Опубликовано: 399

Птицы над городом

Птицы над городом

Журналист "Каравана" и "НАШЕГО СПОРТА" побывал на соревнованиях, которые поначалу сложно даже представить. Это гонки на самолетах - "Red Bull Air Race".

От моста и до моста

Вынырнув из-под моста, самолеты неслись в просветы между надувными колоннами высотой в десятки метров. Оглушая ревом своих моторов всю округу, участники невероятного авиаслалома на скорости до 400 километров в час преодолевали препятствия.

Весь облет территории - одна попытка - длится не более полутора минут. Десять участников по очереди вылетали на трассу. Победителем становился пилот, затративший на ее прохождение минимум времени.

Все действо развернулся в центре Будапешта над Дунаем - между Цепным мостом и мостом Маргарет. Расстояние между ними чуть меньше полутора километров. С двух других сторон трассу замыкали два берега Дуная. Высота полета зачастую не превышала высоты зданий. Согласно официальной статистике, гонка привлекла внимание более миллиона двухсот тысяч зрителей.

Одна пара колонн на плотах была установлена почти рядом с набережной, и казалось, самолеты несутся прямо в сторону зрителей. Но пилоты успевали в мгновение не только уложить свои машины набок, но и тут же отвернуть их от зрителей.

Несмотря на реальное ощущение опасности, жители Будапешта и гости венгерской столицы стеной оккупировали берега и окрестности Дуная.

Формула 1. Надводный вариант

Услышав впервые слова "гонки на самолетах", я сразу попытался уложить их в какой-то шаблон. Эти попытки закончились полным разгромом. Потому как просто нет аналога, с которым можно было бы сравнить эти соревнования.

Звучные сравнения, конечно, подобрать можно. Например, Формула 1 в воздухе. Хотя не думаю, что аналогия со знаменитыми и самыми захватывающими автогонками позволит получить более-менее адекватное представление о "Red Bull Air Race".

Сходство с Формулой видно только в подходах к организации соревнований. Чемпионат летчиков тоже разбит на этапы. Победитель и призеры определятся в конце сезона, исходя из набранных очков.

Всего семь этапов. Проводятся они на трех континентах - в Азии, Европе и Америке. Сейчас осталось провести гонку за океаном - в США, в Сан-Франциско.

Шесть предыдущих состоялись в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), Роттердаме (Голландия), Зелтвеге (Австрия), Рок ов Кэшеле (Ирландия), Лонглите (Англия) и Будапеште (Венгрия).

В Эмиратах гонка прошла в заливе под "присмотром" близлежащих небоскребов. В Голландии - в порту Роттердама. А, например, в Англии пилоты выясняли отношения над долами, лесами и полями.

Летающая легенда

Гонка на самолетах - главное, но далеко не единственное блюдо авиашоу в Будапеште. Репетиционные полеты над Дунаем его участники начали еще с утра. Причем на одном из экземпляров, летающем музее "Дугласе" ДC-26, мне довелось провести в воздухе несколько часов.

Этот самолет был собран 60 (!) лет назад - в 1945 году. Правда, когда поднимаешься на его борт, чувства страха не испытываешь. Самолет просто в идеальном состоянии.

Этот ДС-26 был личной воздушной резиденцией бывшего послевоенного лидера Югославии и ее президента генерала Иосифа Броз Тито. Не так давно его отыскали, можно сказать, на краю света - в Африке, в Намибии. На приведение в порядок ушло более трех лет.

Говорят, реставраторы стремились сохранить внешний облик салона самолета. В то же время о техническом прогрессе и комфорте они тоже не забыли. Встроенные вентиляторы, освещение, пульт управления креслом - все делает этот музей с крыльями очень живым. Добавим сюда еще роскошные диваны, барную стойку, удобные широкие кресла - и можно летать в свое удовольствие.

Этот бывший "авиаконь" генерала Тито не совершает регулярных рейсов. Это специальный самолет - своеобразная визитка устроителей "Red Bull Air Race".

Высший пилотаж плюс художественная самодеятельность

ДС-26 не единственная летающая легенда на авиашоу в Будапеште. В нем участвуют различные самолеты самых разных классов и лет - от пассажирских лайнеров до юрких спортивных малюток и реактивных истребителей - "Альфа Джет".

Кстати, когда в воздухе были "Альфа Джет", зрители, как по команде, закрывали ладонями уши. Рев двигателей был невероятный.

Еще одна фишка будапештского авиашоу - воздушный спектакль команды "Flying Bulls"- летающих быков. По три-четыре спортивных самолета вычерчивали сначала фигуры классического пилотажа. А уже потом пошла художественная самодеятельность. Вокруг летящих строем друг над другом самолетов кружился их третий собрат…

Номеров было много. Стартовав в три часа дня, мероприятие финишировало в 21.30 получасовым роскошным салютом. По своим масштабам он ничуть не уступал фейерверкам, устраиваемым на Олимпийских играх.

У авиаслалома свои законы

И все же главным событием воздушного действа в будапештском небе стал шестой этап "Red Bull Air Race". Как и в Формуле 1, здесь в каждой гонке участвуют одни и те же пилоты.

Их десять. Представляют они восемь государств - США и Венгрию, Великобританию и Зимбабве, Голландию и Германию, Испанию и Францию.

Самый возрастной в этой компании немец Клаус Шродт. Ему 58 лет. Самый молодой - 36-летний испанец Александер Маклеан.

На плотах внутри четырехугольника со сторонами примерно 1400 м (между мостами) и 400 м (между противоположными берегами Дуная) на плотах было установлено восемь пар колонн. Часть этих ворот участники должны преодолевать, удерживая свои самолеты в горизонтальном положении, другую часть - в вертикальном.

В обязательную программу входят также и фигуры высшего пилотажа. Маршрут и порядок преодоления колонн для всех одинаков. Соревнования делятся на два, скажем так,"залета". Во время каждого из них все участники делают по два круга.

Лихачить в небе Майк учился у русских

Большая часть всей миллионной аудитории болела за венгра Петера Бешеного. По-доброму улыбающийся в свои усы Петер действительно становится "бешеным". Его номера в воздухе отдавались охами и ахами тысяч зрителей.

Венгерский ас все свои пике, горки и петли до краев наполнил отборным адреналином. Но вот в гонке на скорость преодоления препятствий оказалось, что, возможно, у самого "бешеного" в мире Петера есть достойный соперник - американец Майк Мангольд.

В Будапеште Мангольд выиграл как в первом, так и во втором "залетах". При этом он оказался единственным, кто избежал штрафных секунд.

Да, да на "Red Bull Air Race" своя гибкая система наказаний. Развил на старте скорость больше, чем положено, - будешь наказан. Не преодолел ворота между колоннами строго горизонтально или, наоборот, вертикально - снова штраф.

С небес пилоты бросали свои машины под мост. С этого момента шел отсчет времени. Сделав круг между воротами из колонн, самолеты резко взлетали вверх. Спустя пару мгновений они снова пикировали на препятствия. После этого следовал прощальный нырок под мост.

Кто идет ва-банк? Конечно, Бешеный

Не важно, кто из участников был на трассе, каждый из них обрушивал на сотни тысяч зрителей ушат адреналина. Такой головокружительный коктейль из бешеных скоростей, рева моторов и виртуозного владения своими машинами делает авиагонки неповторимым и захватывающим действом.

За победу на этапе в Будапеште Мангольд получил шесть очков. Серебряный призер - другой американец Кирби Часблисс - пять. Британец Пауль Бонхомм - четыре. Любимец публики Петер Бешеный - на четвертой позиции.

Последний седьмой этап этих "закостенелых адреналинщиков" пройдет 8 октября в Сан-Франциско. Главный вопрос - кто станет чемпионом по итогам всего сезона, остается открытым.

Майк Мангольд лидирует с 30 очками. Но всего два балла уступает ему Петер Бешеный. Нет сомнений, что в США венгр пойдет, вернее сказать, полетит ва-банк. Смелости и умения рисковать ему не занимать.

А ведь во время интервью Петер производит впечатление человека спокойного, доброжелательного и уж точно не азартного. Какой же он "бешеный"? Но в воздухе он совсем другой. Как все-таки штурвал самолета меняет человека!

Загрузка...

[X]