Опубликовано: 3000

Таблетки – наша новая религия?

Таблетки – наша новая религия? Фото - Тахир САСЫКОВ

Наверное, даже те, кто не интересуется современным искусством, слышали о работах Дэмиена ХЁРСТА. Это он ввел моду на инкрустированные черепа и туши мертвых животных. Его продают на “Сотбис”. Он по-прежнему богат, востребован и является самым известным из ныне живущих художников Великобритании. Выставка Хёрста на днях открылась в Алматы.

Хёрстом по голове

Стоит сказать, что интерес к Хёрсту захлестнул мир в 2000-е, когда его работы, вызывавшие шок и любопытство, уходили за кругленькие суммы. Еще в 90-е он стал помещать в ящики с формальдегидом… различных рыб и млекопитающих (козленок, овца, зебра, корова и так далее) самая известная его работа – тигровая акула. Имеется инсталляция с подвешенной за голову буренкой и ее вывернутыми наружу внутренностями. У Хёрста огромная энтомологическая подборка, согласно ей, особый пиетет он испытывает к бабочкам. Крылатых он ровными рядами расставляет, складывает в виде рисунков из калейдоскопа. К слову, на алматинской выставке также была работа “Душа на лестнице Иакова” – гигантская синяя бабочка, которая привлекала внимание эстетов.

Стражи “реального искусства” и защитники животных – не в числе поклонников Хёрста. Но, как ни крути, британец со своими таксидермическими увлечениями попал в мейнстрим, плюс хорошая работоспособность и навыки продаж принесли ему известность и денежные дивиденды. Не без помощи прессы, падкой на сенсации. Также благодаря Хёрсту несколько изменилось отношение к черепам. В 2007 году он создал человеческий череп, инкрустировав его 8 600 бриллиантами, и назвал творение “За любовь Господа”, потом был такой же детский череп. Появились и подражатели этой линии. На алматинской выставке есть фотопринт черепа, зубы которого обрамлены… бриллиантовым порошком. Хёрст, как царь Мидас, все, к чему ни прикоснется, превращает в золото. Сегодня он продолжает трудиться на благо контемпорари арт, год назад в южной части Лондона открыл собственную галерею. Феномен Хёрста еще долго будет изучаться искусствоведами.

Каждый поймет свое

44 принта и 4 скульптуры формируют пространство “Новой религии” – выставки Дэмиена Хёрста в Государственном музее искусств имени Кастеева в Алматы. По центру ящик – склеп, в который помещаются все работы. Сам автор называет ящик волшебным. Ящики – как фирменная “подпись” Хёрста. Это одновременно и колыбель, в которую человек попадает после рождения, и гроб – последнее пристанище тела. Выставка “Новая религия” появилась на свет в 2005 году и принадлежит одной из лондонских галерей. Когда первый раз выставляли эти работы, зал был настолько маленьким, что все они не могли поместиться, и куратор мог заносить их и выносить, как ковры.

Среди основных объектов выставки – алтарь с большим деревянным крестом с таблеточками, похожими на цветные бусинки, сердце, истязаемое шприцами, лезвием, мраморная таблетка аспирина и череп ребенка викторианского периода, отлитый в бронзе.

– Для чего нам показывать этот череп? У нас у всех есть черепа... – рассуждает вслух одна посетительница.

– Алтарь – это место для поклонения и молитв, но в то же время здесь задаются и вопросом, почему умирают 12-летние дети, – говорит искусствовед Аида АДИЛЬБЕКОВА. – Каждая его работа – не ответ, это вопрос, который ставится перед вами. В современном искусстве нет точных ответов и точных интерпретаций.

Действительно, в современном искусстве главное – это идея, месседж, который закладывает художник. Хёрст себя называет бывшим католиком, но вся выставка выстроена на католических образах и понятиях – Святая Троица, крестный ход, крест, голубь. Он пытается это переосмыслить на современном материале. Например, работа “Раны Христа” создана из снимков частей тела, которые британец купил в Библиотеке научной фотографии, и воссоздал на них повреждения Христа. А “Апостолы” обозначаются таблетками (как и большинство работ на выставке), где Иисуса олицетворяет стимулятор, а Иуду – депрессант.

По словам искусствоведов, большое влияние на Хёрста оказала бабушка. Он любил расставлять в шкафчиках ее лекарства и обратил внимание, что в своих обращениях к Богу она всегда просила о здоровье. Теперь и наука может исцелять. Наука и есть новая религия современного человека, скорее всего, об этом хотел сказать ее автор, показывая связь между популярными лекарственными препаратами и религиозными символами.

Запаситесь витаминками, и вперед к искусству, выставка Дэмиена Хёрста продлится до 19 декабря, а до 30 нояб­ря 2016 года вход в Музей искусств имени Кастеева для всех желающих бесплатный.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи