Об этом стало известно во время одного из недавних парламентских заседаний, на котором по данному вопросу, кроме депутатов, выступили представители МВД.
Напомним, что некоторое время назад парламентарии обсуждали законопоправки, касающиеся экологических проблем. В том числе была затронута тема прогрева автомобиля, особенно в зимнее время, в спальных районах населенных пунктов. При этом утверждалось, что данная норма в Казахстане существует давно – чуть ли не два десятилетия, однако про нее как-то не вспоминали. Тем не менее оказалось, что вроде как штраф за данное нарушение, согласно ч.1 ст. 597 КоАП (прогрев автомобиля свыше 5 минут), мог составить 5 МРП (1 МРП=3932 тенге), а при повторном нарушении – 10 МРП.
Да, его, конечно, нужно было доказать – с помощью видеофиксации или еще каким-то подобным образом. И первый такой случай был запротоколирован в Северном Казахстане, где жительница Петропавловска пожаловалась, позвонив на 102, на своего соседа за долгий прогрев авто под окнами дома. Мужчине грозил штраф порядка 20 тысяч тенге, однако он обжаловал действия среагировавших полицейских.
Как бы там ни было, но война за введение штрафных санкций за затянувшийся прогрев машины продолжилась. В дискуссию вступили не только депутаты, но и многочисленные эксперты, чиновники и просто автолюбители. Министр экологии Ерлан Нысанбаев даже представил видео, где он утром прогревал свой автомобиль перед тем, как поехать на работу, обсуждение чего вылилось, как обычно, в социальные сети.
Между тем выяснилось, что согласно ПДД, утвержденным приказом министра внутренних дел РК от 30 июня 2023 года №534, стоянка – это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Но если в соответствии с подпунктом 5 пункта 88 ПДД стоянка механических транспортных средств происходит с работающим двигателем в населенных пунктах, создавая неудобства жителям, то в этом случае можно усмотреть правонарушение.
Однако экологические нормы, по утверждению самих экологов, тут вовсе даже ни при чем. Потому что выбросы от автомобилей регулируются статьей 334 КоАП РК, которая применима, только «если выбросы превышают предельные нормы по токсичности».
Депутатам пришлось вернуться к столь серьезно обсуждаемой теме, противников которой, надо сказать, хватало изначально.
— Касательно 5 минут наш комитет по законодательству по судебно-правовой реформе уже внес соответствующие поправки, где мы дали это право – утверждать нормативы — местным органам, маслихатам. И то, что в законе нет упоминания о 5 минутах – это в первую очередь упущение госорганов. Они должны были разъяснять, что в законе нет такого понятия, как «5 минут». Они довели ситуацию вот до такого беспредела, шумихи, когда все заговорили о 5 минутах. Я изучил закон, и я там точно не видел такого определения. Повторю, что это должны были разъяснить МВД и другие госорганы. А сейчас, получается, мы пожинаем плоды отсутствия разъяснительных работ, — возмутился мажилисмен Бакытжан Базарбек.
С ним согласился и народный избранник Нартай Сарсенгалиев, по словам которого «в целом в северных регионах страны 5 минут на прогрев машины недостаточно, а если ехать на непрогретой машине, это может привести к поломкам, которые лягут дополнительным финансовым бременем на автолюбителей».
Однако вице-министр МВД РК Игорь Лепеха заявил, что необходимо было изначально различать понятия «стоянки» и «остановки».
— Я хочу сказать, что про 5 минут речь идет в законе о дорожном движении не о прогреве, а о разграничении, что такое «остановка» и что такое «стоянка». Стоянка – это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут. То есть я еду куда-то и остановился больше, чем на 5 минут, стою. Вот это и будет то самое, чем отличаются эти два понятия. Про прогрев в течение 5 минут там нет, и это, по моему мнению, не очень правильно привязано. Так как написано «механическим транспортным средствам с работающим двигателем в населенных пунктах остановка запрещается, если это создает неудобства жителям». То есть, условно говоря, если ночью большегрузная машина или «Газель» какая-то прогревает машину, будит людей, мешает спать, и если нам поступило заявление, то только в этом случае мы привлекаем к ответственности. Все. Но таких прецедентов практически нет – за весь прошлый год по стране было 3 таких факта, и то один из них прокуратурой был отменен. То есть за прогрев двигателя мы к ответственности не привлекаем. Но в то же время, если мы сейчас будем говорить, что стоянка – это 10 минут, 15 минут, это приведет к тому, что там, где стоят – на магистралях, либо где-то возле каких-то торговых центров – водители будут создавать пробки. Я считаю, что вообще эта проблема из пальца высосана и к проблеме как таковой имеет опосредованное отношение, — заключил вице-министр.