"ТикТок" или безумие. Кто стоит за опасными челленджами - Караван
  • $ 504.49
  • 587.73
-3 °C
Алматы
2025 Год
6 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"ТикТок" или безумие. Кто стоит за опасными челленджами

"ТикТок" или безумие. Кто стоит за опасными челленджами

Среди челленджей, то есть вызовов повторить какое-то действие на камеру, есть как глупые и безобидные, так и аморальные, угрожающие здоровью и даже жизни.

  • 30 Июля
  • 19988
Фото - Caravan.kz

Что же толкает подростков совершать безумные поступки, и кому это может быть выгодно? Разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Лайков полные штаны

Для начала стоит в очередной раз напомнить, что некоторые популярные забавы из «ТикТока» противозаконны, могут привести к проблемам со здоровьем и испортить отношения с друзьями, поэтому повторять их ни в коем случае нельзя, даже если они кажутся очень забавными.

Одержимость безумными челленджами началась в июле 2014 года с Ice Bucket Challenge. Его запустил бывший баскетболист Пит Фрейд из Бостонского колледжа, чтобы привлечь внимание к боковому амиотрофическому склерозу. Спортсмену диагностировали это заболевание в 25 лет, и Пит был немало удивлен, что люди очень мало знают об этой болезни. Для привлечения внимания к малоизвестному недугу баскетболист записал видео, где вылил на себе ведро холодной воды со льдом, сопроводив акцию немудреным комментарием, что страдающие таким заболеванием испытывают подобные ощущения каждый день в течение долгих месяцев, и предложил на выбор либо повторить этот опыт, либо перечислить как минимум 20 долларов в фонд борьбы с боковым амиотрофическим склерозом. Сами условия вызова были весьма сомнительны. Тот, кто перечислял деньги, рисковал получить репутацию труса и слабака, а облившийся ледяной водой становился жадиной, готовой терпеть холод ради каких-то 20 баксов. В результате от челленджа осталась только внешняя сторона, где люди показывали силу духа, обливаясь водичкой. Всего за два месяца в Ice Bucket Challenge поучаствовало более 17 млн человек. Потом мода на него ушла, но пользователям очень понравилась идея делать на камеру что-то безумное вместе с миллионами людей по всему миру. До этого какие-то попытки сделать мир лучше с помощью соцсетей тоже предпринимались. Например, предлагалось постить побольше шедевров живописи, а не однотипных селфи, чтобы превратить «Инстаграм» в виртуальный музей. Или выкладывать добрые мультики, чтобы соцсети стали приятнее для детей. Но все эти начинания быстро провалились, потому что в них не хватало адреналина. А вот неадекватные, аморальные и нередко опасные испытания молодежи почему-то понравились.

Челлендж с ведёрком холодной воды задумывался как благое дело, но быстро превратился в глупую забаву

Первый сумасшедший челлендж в истории Интернета тоже задумывался как благое дело. Он должен был сократить количество преступлений против половой неприкосновенности. Вот только методы были выбраны довольно странные. Участники, а вернее, участницы челленджа записывали видео, где… справляли в штаны малую нужду. Это малоприятное зрелище сопровождалось советами при слишком навязчивом домогательстве поступать именно так, чтобы вызвать у похотливого поклонника чувство брезгливости.

Другой опасный челлендж уже не носил никакой благой цели. От участников требовалось выскочить из автомобиля на ходу, повторить на камеру несколько танцевальных движений под музыку и успеть сесть за руль. Машина двигалась на минимальной скорости, но дорога есть дорога. Участники попадали под встречные автомобили, спотыкались и не успевали вернуться в салон, неуправляемый автомобиль таранил машины и пешеходов.

Если в этом челлендже участники хотя бы хвастались ловкостью и бесстрашием, то в самом скандальном вызове 2020 года участники могли продемонстрировать лишь полнейшую тупость. Весной пандемийного года пользователь Avalouiise выложила ролик, где она облизывает ободок унитаза. Девушка сообщила, что делает это в общественной уборной, потому что ее достал «коровавирус», то есть блогерка даже толком не знала названия болезни. В этом заявлении невозможно найти здравый смысл, но в первые же две недели поступок блогера повторили 7,5 млн человек. Многие из них слегли в больницу не только с ковидом, но и с целым букетом кишечных и даже венерических заболеваний. Полиция задержала Avalouiise, и девушка в слезах призналась в обмане. Оказывается, она облизывала унитаз не в общественной уборной, а у себя дома, причем до этого тщательно его вымыла дезинфицирующими средствами. Свой поступок Avalouiise объяснила тем, что ей стало обидно, что про какой-то «коровавирус» говорит весь мир, а про неё — никто.

Ради лайков подростки могут подвергать себя угрозе серьезного заболевания

Участники туалетного челленджа хотя бы вредили себе, а не другим, чего не скажешь о вызове, где по условиям требовалось облизывать продукты в супермаркете, а то и и плевать в них. Чаще всего участники выбирали ведерки с мороженым. С них можно было легко и незаметно снять крышку.

Челлендж с мороженым только кажется забавным. Охрана супермаркета быстро находила «шутника», и ему выписывались огромные штрафы за умышленную порчу имущества

Не жди меня, мама, хорошего сына

Многие челленджи из забавы переросли в настоящий криминал. В том же 2020 году среди подростков появилось состязание, где требовалось взять без спроса как можно больше хоть чего-нибудь. Чем бесполезнее была вещь и чем труднее ее было украсть, тем лучше. Так воровали огнетушители из административных зданий, кофейные аппараты, вешалки и стулья из кафе, а самым отчаянным участником стал парень, укравший шеврон у полицейского. Свои действия участники записывали на видео, поэтому найти воришек и доказать факт кражи труда не составляло. Вещи, добытые незаконным путем, хоть и были дома бесполезны, но стоили недешево. Это обернулось для многих ребят приличными сроками и кругленькими суммами по выплате ущерба.

Но сроки и штрафы от мелких краж несоизмеримы с последствиями челленджа по угону машин марки «Ниссан». Эта марка автомобилей была выбрана потому, что в Сети появилось видео, как завести машину с помощью обычной флешки с записанной на ней программкой. Хотя участники чаще всего проезжали на угнанной машине не больше километра, срок они получали, как за настоящий угон. Кроме того, известно как минимум о четырех случаях, когда подросткам машину завести-то удалось, но с управлением они не справились и попали в ДТП.

Граница между забавой в Интернете и криминалом очень тонка. Угон автомобиля — очень серьезное преступление: даже если «шутник» докажет, что не пытался завладеть автомобилем, все равно придётся нести уголовную ответственность

С челленджем «Короткое замыкание» до тюрьмы не доходило, но семейный бюджет участников заметно сократился. По условиям требовалось вставить в розетку зарядку для смартфона так, чтобы оставалась небольшая щель, в которую бросали монетку. В результате загоралось не только зарядное устройство, но и значительная часть проводки.

Челлендж, где надо довести учителя, на постсоветском пространстве был не очень популярен, хотя роликов, где великовозрастные дебилы оскорбляют или даже бьют пожилых педагогов, тоже хватало.

Психиатрическая экспертиза организатора игры «Синий кит», где подростков склоняли к роковому поступку, показала, что подсудимый испытывал нездоровое наслаждение от мысли, что его действия делают несчастными родителей. Хотя есть мнение, что последствия подобных игр слишком преувеличены, этот факт красноречиво показывает мотивацию создателей некоторых челленджей. Их нездоровая психика устроена так, что вместо мук совести приходит наслаждение от осознания факта, что идея отправила в больницу сотни подростков.

Участники крайне вредного для здоровья челленджа с солью на камеру глотали не меньше десятка столовых ложек, а самые отчаянные умудрялись затолкать в себя всю пачку.

Часто подростков призывают на спор глотать очень вредные вещества

Глотать соль в таком количестве сможет далеко не каждый. Рвотный рефлекс и нарушенное слюноотделение может спасти подростки от такой игры. А вот проглотить несколько капсул для стиральной машины гораздо проще. Они размером с небольшой леденец, приятно пахнут и атакуют желудок не сразу. Зато их состав совсем адский для несформировавшегося организма.

Политика «ТикТока» предполагает моментальное удаление потенциально опасного контента. Но злоумышленники находят лазейки, чтобы обмануть алгоритмы

Око за око, зуб за зуб

Закомплексованность подростков и недовольство своей внешностью тоже дает большой простор для фантазии интернет-злодеев. Так, в челлендже «Измени цвет глаз» организаторы делились самодельным чудо-средством. Всего нескольких капель якобы хватало, чтобы скучные карие или черные глаза превратились в зеленые, голубые или вообще стали невероятных космических оттенков, будто у эльфов из сказок. Для этого требовалось в глазные капли добавить средство для мытья посуды, хлорку, перекись водорода, лимонную кислоту и немного шампуня. Естественно, те, кому изменить цвет глаз «удалось», эту адскую смесь себе не заливали, а вставляли контактные линзы, но наивные подростки на это покупались и начисто сжигали себе роговицу.

Организатор челленджа «Улыбка» придуманное средство испытала на себе в самом деле, хоть это было не от большого ума. Девушка решила сделать себе идеально ровные зубки, но не придумала ничего лучше, как использовать для этого маленький напильник. Форма зубов у нее вышла даже красивой, но эмаль была безнадежно испорчена. Есть холодное или горячее стало невозможно, да и без этих манипуляций зубы страшно болели. Тем не менее об этой побочке девушка умолчала, зато безупречно ровными зубками хвасталась по несколько раз в день, призывая других повторить этот опыт.

Почему-то челленджи с зубами становятся особенно популярны. Порой создается впечатление, будто их специально запускают стоматологи, чтобы потом заработать на доверчивых ребятишках.

Челлендж «Съешь кукурузу» явно вдохновлен одним из фильмов с Чарли Чаплином. Там по сюжету смешной чудак тестировал машину, облегчающую прием пищи, но именно с кукурузой все пошло не по плану. В фильме это выглядело очень комично. Зерна летели во все стороны, а Чарли пытался поймать ртом хоть парочку. В жизни же получилось несмешно. Кукуруза моментально слетала с дрели при прикосновении к челюсти, и от вращающегося сверла в разные стороны летели уже не зерна, а передние зубы участников. Челлендж довольно долго не запрещали в соцсетях, потому что более умные участники использовали не дрель, а слабый шуруповёрт на самых медленных оборотах, и снять видео получалось, сохранив зубы.

Челенджи с вампирскими клыками и кукурузой на дрели заставили тысячи подростков обратиться к стоматологу после съемки ролика

Хеллоуиновский челлендж «Укус вампира» показал свою негативную сторону далеко не сразу. От участников всего-то требовалось приклеить вампирские клыки к настоящим зубам. Клей для этих целей продается в любой лавке приколов, но со своей задачей справляется плохо. Клыки отваливались уже через несколько минут. Поэтому кто-то «умный» посоветовал брать для этих целей суперклей, а еще лучше — стоматологический состав, который используется для пломб. Так клыки держались весь Хеллоуин, но удалить их можно было либо у дантиста, либо они сами отваливались с приличным кусом настоящего зуба.

Челендж «Холодные трусики» только на первый взгляд выглядит как глупая, но безобидная забава. От участниц требуется положить в нижнее белье пару кубиков льда, но этот процесс снимать не нужно, а на видео записывается лишь лицо девочки со смешными гримасами. Но то, что девочкам кажется смешным, у взрослых извращенцев вызывает совсем другие ассоциации. Все было так хитро организовано, что видео с реакцией на лед в нижнем белье стали удалять из-за возможного риска для здоровья. И только после того, как скопированные ролики перекочевали на сайты для взрослых, стало очевидным истинное назначение этого челленджа.

Челлендж «Силуэт» оказался еще откровеннее, хотя подавался как совет по созданию стильного фото. От участниц требовалось сфотографировать себя во весь рост, установив лампы для освещения особым образом. В результате получалось довольно целомудренное, но стильное фото темного женского силуэта. Такое модераторы не удаляли, потому что на черной фигуре все равно ничего нельзя было увидеть. Стильное фото без подготовки сделать было непросто, поэтому организаторы щедро делились советами, как настроить телефон или фотоаппарат, как установить выдержку на камере, и «заботливо» рекомендовали фотографироваться без одежды, потому что «тряпки могут испортить плавность линий». Подвох заключался в том, что фото, сделанное точно по этим параметрам, можно было в пару кликов высветлить графическим редактором. В результате знающие об этом секрете получали сотни фотографий абсолютно голых девушек, не достигших совершеннолетия. Любопытно, что законных оснований для удаления из соцсетей подобных фото нет. На исходниках все равно ничего не видно, а редактируя и сохраняя чужое изображение, пользователь даже не нарушает авторских прав, если только не станет выкладывать итог для всеобщего обозрения. Так что фотографии с силуэтом девушки стали удалять сами, как только поняли, в какую ловушку вляпались.

Миллионы мух не могут ошибаться

Почему же вполне адекватные подростки так охотно участвуют в опасных, аморальных и неэтичных челленджах? Механизмы этого явления были изучены еще до появления Интернета. Английский нейрохирург Уилфред Троттер отметил, что при совершении одинакового действия сотнями людей у каждого человека создается иллюзия, будто все сливаются в гигантский, очень сильный организм. Гибель и увечья при этом не кажутся серьёзной проблемой. Мы ведь не горюем, когда у нас слезает кожа от мозоли или выпадает несколько волос. Так и для толпы гибель личностей — это всего лишь гибель нескольких клеток гигантского организма.

Французский социолог Гюстав Лебон вывел теорию, что подражание большинству особей своего вида необходимо для выживания, а значит, заложено в нас природой. То есть, если подросток увидит, что тысячи его сверстников глотают ложки соли, облизывают унитазы или суют лед в нижнее белье, он будет считать неполноценными не их, а себя. Ведь столько людей ошибаться не могут. В доинтернетовскую эпоху это тоже существовало. Развлечение с поджиганием карбида, самодельные бомбы, догонялки на стройках, драки улица на улицу. Все это не менее, а в иных случаях и более рискованно, чем поесть кукурузы с дрели. Но от нынешних челленджей такие забавы отличаются так называемой ошибкой выжившего. В реальном мире хорошо видно, чем может закончиться эксперимент с горстью непонятных таблеток, выпитых «на слабо». В Интернете же все нехорошее чаще всего оказывается за кадром. Ловкий монтаж может легко обмануть доверчивого ребенка. Так, в случае с домашним средством для изменения глаз организаторы челленджа заливали себе в глаза полезное аптечное средство, хотя в предыдущем кадре показывали смесь из хлорки и перекиси. Дальше только требовалось установить контактные линзы другого цвета и мастерски изобразить удивление от того, что совет действительно работает.

Стадному инстинкту в той или иной степени подвержены абсолютно все. Каждый из нас хотя бы раз начинал смотреть фильм или сериал, о котором много говорят, покупал нашумевшие, но не особо нужные товары, вроде дубайского шоколада или забавной мягкой игрушки. Люди постарше готовят себе целебные мази по советам из Интернета, а дети клянчат Хагги-Вагги и спиннеры не потому, что им хочется такую игрушку, а потому, что она есть у всех его друзей. Однако подавляющее большинство всё равно относится к массовым увлечениям с долей критики и трезво оценивает, насколько это безопасно. Тем не менее есть 5 % людей, для которых главным аргументом служит тот факт, что так поступают авторитетные для них люди. Среди подростков, не выпускающих смартфон из рук, авторитетами являются блогеры с тысячами подписчиков, и, если такой блогер оближет унитаз в общественном туалете, подобный поступок вызовет толпы подражателей. Но потом за подражание кумиру придётся дорого расплачиваться.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

В Алматы ожидается сильный снегопад

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

Новый автобусный маршрут запускают в Астане

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта