"Несгибаемость": воспоминания сына Аманчи Акпаева о своем отце - Караван
  • $ 504.49
  • 587.73
+5 °C
Алматы
2025 Год
6 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Несгибаемость": воспоминания сына Аманчи Акпаева о своем отце

"Несгибаемость": воспоминания сына Аманчи Акпаева о своем отце

Совсем недавно исполнилось 40 лет с момента завершения Олимпиады 1980 года.

  • 11 Сентября 2020
  • 566
Фото - Caravan.kz

Это было одно из самых триумфальных событий не только для советского спорта в целом, но и для казахстанского в частности. Заняв первое общекомандное место в медальном зачете с 80 золотыми наградами, советские атлеты показали всему миру, насколько силен и почитаем спорт на одной шестой части суши. Честь сборной СССР на главных стартах четырехлетия защищали и 19 представителей нашей республики. Домой они привезли шесть золотых, три серебряные и две бронзовые награды. И в этом заслуга не только самих атлетов и их наставников, но и председателя Комитета по физкультуре и спорту при Совете Министров Казахской ССР Аманчи Акпаева.

Почему Аманча Акпаев руководил казахстанским спортом без малого 30 лет, а к его мнению прислушивались многие высокопоставленные чиновники CCCР, каким он был в семье… Об этом и многом другом корреспонденту медиа-портала Caravan.kz откровенно рассказал его сын, Тлекбек Акпаев.

— Мне очень приятно, что память о моем отце живет. Наверное, стоит начать с самого начала. Аманча Акпаев родился в сентябре 1937 года в селе Владимировка (Енотаевский район, Астраханская область), в семье сельских тружеников. Можно сказать, что это был человек, который прошел большую жизненную закалку и, наверное, как и все люди того времени, был воспитан на патриотизме и любви к своей родине, что впоследствии сказалось на его деятельности.

В послевоенные годы у всех людей были схожие судьбы. Родители — фронтовики и труженики тыла, голод, тяжелое время. Поэтому я продолжу рассказ уже с момента его молодости. Отец поступил в Севастопольское мореходное училище, где проучился буквально один год. После этого к нему приехал его отец Сейсен и сказал, мол, "сынок, я все понимаю, ты мореход, но ты все-таки по национальности казах". В общем, он посоветовал ему поискать птицу счастья на родине, в Казахстане. Отец проделал длинный путь до Алма-Аты и по приезде подал документы в медицинский институт, но, к сожалению, недобрал нескольких баллов. Расстроенный, он присел на ступеньки у входа в приемную комиссию института, и тогда к нему подошел один молодой человек. Видя крепкое телосложение отца и то, что он чем-то расстроен, он заявил, что работает в Казахском институте физической культуры и им нужны студенты такого крепкого телосложения. У них завязался весьма дружеский разговор, и в итоге отец поступил в институт. При поступлении ему нужно было сдать какие-то определенные спортивные нормативы, с чем он прекрасно справился.

Институт отец окончил в 1961 году и в это же время стал работать преподавателем физического воспитания Кзыл-Ординского педагогического института. С 1963 года он занимал должность инструктора и главного тренера Республиканского совета Союза спортивных обществ и организаций. А с 1965 года трудился на комсомольской работе: инструктор, заведующий отделом спортивной и оборонно-массовой работы Центрального комитета Ленинского Коммунистического Союза Молодежи Казахстана.

Перед смертью моя бабушка, которая меня воспитывала, сказала, что, мол, у тебя родители в Алма-Ате и ты должен ехать туда. Когда я приехал в Алма-Ату, отец уже был председателем Комитета молодежных организаций Казахстана. Хочу отметить, что на тот момент он был одним из самых молодых членов правительства — ему тогда исполнилось всего 33 года.

Я был ребенком и не особо интересовался его деятельностью. Я приехал из сельской местности, и меня больше занимала городская жизнь, я открывал для себя новые горизонты, набирался новых впечатлений.

Отец был гостеприимный, радушный человек. Мы получили большую квартиру — где-то 100 квадратов, но у нас особо не было мебели, простая была обстановка. У нас постоянно бывали гости из Москвы. Однажды к нам пришел Валентин Лукич Сыч, который на тот момент был заместителем министра Сергея Павловича Павлова и отвечал за олимпийские зимние виды спорта. Во время одного из застолий он обратил внимание на то, что обстановка в квартире была, скажем так, не очень. И он в присутствии мамы сказал: "Аманча, у нас у многих тренеров в Москве обстановка в квартире выглядит намного шикарнее". Но нас это не смущало. Люди постоянно приходили. Они настолько уважали отца, что просто наслаждались его гостеприимством, его радушием. Они часто обсуждали какие-то рабочие моменты, а я ребенком был у них, скажем так, в качестве обслуги.

Часто в гостях бывал и Анатолий Иванович Колесов. У них с отцом были довольно дружеские отношения. Они вместе жили в общежитии близ предгорья, возле яблоневых садов, и вспоминали, как они вместе делали набеги на эти яблоневые сады. Колесов вспоминал, как отец с легкостью мог договориться с охраной, если их вдруг ловили, — обладал таким дипломатичным даром, который оказался бесценным, когда он стал крупным государственным деятелем. 

Я хочу разделить это на две эпохи — во времена СССР и при суверенном Казахстане. В советское время мой отец повлиял, не скажу, что на всех, но на многие судьбы спортсменов из Казахстана, чтобы они могли достичь высоких результатов. Это начиная, так сказать, с подготовки, материальной поддержки. В то время было непросто получить квартиру в Алма-Ате, какую-то утварь, мебель, премирование автомобилями. Хочется сказать, что у меня есть пример, я сам присутствовал при этом: он звонил в Спорткомитет и решал судьбу спортсмена, чтобы включить его в сборную команду Советского Союза. Мы как-то приехали с ним в гостиницу "Спорт" на Вернадского в Москве и у входа встретили Тимура Камаловича Досымбетова с понурой головой.

Папа спросил у него, что случилось, и Досымбетов посетовал, что тренерский совет его "отшил", хотя его показатели говорили о том, что он железно член команды. Отец его подбодрил и сказал, что сейчас во всем разберется. Поднявшись в номер гостиницы, он позвонил в Спорткомитет. Я не знаю, с кем он говорил, но все это было настолько убедительно, он привел все аргументы, что Тимур Досымбетов достоин представлять сборную страны, а тренерский совет, возможно, в какой-то момент допустил просчет. После этого Тимур попал в команду и стал чемпионом мира. 

— Расскажите о роли вашего отца в судьбах Жаксылыка Ушкемпирова и Серика Конакбаева…

— Отец всем сердцем горел за ребят коренной национальности, тем более результаты позволяли стоять за этих ребят горой. Жаксылык Ушкемпиров — великий спортсмен, он недавно ушел из жизни, и это очень прискорбно. В своих интервью он с теплотой вспоминал о том, как его вернули в спорт. А роль председателя Спорткомитета в этом вопросе была ключевая. Отец использовал все силы и возможности, добился очередной аудиенции у Динмухамеда Ахмедовича Кунаева и, скажем так, получил бата за Ушкемпирова.

— Особняком в жизни вашего отца стоит руководство спортом уже при независимом Казахстане. Расскажите об этом подробнее.

— Когда пошёл парад суверенитетов стран Советского Союза, это был непростой для него период. Переломный момент. Потому что он закалялся как государственный деятель в системе советсткого спорта, а тут нужно было переходить уже на другую, самостоятельную стезю в спортивной жизни. Но при этом он сохранил свое чувство жизни и ритма, предвидя, какие изменения могут произойти. И создал Олимпийский комитет Казахстана в 1990 году, когда о распаде Союза еще не было и речи. Это было его провидческое решение.

— А когда развалился Советский Союз, изменился ли он как человек и чиновник?

— Наверное, измениться человек не может. Как закалили его, таким он и останется. Ему пришлось перестраиваться, и он смог это сделать. Об этом говорят и годы его руководства, и то, что результаты Казахстана на мировой арене не падали. Одним из лучших достижений моего отца, уже при суверенном Казахстане, была Сиднейская Олимпиада, где Казахстан занял 22-е место.

В 1979 году отец ездил руководителем спортивной делегации на первый Кубок мира — в Соединённых Штатах Америки, в Нью-Йорк, где в составе нашей сборной были Камиль Сафин, Виктор Демьяненко и Серик Конакбаев. Тогда он поехал от Советского Союза первым руководителем делигации. И наши боксёры показали себя с наилучшей стороны. Это была уже подготовка к Олимпийским играм 1980 года. На этом турнире было неоднозначное судейство, но, во всяком случае, сборная СССР выглядела достойно. Помню, как встретился с отцом в 1988 году в Шереметьеве, куда с чемпионата Европы прилетела делегация по тяжелой атлетике. Эту делегацию опять-таки возглавил мой отец. Самый интересный факт, что по окончании этого чемпионата Европы сборная Советского Союза проиграла Болгарии. И отец тогда поднял очень острый вопрос по допингу, что привело к какому-то протесту. Возможно, это и стало отправной точкой в этой проблеме.

— Какому жизненному совету от отца вы придерживаетесь до сих пор?

— Несгибаемость.

Есть люди, говоря о которых не нужно вспоминать звания, должности или регалии, — достаточно лишь назвать их имена. Аманча Сейсенович Акпаев, долгие годы возглавлявший спорт вначале во времена КазССР, а затем и в первые годы независимости нашей страны, — один из них. 12 сентября 2020 года ему исполнилось бы 83 года. 

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

В Алматы ожидается сильный снегопад

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане врачи рассказали о состоянии пострадавших в ДТП с микроавтобусом и пассажирским автобусом

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера 1XBET - ставки на спорт