеей.

Еще жалмауыз-кемпир любит высасывать у жертвы спинной мозг, но легенды умалчивают, как она это делает. Через пятку такое проделать невозможно.

Жалмауыз-кемпир почти никогда не нападает на жертву открыто. Ведьма слишком слаба, и одолеть ее может даже подросток. Чтобы напиться крови, жалмауыз-кемпир идет на хитрость. Чаще всего просит жертву помочь ей подняться с земли, а потом впивается единственным зубом в пятку. Может ведьма и тайком пробраться в юрту к больным и слабым, особенно к роженицам. Или превратиться в легкий предмет, чтобы жертва сама внесла ее в жилище.  В основном жертвами жалмауыз-кемпир становятся маленькие дети. Их легче обмануть и сопротивляться старухе сил у малышей не хватает.

Хочешь знать, откуда у меня эти шрамы?

Албасты пьет кровь точно так же, как европейские вампиры, прокусывая артерии на шее жертвы. Только жертва не превращается потом в албасты, да и умирает редко. Разве что долго болеет от потери крови. Албасты на вампирство идет редко, лишь в случаях, когда нет другой пищи или тварь сильно ослабла после ритуалов шамана или знахаря. Найти албасты можно рядом с источником воды: рекой, прудом или озером, что роднит ее с русалкой. Людям она вредит часто, но до летального исхода дело не доходит почти никогда. В основном албасты душит спящую жертву и навевает ей кошмарные сны. Скорее всего, наши предки так пытались объяснить приступы сонного паралича

Легенды описывают ее как высокую блондинку, с широкими бедрами и очень большой грудью. Любопытно, что более старые предания рисовали албасты как прекрасную деву, а лет 250 назад она превратилась в уродливую старуху. Может быть, какой то охотник пытался убедить жену, что укусы на шее ему оставила албасты, а говорить при этом ревнивой жене, что пышногрудая дева была красавицей, страшнее, чем быть растерзанным когтями Жезтырнак.

Любопытно, но албасты практически во всех сказках — блондинка. Обычно народам в сказках и легендах свойственно придавать потусторонним существам, похожим на людей, внешность другого этноса. Изображение сгенерировано нейросетью

Так или иначе албасты почему то любит сосать кровь именно у молодых и крепких мужчин, на худой конец у юношей и подростков. На жертву она никогда не нападает, а просто заводит милую беседу и ждет, пока собеседник уснет.

Одолеть албасты очень легко. Нужно только изловчиться и вырвать из ее волос гребень. Тогда албасты будет покорной и станет исполнять любые желания обладателя гребня. Легенды умалчивают, какие желания могут быть у одинокого охотника, когда рядом с ним обнаженная пышногрудая блондинка, но догадаться тут нетрудно.

К кровососущим фантастическим тварям из казахских легенд можно отнести и медноголовую змею. Пока ее не трогаешь, змея почти безопасна. Разве что день-два после встречи с ней все будет валиться из рук. Но если змею убить, то медная голова найдет обидчика, где бы он ни был, просверлит тело и станет постоянно сосать кровь, причиняя адскую боль. Избавиться от головы невозможно. Ее не разрубить мечом, не прострелить из ружья, ни сжечь, ни расплавить. Даже если бросить ее в реку или пропасть, а самому уехать за тридевять земель, змеиная голова все равно найдет обидчика и замучает его до смерти.

Серик, ты вампир?

Однако самые страшные вампиры из казахских легенд — это не блондинки с голой грудью, не однозубые ведьмы, не женщины с медными когтями и даже не могущественный Убыр. Больше всего наших предков страшили вампиры, которые не пили кровь и ели человеческое мясо. Среди жителей южных регионов есть байки о странных людях, приходящих с территории нынешнего Китая. Эти гости совсем не агрессивны, а, наоборот, очень вежливы, дружелюбны, харизматичны, а если приходят в гости, то всегда вручают хозяевам дорогие подарки. Беседу они вели очень интересную, рассказывая кучу забавных историй. Вот только веселья от таких посиделок не было. Уже к середине гости чувствовали себя вялыми, теряли аппетит, тянуло спать и вообще ничего не радовало. Такое состояние продолжалось еще с пару недель после того, как странные гости уходили. Все валилось из рук, а исправлять сил не было. Ритуалы от сглаза и порчи совсем не помогали. После заговоров знахарок или дыма адыраспана лучше не становилось. На скот этот негатив совсем не влиял, только на людей.

В энергетических вампиров многие верят и сейчас. В них записывают очень токсичных людей, предпочитающих открытой агрессии тонкую манипуляцию. Изображение сгенерировано нейросетью

Сейчас бы странных гостей назвали энергетическими вампирами. По китайским поверьям, это существа, очень похожие на людей и с жизненной энергией цзи. Скорее всего, в наши степи эти легенды пришли с гостями из Поднебесной.

Для казахов энергетические вампиры были страшнее кровососов, потому что традиции гостеприимства не позволяли прогнать человека, тем более милого и вежливого. Это не Жезтырнак, против которой можно пустить в ход оружие и никто тебя не осудит. Тем более, недобрым подозрением можно обидеть и очень хорошего человека, который и не собирался высасывать из тебя все силы.

Казалось бы, все легенды о вампирах остались в далеком прошлом, но в 2017 году казахстанский экстрасенс Ержан Баймуханов в интервью одной из республиканских газет заявил, что точно уверен — а земле проживает около 1000 вампиров. Местом обитания они выбрали всего 17 стран, причем одна из них — Казахстан. Якобы тут проживает целая семья. Более того, Казахстан — единственная из стран Азии, где есть вампиры.

Казахстанский экстрасенс не объясняет, почему из всех азиатских стран клан вампиров поселился именно у нас. Изображение сгенерировано нейросетью

Конечно, очень лестно, что наша страна привлекательна для древних, богатых и могущественных кланов. Можно снять свою версию “Сумерек”, где действие будет происходить в Астане или Алматы. Но пусть это все останется вымыслом. Все-таки хочется пожить без упырей и встречать их только на экране кинотеатра.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

"Очень хочется видеть экологию в первых строчках приоритетов" - мажилисмен трогательно обратился к алматинцам

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Новую ТЭЦ построят в Шымкенте

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта