Опубликовано: 10500

Зелёная революция: как Казахстан вкладывается в будущее через экологически устойчивое развитие

Зелёная революция: как Казахстан вкладывается в будущее через экологически устойчивое развитие Фото - Из открытых источников

Людей по всему миру всё больше волнуют вопросы экологии, поэтому тема устойчивого развития становится всё более актуальной. Жители Земли учатся новым подходам к экономике, ищут способы уменьшить вред, который приносит наша жизнедеятельность планете, и именно поэтому зелёную экономику можно назвать ключевым фактором, от которого зависит то, удастся ли достичь устойчивости в будущем. И такая крупная страна, как Казахстан, тоже придерживается

этих ценностей.

Этим летом  прошла пленарная сессия Международного форума в Астане. На ней президент нашей страны Касым-Жомарт Токаев высказал уверенность в том, что у Казахстана есть все шансы для того чтобы занять роль мирового центра, развивающего возобновляемую энергетику, передает медиапортал Сaravan.kz.

По его словам, наша страна, идущая по пути декарбонизации и стремящаяся создать зелёную экономику, нуждается для этого в ресурсах, а также в партнёрских связях с другими странами и международными организациями.

Касым-Жомарт Токаев считает, что у Казахстана очень высокий потенциал для реализации различных инициатив в рамках зелёной экономики, но для этого требуются средства, а главное – время, которого очень мало в глобальных масштабах. Именно для этого стране нужна помощь, чтобы ускориться.

Токаев также отметил стремление Казахстана к тому, чтобы стать таким партнёром для международного сообщества, которого бы все однозначно считали надёжным. Это касается торговой и экономической сфер в первую очередь.

Вместе с тем президент вспомнил, как положительно Транскаспийский международный транспортный маршрут влияет на ситуацию в Китае, привлекая инвестиции и стимулируя торговлю с Евросоюзом. А между тем Казахстан играет ключевую роль в проекте "Пояс и путь", связанном с вышеуказанным маршрутом, и наша страна также активно содействует улучшению ситуации в регионе, крепким контактам с соседями и экономическому развитию.

Летом этого года наше Минэкологии продемонстрировало, какие изменения собираются внести в концепцию, регулирующую то, как наша страна переходит на зеленую экономику. Стоит отметить, что Казахстан не производит больше всего выбросов в атмосферу, хотя в целом проблема и существует, как и в любой другой развивающейся стране. Однако обновление этой концепции вызвало разногласия среди экспертов и общественности.

Нововведения тепло встретили экологи, считающие их назревшими и подчеркивающие важность усилий, которые прилагаются для снижения негативного воздействия на природу. Однако у экономистов возникли опасения по поводу увеличения тарифов, которое может повлечь за собой рост цен на коммунальные услуги для казахстанцев.

По данным, которые предоставил исследовательский центр под название Enerdata, глобальная экономика находится в процессе восстановления, и в её росте зафиксирован прирост в размере чуть более трёх процентов.  Однако, к сожалению, в этот же период наблюдается увеличение выбросов углекислого газа на практически 2 %. Эти тенденции указывают на возвращение к уровням выбросов парниковых газов, характерным для времен до пандемии.

Подробное исследование, проведенное Международным энергетическим агентством, позволяет предположить, что когда настанет 2040 год, то не только вырастет спрос на электроэнергию по всему миру (ожидается увеличение на 37 %) - также увеличится потребление нефти, природного газа, а кроме того - угля и, что проблематично для экологии, низкоуглеродных источников энергии. И, хотя  ресурсы, вероятно, будут доступны, воспрепятствовать тому, что выбросов углекислого газа будет становиться больше, в сфере энергетики представляется крайне сложной задачей. Прогнозируется, что уровень выбросов CO2 будет составлять приблизительно пятую часть от текущего уровня.

В предложенном проекте можно выделить несколько ключевых моментов, заслуживающих особого внимания. Это вызовы, на которые предстоит ответить Казахстану и разобраться с ними в будущем. Первый заключается в очень высоком энергопотреблении в жилищах казахстанцев: средний уровень по Казахстану – приблизительно 270 кВтч/м2, в то время как в Европе он не превышает 120 кВтч/м2. Получается, разница больше чем в два раза. Мало того, даже в России средний уровень – чуть больше 200 кВтч/м2, то есть мы и их опережаем. В то же время, если верить результатам экспериментов, на самом деле в Казахстане есть потенциал для того, чтобы экономить от 30 до 40 % электроэнергии. Второй вызов, стоящий перед нашей страной – это то, что наши энергетические компании зарабатывают гораздо меньше, чем могли бы, и это негативно влияет на их экономическое положение. Третий вызов в том, какой экономический ущерб от загрязнения воздуха в домах казахстанцев насчитали исследователи: 250 млн долларов. По частному транспорту эта сумма и вовсе превысила 1,6 млрд долларов, а это почти 1 % от ВВП страны за год до пандемии. Есть и другие вызовы, с которыми можно ознакомиться подробнее, почитав проект.

Суть в том, что партнёры Казахстана на международной арене ожидают, что Казахстан займётся этими вопросами, поскольку у него есть обязательства по соглашениям, которые он заключал, для того чтобы положительно повлиять на изменения климата и достигнуть желанного устойчивого развития. И, если верить данным и оценкам аналитиков, то можно заключить, что мировое сообщество стремится ускорить процесс перехода Казахстана, как развивающейся страны, к использованию современных, но затратных зеленых технологий.

Специалисты также поддерживают неотложность обновления Концепции. Эколог Азаматхан Амиртай подчеркивает, что пересмотр Концепции 2013 года является необходимостью, поскольку она базировалась на устаревших философских принципах, в то время как действительность требует применения принципов экономики, учитывающей потребности природы.

Амиртай также напоминает, что Казахстан присоединился к Парижскому соглашению в и утвердил стратегию по низкоуглеродной нейтральности. Он считает, что пора приступать к конкретным действиям. В настоящее время выбросы CO2 в стране составляют 364 миллиона тонн, при этом одни только промышленные предприятия отвечают за 180 из них, а ЖКХ, транспорт, дома - за оставшиеся 184 миллиона. Специалист подчеркивает важность ответственности каждого гражданина за сохранение окружающей среды.

Эколог также призывает государство установить единый тариф на утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО) во всех регионах страны, считая необходимым создать основу для охраны окружающей среды уже сегодня.

Несмотря на сложности при определении того, как именно следует рассчитывать экономический ущерб, который приносят жилые дома, Амиртай утверждает: реальные цифры очень сильно превышают представленные. Он утверждает, что предыдущие расчеты международного уровня продемонстрировали, что ущерб достигает нескольких миллиардов долларов. Амиртай настаивает: за ущерб окружающей среде должны нести финансовую ответственность те, кто его наносит, и считает это нормальным. В настоящее время, по его мнению, принимаются правильные меры.

С другой стороны, экономист Марат Абдрахманов предостерегает от того, чтобы повышать финансовую нагрузку, которую и так несут потребители. Абдрахманов подчеркивает, что ещё десять лет назад предприятия столкнулись с подобным как раз потому, что начали платить за загрязнение природы. Экономиста тревожит, что ставки, по которым бизнесмены будут платить за так называемые эмиссии в окружающую среду, привязаны к МРП, а он растёт каждый год. Экономист полагает, что поправки в концепцию предполагают, что эти платы вырастут и для рядовых граждан, и для бизнеса.

Кое-что в этом году сделали на республиканском уровне для того, чтобы повысить эффективность работ на благо экологии: министерству экологии и природных ресурсов добавили дополнительные функции. Их закрепили специальным  постановлением от 3 августа.

Итак, что же теперь может делать министерство, кроме того, что уже было в его компетенциях?

Теперь ведомство занимается так называемой цифровой трансформацией. Оно теперь может анализировать то, как действуют государственные органы – это будет называться функциональным обзором. Единая политика страны в области экологии тоже теперь лежит на нём – сотрудники министерства должны её придумать и реализовать. В министерстве также займутся регуляцией отношений между областями, касающихся воды – чиновники должны разработать и утвердить соответствующие правила. Проекты, по которым собираются корректировать технические и экономические образования, связанные с функциональным зонированием, а также генпланы, по которым будет развиваться инфраструктура на природных территориях, которые охраняются в пределах городов республиканского значения, также нужно согласовывать теперь с этим министерством. В том случае, если прежде государственная экспертиза в области экологии даст положительное заключение. Также теперь министерство контролирует от лица государства то, как идут лесохозяйственные мероприятия, соответствуют ли они тому, что указано в лесоустроительных проектах, касающихся территорий в ведении государственного лесного фонда. Именно министерство экологии будет отвечать за разработку правил охоты, на которой применяется огнестрельное оружие – это же ведомство будет правила утверждать. Оно будет решать, стоит ли объявлять ту или иную территорию или акваторию зоной, где происходит ЧС экологического характера. Решение будет приниматься после проведения государственной экспертизы и после того, как свои заключения дадут представители ответственных органов из областей здравоохранения, науки, а также образования. Решать, пора ли прекращать действие режима ЧС экологического характера, тоже будет министерство – для этого ему нужна, опять же, государственная экспертиза, а также материалы, которые бы доказывали, что обстановка пришла в норму. Всё это распространяется также на ЧС на водных объектах, в том числе на месторождениях подземных вод. Наконец, министерство отвечает за то, чтобы выполнялись обязательства, связанные с изменениями климата – Казахстан подписывал различные международные соглашения.

Ещё у министерства увеличилось количество видов проверок, которые чиновники должны осуществлять.

Теперь в ведомстве следят ещё и за тем, чтобы в лесном фонде происходили положительные изменения как в плане количества, так и качества. Чиновники должны наблюдать за санитарным состоянием лесного фонда. Сотрудники министерства также будут следить, как лесные ресурсы передаются в пользование, если это происходит на государственной территории, также в их зоне ответственности надзор за тем, чтобы соблюдались все договоры: как касающиеся долгосрочного лесопользования, так и те, которые регулируют краткосрочное. Ещё в ведомстве должны позаботиться о том, чтобы требования пожарной безопасности соблюдались в лесах, а меры, направленные на предотвращение возгораний исправно и своевременно выполнялись. Также чиновники будут следить, насколько эффективно на местах находят места с возгораниями, как быстро ликвидируют пожары, как точно подсчитывают ущерб, который наносит огонь государственному фонду. Проверять, насколько правильно ведётся работа по защите растений в лесах от различных болезней, то есть: профилактика, аккуратный и точный учёт мест, откуда заболевания распространяются и прогнозирование – подобный надзор тоже теперь оказался в компетенции министерства экологии. Сотрудники ведомства будут проверять, отпускают ли древесину на корню по всем правилам, не рубят ли лес с нарушениями, соблюдается ли режим охраны на территориях, которые находятся под особой защитой, ведутся ли заготовка, переработка и хранение лесных семян по правилам, поддерживается ли у них надлежащее качество, занимаются ли на территории государственного лесного фонда ведением хозяйств-питомников. Также в министерстве наблюдают за тем, используются ли земли фонда по целевому назначению и достаточно ли охраняются. Наконец, чиновники этого ведомства следят, как проходят строительные работы и добыча полезных ископаемых, как прокладывают коммуникации на территории государственного лесного фонда.

Впрочем, есть и функции, которые, наоборот, этим постановлением у министерства забрали. Например, оно больше не занимается разработкой и утверждением правовых актов в случаях, которые перечислены в Экологическом кодексе, не ответственно за реализацию государственной политики на особо охраняемых территориях, а также в области воспроизводства и использования животного мира.

Некоторые полномочия, которые уже были у министерства, уточнились по этому нормативному акту.

Согласно нему Минэкологии занимается государственной политикой и координирует ведомства разных отраслей в вопросах того, как охранять, воспроизводить и использовать животный мир, в частности, на нём лежат вопросы, касающиеся казахских пород собак. Тем же самым оно занимается в вопросах, касающихся воды и лесов, а также определяет, по каким базовым ставкам нарушители платят, возмещая вред, который причинили природе Казахстана. Кроме того, министерство отвечает за политику по вопросам ответственного обращения с животными.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи