Шенол Гюнеш уволен с поста главного тренера сборной Турции. Как сообщает Рейтер, Турецкая футбольная федерация объявила в понедельник о разрыве контракта со специалистом, котрый вывел команду Турции на третье место чемпионата мира 2002 года. Контракт Гюнеша заканчивался 13 июля, однако президент федерации Халюк Улусой заявил, что к отборочному турниру ЧМ-2006 года команду должен готовить другой тренер.
Шенол Гюнеш больше не тренер сборной Турции. Но когда мы встретились с ним в Стамбуле, он еще не знал, что так сложится его судьба. Вместо обещанных пяти минут Шенол-бей уделил корреспондентам «Каравана» полтора часа. Он рассказал о себе и расспросил нас о Казахстане — стране, в которой сборной Турции предстоит сыграть во время отборочного турнира чемпионата мира по футболу.
Со знаменитым тренером нас познакомил редактор спортивных новостей агентства Cihan Халил Ибрахим Экиз. Он позвонил г-ну Гюнешу и попросил не отказать в любезности дать «Каравану» интервью. Шенол-бей назначил нам встречу в футбольной федерации, расположенной в деловом центре Стамбула, районе Левент. Из-за невероятных пробок мы опоздали на интервью, но тренер Гюнеш дождался нас.
На интервью нас сопровождали коллеги-журналисты турецкого телевидения, которые освещали наш приезд. Они ездили с нами на все встречи с турецкими звездами спорта и не скрывали своего удивления тем, что их именитые соотечественники охотно беседуют с иностранцами на личные темы. Приватная жизнь звезд запретна для турецких газетчиков.
Его кабинет — словно музей. На полках выстроились в ряд трофеи сборной Турции, большой мяч с фотографиями игроков, а на стене под стеклом подарок знаменитого Пеле — его майка.
Гостеприимный хозяин угостил нас чаем, подарил сувениры с символикой сборной и книгу, посвященную своей спортивной карьере. В кулуарах уже ходили упорные слухи, что Шенол Гюнеш собирается уйти с поста главного тренера летом. Так что наша беседа началась с прогнозов предстоящего матча между сборными Турции и Казахстана. Шенол-бей вежливо отметил, что прогнозировать исход событий не берется, ибо никогда нельзя предсказать счет:
— Казахов мы считаем близкими людьми, братьями. И поэтому говорить о каком-то соперничестве мне бы не хотелось. Не хочется, чтобы соревнования повлияли на нашу дружбу. Я очень надеюсь, что матч пройдет без эксцессов, по-дружески. Хотя, конечно, что тут скрывать, мы настроены на победу. Кстати, Футбольный союз Казахстана приглашал нас к себе. Но не было возможности приехать. Мы очень сожалеем об этом, ибо сейчас мы бы имели представление о вашей команде…
— Многие предрекают, что в Казахстан отправится не самый сильный состав.
— Нет разницы, кто наши соперники. Мы играем с одинаковым настроем. Не скрою, мы не знаем, что нас ждет, какой исход игры, какое поле, какие погодные условия — все это немаловажно. Кстати, какая в Алматы погода?
— Непредсказуемая. С утра идет снег, температура минус пять, а к вечеру — жара, приходится включать в машине кондиционер…
— (Задумавшись.) Да, вот видите, нужно быть готовыми ко всему. Не скроем, победа нам нужна, ведь она приносит команде три очка.
— Как Вы считаете, успешное выступление сборной Турции на чемпионате мира повлияло на азиатский футбол в целом?
— Безусловно. Сейчас мы занимаем восьмую строку в мировом рейтинге. По сравнению с прошлым — это высокий результат. Нужно отметить, что стимул к победе нам дало и то, что за нас от чистого сердца болели и в Средней Азии, и в Казахстане. Наш удачный дебют стал примером для подражания. Мы очень рады, что и казахстанцы попали в УЕФА.
— Не хотели бы Вы подтянуть и женский футбол Турции?
— У нас есть женская футбольная лига, правда, сейчас команда полностью обновлена. Безусловно, нужно подтягивать женский футбол, однако у нас пока мало команд. Что касается моей тренерской работы, то я об этом не задумывался. В лиге женского футбола есть свой тренер.
— Скажите, а Вы ругаете своих подопечных после неудачных матчей?
— Разве может злиться отец на своих детей? Стоит ли быть с ними слишком строгим? Я отвечаю за них и очень их люблю.
— Наверняка после победы на чемпионате мира у Вас появилось много врагов и завистников.
— Не стоит обращать внимания на завистников. Я склонен видеть лишь тех, кто радуется со мной. Мир ведь контрастный. Иногда бывает неадекватная реакция окружающих. Так или иначе, нужно помнить, что вокруг всегда есть люди, которые нас любят и поддерживают.
— У Вас были в жизни моменты, когда хотелось бросить футбол?
— Для меня не существует слова «пасовать». Я делаю свое дело с любовью. Поверьте, нет большей радости, чем это. Тяжело забраться на вершину, а еще труднее устоять на вершине на ногах под порывом ветра.
— Вы производите впечатление человека строгого. Я была уверена, что Вы рассердитесь на наше опоздание и не примете нас…
— Да что вы! Неужели я произвожу впечатление такого монстра? Вообще мнение обо мне бывает часто ошибочным. Хотя я на вид строгий, но в душе мягкий. Если бы я был неуравновешен и зол, ваше опоздание и вправду привело бы меня в бешенство, и я бы не дождался вас. Однако, как видите, я весь в вашем распоряжении. Я был уверен, что встреча со мной для вас важна, как же я мог уйти? Стамбул — огромный мегаполис, здесь невозможно избежать трафика.
А что касается моего имиджа строгого тренера, то отчасти это объясняется тем, что я человек публичный. Я должен быть примером для подражания, ведь на меня возложена большая ответственность представлять свою страну! У меня даже нет времени подумать о своей личной жизни, так как большую часть своего времени я посвящаю работе. Чтобы держаться на высоте и добиваться высоких результатов, я должен держаться строго. Хотя порой эмоции меня просто переполняют…
— Была ли у Вас возможность выбора на начальном этапе карьеры? Мечтали ли Вы, предположим, быть актером, режиссером или заниматься другим видом спорта?
— Я преподаватель географии и истории. Лет пять я занимался преподавательской деятельностью. Одновременно играл в футбол. У меня всегда была цель стать успешным футболистом. И в 15 лет я наконец получил лицензию футболиста, которая давала мне право играть. В течение 37 лет карьеры были времена и обучения, и преподавания. Вот уже 17 лет я тренирую. Любопытно, но эти две, казалось бы, непохожие профессии в итоге слились воедино — я стал тренером молодых ребят. А это практически то же самое, что быть учителем по футболу. Профессии своей я не изменил.
— Скажите, у сборной Турции есть кумиры, которым ребята стараются подражать, перенимают технику игры?
— Это уже в прошлом. Так было на протяжении долгих лет. Мы брали пример с других команд. Ну, понимаете, хочется играть красиво, как англичане, технично, как бразильцы. Однако, если хочешь добиться результатов, не стоит копировать и подражать. Мы — турки, мы другая нация. Только став самими собой, мы добились больших результатов.
Самое главное в футболе — человеческий фактор. Я верю, что мы внесли свой огромный вклад в мировой футбол. Турецкий народ талантлив. Это мы доказали. Мы разрабатываем свою технику, свой стиль. Мы играем специфически и непохоже на других. В этом наше преимущество.
— Объясните, пожалуйста, почему во время некоторых матчей на майках турецких футболистов написаны не фамилии игроков, а их имена? Да и турецкие комментаторы называют ребят по именам.
— Вы правильно заметили, у нас существует такая традиция называть друг друга по именам, а не по фамилиям. На майке, например, Хакана Шукура вы увидите надпись «Хакан». Мы считаем, что это сближает игроков. Нужно к соперникам относиться, как к друзьям. Трудно стать другом, если обстановка слишком официальна.
— Но это — словно бунт на корабле футбольных традиций?.. Как будто вы отказываетесь подчиняться общим правилам.
— Вот так вопрос! Впервые меня спрашивают об этом… Понимаете, мы люди, которые четко придерживаются своих традиций. У нас очень богатое наследие. Имя — одно из ярких тому подтверждений. Каждое имя несет в себе историю, мы при общении называем друг друга по именам. Это традиция, от которой мы не хотим отказываться. Это не бунтарство, поверьте.
Я уверен, даже европейцы стремятся к тому, чтобы между футболистами не было вражды. Казалось бы, такая мелочь — имя, написанное на майке, а ведь это и есть проявление любви и дружбы. Мы не можем в одночасье отказаться от этого.
— А как Вы относитесь к тому, что футбол стал частью шоу-бизнеса?
— Если вы хотите знать мое личное мнение, то оно резко отрицательное! Да, я признаю, что футбол вышел за рамки игры и дружеских соревнований, он стал бизнесом. Это удручает. Однако нужно понять, что изменились условия. Клубам нужны деньги, реклама, ведь они живут за счет самофинансирования.
— В турецких клубах очень много легионеров. Не хотите пополнить и сборную Турции бразильцами, румынами?
— За сборную должен играть гражданин страны — это главное правило. Для того, чтобы принять в сборную Мустафу Изета, который жил в Англии, нам пришлось сделать ему гражданство Турции.
Мы должны выращивать своих звезд. Их немало. В каждой команде есть молодой состав. Мы внимательно следим за юными дарованиями, в том числе и за турками, играющими за рубежом, и приглашаем в молодежную сборную. Если парни показывают хорошие результаты, берем в национальную сборную. Нет нужды приглашать иностранцев.
— У Вас чутье на звезд. А часто ли юные дарования не оправдывали Вашего доверия?
— Знаете, я хочу уточнить, что не я делаю звезд, их создает Аллах. Я лишь помогаю им сверкать. Звезды — такие же люди, как все. Они имеют право на ошибки. Даже от меня мало что зависит. Главные факторы — это окружение, семья, родные, друзья. Если человек окружен любовью, то это помогает ему добиться успеха.
Я могу ошибаться при выборе игроков. Даже если это случается, парень имеет право исправить свои ошибки. Нужно помнить, что футбол — командная игра, и ее не могут вытянуть несколько ярких звезд. И у Хакана были взлеты и падения. Однако неудачи ни в коем случае не умаляют его заслуг. Мы хотим иметь не одиннадцать звезд — сильную команду.
— Вы часто собираетесь всей командой? Какие подарки дарят Вам подопечные?
— Вы даже не представляете, как сложно нам собраться! Обычно мы созваниваемся. Мы редко дарим друг другу подарки и ходим на дни рождения. У всех свои семьи, дети, свои клубы, поэтому у нас большая проблема со свободным временем.
— Не могу удержать и не задать Вам пару личных вопросов. Расскажите о своей семье. Чем занимается Ваша супруга?
— Моя семья живет в Трабзоне. Это среднестатистическая турецкая семья. Супруга моя в прошлом преподаватель, сейчас домохозяйка. Мы живем раздельно, так как я работаю в Стамбуле. Младшая дочь учится в первом классе. Старшая — выпускница, она готовится к поступлению в университет. Сейчас мы активно готовимся к чемпионату мира, и я не могу видеться со своей семьей.
Как я уже сказал, кроме работы у меня больше ничего нет. Правда, случаются праздники, и я приезжаю домой, иногда они приезжают в Стамбул. Гуляем, ходим в рестораны. Как видите, я не на сто процентов выполняю роль главы семьи. Приходится жертвовать личной жизнью ради футбола.
— Чем увлекаетесь в свободное время?
— Читаю книги. Вообще я причисляю себя к категории неприхотливых людей. Если нет времени перекусить, я могу сгрызть рогалик. Не люблю роскошь. Для меня это неважно.
— Вы так молодо выглядите — такой импозантный, красивый, подтянутый господин. Может, поделитесь секретом своей молодости?
— (Смущенно.) Спасибо, такого комплимента мне еще не говорили! Я, конечно, хотел бы следить за собой, но у меня нет времени. Кстати, я 1952 года рождения, мне уже 51 год…
— Вы любите о себе говорить?
— Нет, не люблю. Для меня важно, что я делаю. Не люблю хвалиться…
— Как бы Вы могли себя охарактеризовать?
— Я — человек строгих правил. Спокойный, уравновешенный. Люблю правду, если кто-то обо мне плохо думает, пусть говорит мне в лицо, а не за спиной.
— Легко ли Вас ранить?
— Да. Однако вы этого не ув идите по моему лицу. Я держу эмоции в себе. Не принимаю скоропалительных решений. Вы не дождетесь от меня выяснения отношений, ругани, недовольства. Если меня ранили, я просто даю возможность человеку подумать о причиненной мне боли. Если он поймет, что был неправ, он сам подойдет и извинится.
— Какой самый страшный сон может присниться главному тренеру сборной Турции?
— Страшен не сон, а реальность — если кто-то в команде апатичен, не настроен на победу, не верит в свои силы. В этом случае моей главной задачей становится психологическое воздействие на человека — надо отрегулировать механизм, чтобы он не засорился. Ну а самый страшный сон, пожалуй, это если наша команда развалится!
Пенсия 2026
В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев
Алматы
Популярен у подростков: в Казахстане свободно продается опасный продукт, вызывающий онкологические заболевания и бесплодие
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Каспийском море
Бокс
Казахстанка провела яркую неделю на турнирах по рукопашному бою и боксу
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
В Астане задержана женщина за хищение крупных денежных средств
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Глава государства: «Требуется ускорить формирование современной системы переработки отходов»
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Нефть
Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане