Опубликовано: 23100

Почему Казахстан "заливает" Россию пивом

Почему Казахстан "заливает" Россию пивом Фото - архив "Каравана"

В 2016 году Казахстан поставлял на экспорт 9,7 миллиона литров пива, но уже в 2020 году эта цифра выросла до 15 миллионов литров. Сегодня количество пивной экспортной продукции из республики продолжает расти. Причем от 87 до 90 процентов всего экспорта казахстанских пивоварен уходит в Россию.

Однако для России Казахстан также является ключевым импортером – две страны объединяет общая граница, Евразийский экономический союз и т.п. Хотя импорт в Казахстан растет не такими темпами, как экспорт из РК в РФ. Например, в 2016 году Россия поставила в Казахстан 52 миллиона литров пивной продукции, а в 2020 – 57 миллионов.

Второе место по импорту своего пива в Казахстан занимает Кыргызстан, пусть и с довольно малым объемом – всего 57 тысяч литров пивной продукции в год.

- Хотел бы отметить: если казахстанские крупные производители отечественного пива расширят свое производство, и на фоне того, что из России сегодня уходят крупнейшие производители пива из дальнего зарубежья, то в будущем Казахстан мог бы стать даже своеобразным пивным хабом. Наращивая при этом экспорт в ту же Российскую Федерацию, где разливное пиво из Казахстана пользуется огромной популярностью за счет цены, но главное – качества. Пусть даже для начала в приграничные районы, а уже потом можно будет замахнуться и на их федеральный рынок, - говорит президент ОЮЛ «Союз пивоваров Казахстана» Галым Тумабаев

Кстати, если сравнить пивоваренную отрасль Казахстана со странами СНГ и тем более со странами ЕАЭС, то сегодня она, по словам экспертов, находится в довольно благоприятном состоянии.

Прежде всего это касается акцизного налога и НДС – в сравнении с Беларусью, Россией и Кыргызстаном это дает конкурентное преимущество казахстанским пивоварам. Потому что затрат на производство в таком случае идет меньше, но зато вкладывается больше инвестиций, плюс происходит расширение того же производства, в том числе и в направлении экспорта.

Также казахстанские производители надеются, что в течение последующих трех акцизных лет соотношение между крепким и слабым алкоголем сохранится. Так, согласно европейскому подходу, который практикуют страны ЕС, соотношение между слабоалкогольным напитком, коим является пиво, и водкой/коньяком должно составлять один к трем.

В Казахстане это соотношение сегодня являет собой цифру примерно один к шестнадцати, тогда как ранее это было, наоборот, два к одному.

- Это связано с тем, что предыдущие пять-шесть лет производство акцизного пива росло быстрее, чем позиции крепкого алкоголя. А еще таким образом государство регулирует потребление алкоголя в стране. То есть происходит деалкоголизация населения, что легко можно отследить с 2014 года, - подтверждает президент ОЮЛ «Союз пивоваров Казахстана».

Об этом же говорят и данные ВОЗ, согласно которым в 2014 году потребление в Казахстане на душу населения составляло 12 литров спирта, а сегодня эта цифра уменьшилась едва ли не в два раза, снизившись до 6,5-7 литров. Причем на фоне устойчивой динамики роста пивоваренного рынка, кроме, пожалуй, предыдущего года, когда его рост замедлился до 1,5 процента.

И причин тому, говорит глава пивоваров РК, несколько.

Во-первых, казахстанцы, возможно, уже достигли некоего «потолка» потребления, в том числе и пива. Во-вторых, вырос импорт из соседних стран и прежде всего из Российской Федерации. Не стоит также забывать и о высокой инфляции, которая в прошлом году, согласно официальным данным, превысила 26 процентов, а значит, выросла и цена на пиво.

- Однако, как руководитель Союза пивоваров Казахстана, могу констатировать, что все равно, в сравнении с производством другой пищевой продукции  республики, а пиво относится к пищевой индустрии, наша отрасль дает свыше 60 миллиардов тенге налогов в год. Причем два лидера нашего рынка в предыдущие четыре года входили в число крупнейших налогоплательщиков Казахстана, - говорит Тумабаев.

Добавим, что индустрия пивоварения республики также платит в два раза больше налогов, чем те же производители крепкого алкоголя, а еще уверенно ориентируется на отечественном рынке, производя порядка 87 процентов пива на территории республики.

Но в отрасли есть и проблемы, требующие своего решения.

Среди них можно отметить самый высокий налог среди стран ЕАЭС на НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), то есть на воду. Известно, что вкусовые качества пива во многом зависят от водного природного источника, и именно вода является основным компонентом в пивоваренном производстве.

Во-вторых, на пивной экспорт влияет и количество специально оборудованных вагонов, приспособленных для таможенного прохождения путем сканирования. И их очень мало – в связи с чем часты задержки, простои и т.д.

В-третьих, одно время поднимался вопрос по разливу алкогольных и безалкогольных напитков, то есть на одной и той же линии нельзя было производить оба этих вида продукции. И, соответственно, затраты производителей возрастали минимум в два раза. Однако пивовары надеются, что в ближайшие пару месяцев этот вопрос должен решиться, а это снизит как себестоимость самой продукции, так и расходы  на пивоварение. Из “Буратино” выжимают налоги: в Казахстане открыли дорогу для дешевых российских напитков

Между тем напомним, что в советское время и пиво, и газированные напитки, и безалкогольная продукция выпускались в одном объединении. Таковым это правило осталось даже после развала Союза и в России, и в Беларуси, и в Кыргызстане, тогда как в Казахстане были введены вышеупомянутые ограничения. Которые вроде как были оправданы тем, чтобы алкогольная и безалкогольная продукция не смешивалась.

- Но у нас на линиях и без того стоит КПУ (контрольный прибор учета), четко определяющий – что именно разливает производитель. Так что надеемся, что это и другие ограничения, создающие препоны в плане производства, продаж, экспорта пива, мы постепенно снимем. То есть те накладные расходы, отсутствие которых помогло бы отечественной пивной продукции выигрывать в плане себестоимости и являться еще более конкурентоспособной при выходе на экспорт, - говорит Тумабаев.

Плюс эти изменения должны помочь со временем выйти на увеличение экспорта с расширенной линейкой казахстанской безалкогольной продукции на рынки Узбекистана и Кыргызстана и еще больше увеличить выплаты в бюджет республики.

При этом объективно отечественный рынок уже практически насытился пивом – сегодня производство местных пивоварен достигает 700 миллионов литров продукции в год.

Для сравнения – в том же Узбекистане эта цифра едва превышает 200 миллионов литров. И, повторим, основным как импортером, так и экспортером для Казахстана в отношении пивной продукции пока остается  Россия.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи