Платный въезд в Алматы: почему город не поделят на грязные и чистые квадраты? - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+8 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Платный въезд в Алматы: почему город не поделят на грязные и чистые квадраты?

Платный въезд в Алматы: почему город не поделят на грязные и чистые квадраты?

В Алматы готовятся к запуску новой системы, которая уже успела вызвать жаркие споры среди автомобилистов.

  • 19 Августа
  • 7200
Изображение сгенерировано нейросетью

Согласно новым правилам, размещенным на сайте «Открытые НПА», город станет экологической зоной, въезд в которую станет платным. Идея простая: чем меньше старых машин, тем чище воздух. Но у горожан этот проект вызывает массу вопросов. В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Плата за движение: как будет работать экозона

Напомним, что, по экологическим требованиям, попасть в экологическую зону можно будет только за деньги. Камеры фото- и видеофиксации станут считать каждый день, когда машина передвигается по территории. Стоять во дворе или на парковке можно бесплатно, но если выехал на дорогу, то счётчик включится. Сколько именно придётся платить, зависит от того, насколько у вас современный автомобиль. Чем выше экологический класс, тем дешевле обойдётся проезд. Владельцам старых машин платить придётся заметно больше.

Собранные деньги обещают направлять на экологические программы, обновление городского автопарка и развитие общественного транспорта. То есть, по замыслу акимата, чем больше горожане будут платить, тем быстрее по улицам пойдут новые автобусы, а воздух станет чище.

Но не всем водителям придётся раскошеливаться. От платы освободят спецслужбы — скорую, полицию, спасателей и дорожников. Для остальных предлагают несколько вариантов оплаты. Можно завести депозит и подключить автоматическое списание, можно оплачивать доступ раз в семь дней, а можно купить ежемесячный абонемент. Последний, правда, доступен только тем, чьи машины прошли техосмотр на выбросы. Жителям Алматы и тем, кто работает в городе, дадут право оформить абонемент официально через систему «Чистый город». Обещают даже скидку десять процентов, если внести плату за три месяца вперёд.

Котловина для всех: почему не будет «чистых» и «грязных» районов?

С тех пор, как проект внесли на обсуждение, в социальных сетях и на портале «Открытый НПА» кипят споры. Одни видят в этом шаг к европейскому опыту, другие — новый побор для простых горожан.

«Я родился и вырос в самом центре, по адресу: Абая 47, владею авто 1994 года выпуска, и оно меня полностью устраивает. Проезжаю в день не более 10 км, и то не каждый. Почему я, чтобы приехать в свой родной район, теперь буду должен платить или менять машину, когда в городе трэш из-за приезжих релокантов?» — возмущается житель Алматы.

Акимат парирует: для постоянных жителей зоны будут продавать специальные абонементы. Гостям города же придётся раскошелиться по полной. Плюс власти обещают программу выкупа старых авто с компенсацией, чтобы их владельцы могли перейти на транспорт «позеленее». Электрокары и машины Евро-5 и выше получат бесплатный допуск.

Важно то, что город Алматы не планируют делить на отдельные квадраты или районы с разными условиями. То есть делить районы на «чистые» и «грязные» никто не собирается. Зоной низких выбросов станет весь город. Аргумент простой: мы живём в котловине, и если коптить в Алатауском районе, то дышать этим будут и на Абая.

Сразу возникает вопрос: а как быть с улицей Рыскулова и индустриальными зонами, где работают заводы и курсируют грузовики? Что делать с асфальтовым заводом, который дымит круглосуточно? Ответа пока нет.

Плати и дыми: чистый город или миф?

Переход к платности будет осуществляться поэтапно. Сначала будет пилот с регистрацией и предупреждением (то есть на начальном этапе деньги брать не будут). Потом включат плату для «коптилок» Евро-2 и ниже.

И сколько водителям придется выкладывать за въезд? Чиновники обещают, что тарифы появятся позже в системе «Чистый город». Форматы известны, детали в разработке.

Среди коментаторов на сайте есть и скептики, которые не верят в то, что проект сделает город чище.

«Смысл данного проекта можно назвать «плати и дыми». Граждане на низкоклассовых машинах как заезжали в город, так и будут заезжать, просто заплатив экологический сбор. Воздух чище не станет, уровень жизни не повысится», — написал один из участников общественного обсуждения.

В ответ акимат уверяет, что проект — это не замена экологическим постам и техосмотрам, а дополнительный инструмент. Мол, именно такая комбинация даст эффект. Параллельно обещает обновить автобусный парк, пересадить такси и доставку на электромобили, а ещё — расширить маршрутную сеть, чтобы у людей появился стимул пересесть в общественный транспорт.

Что касается социального напряжения, то госслужащие считают, что ситуация больше накалится, если с экологией в городе ничего не делать.

«Базовый принцип прост: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. В Конституции РК это сформулировано так: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 12, п. 5). LEZ (с английского Low Emission Zone, то есть зона низких выбросов) защищает право горожан дышать чистым воздухом и не отменяет передвижение, меняет условия там, где вред наибольший», — ответили представители акимата на сайте «Открытые НПА».

Разговор, похоже, только начинается. Одни требуют гарантированного выкупа старых машин по рыночной цене и льготного кредитования для покупки новых, другие настаивают на том, что ограничения нужно начинать с крупного транспорта и качества топлива, а не с карманов простых горожан.

Пока же ясно одно: экозона в Алматы — это не только вопрос о том, кто и сколько будет платить. Это спор о том, каким город станет завтра: удобным для жизни или недоступным для тех, кто не в силах поменять «девятку» на электрокар.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

"Очень хочется видеть экологию в первых строчках приоритетов" - мажилисмен трогательно обратился к алматинцам

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Новую ТЭЦ построят в Шымкенте

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта