Опубликовано: 13400

Пили, пьем и будем пить – казахстанцы стали больше тратить денег на спиртное: что происходит

Пили, пьем и будем пить – казахстанцы стали больше тратить денег на спиртное: что происходит Фото - архив "Каравана"

В Казахстане продолжает расти рынок алкоголя. Причем происходит это в основном за счет увеличения объемов реализации именно крепких спиртных напитков.

То есть казахстанцы стали пить меньше того же пива, но зато больше водки и коньяка. И никого не останавливают ни цены на данную продукцию – согласно официальным данным, их рост за последнее время оставил 13 процентов, ни, что печальнее всего, последствия злоупотребления, передает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

Так, только за первое полугодие текущего года в магазинах республики было закуплено в 2,4 раза больше коньяка и на 29,4 процента больше водки, не говоря о различных ликерах и винах. При этом Бюро национальной статистики сообщает о росте спиртного практически по всем позициям, разве что кроме шампанского – минус 3,2 процента и пива – минус 6,2 процента.

А если посчитать общий объем всего купленного и, скорее всего, выпитого алкоголя, то получится 425,7 миллиона литров в год.

Любопытно, что ранее почти 80 процентов этого алкогольного «озера» составляло пиво, которое продавалось в барах, магазинах и ресторанах в количестве 347,8 миллиона литров.

- Объемы реализации крепкого алкоголя на территории РК резко подскочили еще в прошлом году. Тогда водки было продано сразу в два раза больше, коньяка – на 73,5 процента. При этом никаких видимых причин такого значительного скачка потребления, кроме, разве что двух миграционных волн россиян, в стране не было, - сообщили статисты  АСПиР РК.

А еще, судя по их данным, Казахстан не закрывает потребности внутреннего рынка по производству спиртных напитков. Например, за первое полугодие текущего года отечественные ликеро-водочные заводы смогли удовлетворить покупательский спрос только на 87,2 процента. И из всего купленного коньяка только каждая вторая бутылка являлась произведенной в республике. Конечно, казахстанские производители могли бы поставлять на отечественный рынок и больше своей продукции, но они начинают все больше ориентировать свой бизнес на экспорт. Уже сегодня почти треть, или 28,7 процента, произведенного в республике коньяка отправляется за границу.

Как Казахстан стал Россию "спаивать"

А вот виноделы экспортные направления продаж пока не освоили. Практически весь объем произведенного вина остается в Казахстане и продолжает конкурентную борьбу с импортными поставщиками – 34,4 процента продаж в натуральном выражении принадлежат зарубежным винодельным компаниям. Крупнейшие экспортеры этого напитка в Казахстан – Грузия и Италия. Иными словами, за изысканный вкус грузинского и итальянского вина казахстанцы только за полгода заплатили более 12 миллионов долларов.

Тогда как пиво предпочитают местное – отечественные пивовары занимают 88 процентов внутреннего рынка, а оставшуюся часть потребления закрывает импорт, который в основном идет из России.

Как бы там ни было, во втором квартале казахстанцы снова увеличили свои расходы на алкогольные напитки на 13,1 процента. Опять же, согласно статистике, траты на водку, вино и пиво на одного жителя Казахстана в апреле–июне нынешнего года составили около 1,5 тысячи тенге. При этом не стоит забывать о том, что объемы реализации спиртных напитков в Казахстане зависят от сложившейся культуры употребления – в праздники покупают и пьют больше. Что подтверждают и цифры прошлого четвертого квартала – накануне Нового года население на алкоголь тратит даже больше, чем на продукты. Летом же, судя по всему, эти расходы снижаются. Хотя это вовсе не говорит о том, что в теплое время года казахстанцы пьют меньше, но это уже не крепкие спиртные напитки, а пиво. Которое, кстати, из всего алкоголя в Казахстане дорожает быстрее всего. Такой вывод можно сделать, проследив индексы потребительских цен на каждый из видов спиртных напитков. Например, в августе водка подорожала по сравнению с последним летним месяцем прошлого года на 10,1 процента, вино – на 13,1, а пиво – сразу на 23,5 процента. И столь значительная разница наблюдалась практически в каждом месяце. Может, причина еще и в этом – в том, что казахстанцы перешли на более крепкие напитки?

Если говорить о потреблении спиртного в разрезе регионов, то больше всего на алкоголь во втором квартале 2023 года потратили жители Восточно-Казахстанской области. Так, общий показатель расходов по республике составлял, как уже упоминалось, 1,5 тысячи тенге, но в ВКО он был в 2,2 раза больше. На высоком уровне держались также расходы из семейного бюджета у жителей Павлодарской и Северо-Казахстанской областей, достигнув 3,1 тысячи тенге. Близки к этой сумме были расходы жителей Караганды – 2,9 тысячи и Алматы – 2,8 тысячи тенге.

А вот самыми «трезвыми» оказались казахстанцы из Мангистауской области.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи