Иностранный собственник Международного аэропорта Алматы продолжает избирательно размещать сведения о полетах из российских городов на онлайн-табло, сообщает медиапортал Caravan.kz.
В конце августа корреспондент медиапортала Caravan.kz обнаружила, что на онлайн-табло Международного аэропорта Алматы – alaport.com отсутствуют названия российских городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и столицы Беларуси – Минск. Возможно, этот список больше, так как расписание меняется каждый день, а рейсы могут совершаться только раз или два в неделю. Вместо города везде указывались наименования аэропорта. Причем названия городов других стран, куда летают и откуда прилетают авиарейсы в аэропорт Алматы — есть, а именно этих – нет.
Покажем на свежем примере расписания за 23 сентября. В расписании на онлайн-табло аэропорта Алматы alaport.com написано:
- Рейс авиакомпании SCAT из Внуково приземлился в аэропорту Алматы в 7.50.
- Рейс авиакомпании ROSSIYA из Пулково приземлился в аэропорту Алматы в 7.55.

В таблице указаны даже номера багажных лент, где пассажиры могут забрать свои вещи. Одного нет – названий городов: Москвы и Санкт-Петербурга. То есть самой главной для пассажиров и встречающих информации – пункта назначения/отбытия. Что можно расценивать, как нарушение права граждан суверенного Казахстана получать информацию в полном объеме и своевременно на родном языке — казахском или русском.
Куда смотрят кураторы от Казахстана
В Казахстане определены два государственных органа, в чьи обязанности входит защита прав казахстанцев в сфере авиации: Комитет гражданской авиации РК и Комитет по защите прав потребителей РК. Оба ведомства получили от редакции Caravan.kz соответствующие запросы.
Приведем цитату из запроса редакции в Комитет гражданской авиации РК:
«Редакция информационного портала Caravan.kz в настоящее время работает над темой «Особенности информирования на онлайн-табло Международного аэропорта Алматы alaport.com».
1. Известно ли Вам, что иностранный собственник Международного аэропорта г. Алматы не указывает полную информацию на онлайн-табло? Если да, то почему не были предприняты меры в отношении компании-владельца TAV Airports Holding с целью устранения нарушения?»
Ответ и действия регулятора, признаться, удивили. Вместо руководства Комитета гражданской авиации РК (КГА РК), то есть государственного органа, нам ответило акционерное общество АО «Авиационная администрация Казахстана». Любопытно, что первый руководитель КГА РК Салтанат Томпиева, на чье имя нами был направлен запрос, — всего лишь член совета директоров данного акционерного общества. Выходит, что некая структура поставлена выше государственного органа?
Вернемся к запросу. Мы намеренно привели цитату, где четко указано, что сведения о названии российских городов отсутствуют на онлайн-табло Международного аэропорта Алматы на сайте alaport.com. Смотрим, что нам ответили в акционерном обществе:
«Согласно п. 3 ст. 65-1 Закона Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» в аэровокзалах население обеспечивается достоверной информацией о времени вылета и прилета авиарейсов. В соответствии с п. 4 Приложения 1 Приказа и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 189 «Об утверждении Правил организации обслуживания пассажиров в аэропортах Республики Казахстан» должны быть информационные табло с полетной информацией, обеспечивающие оперативность и полноту обновления информации о рейсах».
Мы им про нарушения на онлайн-табло Международного аэропорта Алматы на их сайте alaport.com, а они нам про – аэропорт и аэровокзал. Очевидно, что проверяющие нарушений в аэропорту не выявили, а пресс-служба собственника аэропорта даже прислала им фотографии этих табло.
В своем ответе акционерное общество упомянуло систему отображения информации о рейсах FIDS, как доказательство безупречности информирования пассажиров. Вот только исходную информацию в систему вводят сотрудники иностранной компании — владельца аэропорта Алматы TAV Airports Holding. Почему такая разница в сведениях на разных ресурсах – вопрос остается открытым.
Открытым остается и вопрос к государственному органу КГА РК и акционерному обществу: почему не была приведена в соответствие с требованием законодательства Казахстана и международных правил информация на сайте alaport.com? Ведь информация о нарушении была указана в запросе редакции. Зачем нужна была эта подмена в ответе онлайн-табло на офлайн-зону аэропорта? Неужели в АО могли подумать, что в редакции этого не заметят?
Хотя одна метаморфоза случилась: теперь владельцы международного аэропорта пошли еще дальше – названия российских городов, включая Москву, исчезли с онлайн-табло и на английском языке. Раньше они ограничивались только русским и казахским языками.
Комитет по защите прав потребителей – удивление № 2
В Комитете по защите прав потребителей РК почему-то решили одним махом ответить редакции сразу на две темы нашего запроса. Сложно понять, что общего они нашли между ценами на топливо и информацией на онлайн-табло аэропорта, но, видимо, было решено различий не делать. Туман напустили такой… Тем не менее основания для предъявления претензий к иностранному владельцу аэропорта Алматы они подтвердили:
«В соответствии со статьей 25 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее – Закон), потребитель имеет право на получение достоверной, полной и своевременной информации об услуге. Такая информация должна предоставляться до заключения договора и доводиться до сведения потребителя в доступной форме. При этом пунктом 3 указанной статьи установлено, что информация об услуге подлежит обязательному предоставлению на государственном и русском языках».
Осталось теперь спросить: почему ситуация до сих пор остается нерешенной? Может быть, кого-то останавливает иностранное происхождение владельца?
Кто реально владеет Международным аэропортом Алматы
Caravan.kz ранее подробно разобрал, кто является реальным владельцем Международного аэропорта Алматы. Материал можно прочесть здесь. Турецкий бизнес в холдинге имеет чуть более 4 %.
«49,82 % акций TAV Airports Holding находятся в свободном обращении, еще 4,06 % принадлежат турецкой строительной компании Tepe Insaat Sanayi A.S., входящей в состав турецкого холдинга Bilkent Holding Company. Оставшиеся 46,12 % находятся в распоряжении французской Aéroports de Paris SA, мажоритарным акционером которой является французское правительство (50,6 %)», — информация сайта kz.kursiv.media.
Можно только гадать, насколько сильно влияние французского правительства на действия собственника Международного аэропорта Алматы и как это связано с лингвистической блокадой российских городов. В любом случае ситуация слишком двусмысленная, чтобы оставлять все как есть. Тем более, что речь идет о нарушении прав казахстанцев и гостей страны.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу