Казахские "Княжичи": как мужской хор совмещает этнические мотивы и daft punk - Караван
  • $ 524.14
  • 607.79
+11 °C
Алматы
2025 Год
18 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахские "Княжичи": как мужской хор совмещает этнические мотивы и daft punk

Казахские "Княжичи": как мужской хор совмещает этнические мотивы и daft punk

Руководитель мужского хора «Княжичи» Сергей Редькин рассказал, как коллективу удаётся выживать без государственной поддержки, почему артистам сегодня приходится быть менеджерами и блогерами, и как в стране, где привыкли к тоям, можно приучить публику к настоящему искусству.

  • 3 Ноября
  • 10407
Фото предоставлены руководителем мужского хора «Княжичи» Сергеем Редькиным

Мужской хор «Княжичи» — один из самых необычных творческих коллективов страны. О том, как хору удаётся выживать и собирать залы, рассказал его руководитель Сергей Редькин.

— Сергей Александрович, когда вы создавали хор «Княжичи», что было вашей главной целью — доказать, что мужское хоровое пение может звучать современно, или просто реализовать мечту?

— Создание хора — мечта любого дирижёра. Но не каждому удаётся её осуществить. Дирижёров у нас много, а вот где взять столько певцов и будут ли они дальше востребованы, это уже вопрос. Хор «Княжичи» появился в январе 2023 года, и скоро нам исполнится три года. Мужской хор – это явление редкое. Такие коллективы привлекают порой больше слушателей, чем женские и смешанные, хотя, казалось бы, там больше разных голосов. Мужская энергетика, мощь, глубина звука имеют всегда ошеломляющий эффект. Так получилось и у нас.

 Когда хор живёт по законам рынка

— Вы неоднократно говорили, что «Княжичи» единственный в Казахстане не ведомственный профессиональный мужской хор. С какими проблемами вы сталкивались в связи с тем, что коллектив неподконтролен каким-либо госструктурам?

— Главная проблема — отсутствие самоокупаемости. Такие коллективы, наверное, всегда существовали только благодаря меценатам. Без поддержки извне хор создать невозможно. У нас есть спонсоры, и они нас регулярно финансируют. Но эта история не вечная, и мы пытаемся перейти на самоокупаемость. Иногда это получается, но в целом — пока нет. Есть и другие сложности. Например, бюрократия. Постоянно проходят какие-то согласования с акиматами и управлениями культуры. Бывали случаи, когда нам вовсе запрещали выступать: то название не устраивает, то ещё что-то. Помимо этого не каждый зал в Алматы готов нас принять, просто нет площадок нужного формата. Нам подходит зал на 400–1000 мест, а таких в городе немного. А теперь представьте, когда часть из них закрыта на реконструкцию — Театр САЦ, Театр Ауэзова, Дворец студентов, ТЮЗ, — выбор становится совсем небольшим.

И в такие моменты невольно думаешь о плюсах бюджетных коллективов. У них всегда есть зал, зарплата идёт, независимо от того, спел ты или не спел, один дал концерт или десять. А у нас все зависит от качества концерта. Мы всегда должны быть лучшими, обновлять программы, добавлять что-то современное. И нам приходится осваивать много различных профессий. Поэтому мы не просто музыканты, мы и менеджеры, и финансисты, и промоутеры, и рекламщики в одном лице.

Как не сорвать концерт, если певец заболел?

— При формировании хора вы выбрали 18 профессиональных певцов с диапазоном более трёх октав. Как вы решаете проблему кадрового резервного состава? Что если один из ключевых участников заболеет или уедет?

— Да, проблема есть. Нам необходимо по четыре голоса на каждую партию (бас, баритон, второй и первый тенор). В ключевых партиях я добавил по одному голосу, чтобы при болезни кого-то не было потери звучания. Есть резерв — певцы, которые хотят у нас выступать, но не могут участвовать постоянно. В экстренных случаях приглашаем их или берём одного-двух человек извне на отдельный концерт. Так и выходим из ситуации.

— Мужской хор — формат не самый лёгкий для восприятия. Бывает, что публика не принимает программу?

— В целом публика реагирует очень тепло. Мы стараемся быть разноплановыми. Начинали с казачьих, русских и народных песен — именно за это нас и полюбили. Со временем репертуар расширился: теперь на наших концертах можно услышать и эстрадную музыку, и зарубежную классику, и даже рок. У нас есть эксклюзивные аранжировки, созданные специально под наш состав. Благодаря этому мы исполняем песни Николая Носкова, и Мартынова, и даже Daft Punk. Главное, чтобы всё звучало с душой и качеством. Понятно, что мужскому хору подвластны не все жанры. Хотя мы, например, исполняли Bohemian Rhapsody, и, надо сказать, получилось очень достойно. А 19 декабря планируем представить новое попурри на песни группы Queen, а также My Way Фрэнка Синатры.

Как концерт ко Дню Республики превратился в квест

— Хоровое пение — это жанр, который в Казахстане не всегда получает большой коммерческий успех. Как вы выстраиваете финансовую модель хора?

— Мы живём концертами. Всё зависит от зрителя: как он нас примет, как продадутся билеты. Иногда помогает спонсорская поддержка, иногда — реклама. Недавно мы дали концерт полностью на казахском языке, и я переживал, как его воспримет публика. Но отклики были такие тёплые, что это вдохновило на новые проекты. Теперь мы регулярно включаем в программу казахскую народную и эстрадную музыку, она звучит органично в мужском исполнении.

— Слышала, у вас были проблемы при проведении концерта на казахском языке ко Дню Республики

— Это был настоящий квест. За полтора месяца нужно было собрать зал, а билеты плохо шли. Публике оказалось тяжеловато идти на концерт только с казахской хоровой музыкой. Но я хотел сделать подарок ко Дню Республики, как дань уважения. Пришлось самому заняться продвижением: записывать видео, вести блог, хотя раньше я этим не занимался. Преодолел стеснение, начал говорить с аудиторией напрямую, и это дало результат. Сейчас подписчиков становится всё больше, и я хочу развивать свою страницу, рассказывать о музыке, о хоровом дирижировании, делиться историями хора и смешными моментами из жизни коллектива.

Как рождается идеальный звук

— Когда вы гастролируете по регионам, как решаете вопросы с акустикой и техникой?

— Мы уже выступали в 7–9 городах Казахстана. Как правило, в областных центрах особых проблем с акустикой не возникает. А вот в Алматы, бывает, случаются сложности. Мы всегда стараемся приглашать профессиональную команду звукорежиссёров, использовать качественное оборудование, тщательно всё подзвучить. Но, как известно, на концертах всякое бывает. Помню один случай: готовились особенно тщательно, долго настраивали звук, пробовали разные расстановки хора и микрофонов, но всё равно некоторые голоса «торчали». И это резало слух. Потом несколько зрителей жаловались, хотя большинство остались довольны.

В целом мы стараемся подходить к подготовке максимально ответственно: проводим предварительные репетиции, долго выстраиваем баланс, проверяем звучание в зале. У нас у самих хороший слух, да и звукооператоры стараются сделать всё наилучшим образом, понимают, что в противном случае мы просто не будем сотрудничать дальше. В этом и есть плюс нашей самостоятельности: каждый член команды заинтересован в результате, и все работают на общий успех.

Когда амбиции упираются в организацию

— Есть ли планы на зарубежные гастроли?

— Это очень сложно. Нужна серьёзная помощь, и не только финансовая, но и организационная. В другой стране без местного менеджера не обойтись: нужен человек, который знает помещения, аудиторию, рекламу, звукорежиссёров. Скорее, нужно нанимать не одного, а сразу несколько человек, платить им какой-то процент. При этом нет уверенности, что ты сможешь там продать билеты, заполнить зал. Это большой риск. Но, конечно, надо пробовать. Самая большая сложность — поиск нужных, подходящих людей, которых пока у нас нет.

— Что сегодня считаете самым слабым местом хора? И какие планы на ближайшие годы?

— Слабые места — отсутствие самоокупаемости и недостаток площадок. Но мы не стоим на месте, активно развиваемся, расширяем географию. Сейчас, например, готовимся к большому концерту 7 декабря в Талдыкоргане, афиша появится буквально на днях. 28 ноября выступаем в Караганде. Билеты уже продаются, и продажи идут очень хорошо. Мы будем там во второй раз: в январе этого года прошёл первый концерт, собрали полный зал примерно на 800 человек, и публика встретила нас с большим восторгом. Поэтому на этот раз зрители ждут нас с особым интересом, билеты очень хорошо раскупаются.

До конца года запланирован ещё один концерт — 19 декабря в Алматы, в театре «Жас Сахна». Тема вечера — «Мировые хиты»: это будет программа, основанная на знаменитых мелодиях, которые узнают и любят все.

Когда музыка сильнее языка

— Вы работаете с казахским, русским и зарубежным репертуаром; какова политика по языковому и культурному балансу? Были ли ситуации, когда часть аудитории или организаторов критиковала выбор композиций?

— Мы с подобной критикой не сталкивались. Публика постепенно нас узнаёт, выбирает. Это естественный процесс. Кому-то наши концерты близки, кому-то — не совсем, и это нормально. Со временем формируется своя аудитория, а случайные зрители просто отходят. Мы, со своей стороны, стараемся расширять круг слушателей, пробовать разные направления: что-то получается лучше, что-то требует доработки, но движение вперёд есть.

А в целом мы убеждены, что музыка не имеет границ и национальностей. Когда в исполнении чувствуется душа и труд, язык уже не играет решающей роли. Люди это чувствуют независимо от культурных различий.

Когда настроение задаёт ритм

— Что у вас с внутренней атмосферой в коллективе? Всё-таки 18 мужчин собрались вместе.

—  Ну, конечно, атмосфера очень сильно зависит от меня самого. Я должен быть постоянно заряженным, позитивным, смотреть вперёд с высоко поднятой головой и верить в светлое будущее. Всегда должны быть планы и цели, причём такие, которые чуть выше наших текущих возможностей. Важно ставить перед собой задачи с запасом, чтобы никогда не останавливаться на достигнутом и вдохновлять ребят двигаться дальше. Очень помогают отзывы и комментарии зрителей, они придают мощный заряд энергии. После каждого концерта, особенно когда публика искренне благодарит, появляется желание сразу браться за что-то новое: придумывать следующую тему, искать свежие аранжировки, экспериментировать. После трёх лет работы я не чувствую никакого выгорания. Наоборот, это, пожалуй, самый интересный этап жизни. Если отбросить всё лишнее, это не просто работа, а настоящее дело мечты.

Конфликтов у нас практически не бывает, чаще какие-то весёлые моменты. Мы же творческие люди: подшучиваем, смеёмся, иногда переживаем, устаём, потом снова вдохновляемся и возвращаемся к делу с новыми силами. Такие эмоциональные «качели» для нас — обычное и даже необходимое состояние.

Когда зритель выбирает той, а не музыку

— С какими еще проблемами вы сталкиваетесь?

— Самая большая проблема в том, что Казахстан, по сути, не является хоровой страной. У нас сильны традиции народного искусства — домбрового, песенного, но культура академического хорового пения развита слабо. Люди чаще выбирают другие формы досуга. Мы как-то обсуждали это с коллегами: многие, к сожалению, готовы потратить большие деньги на «той», купить новое платье, сделать подарок, заплатить за банкет, но не пойдут на концерт хоровой музыки. Такова реальность: культура немного сместилась в сторону развлечений.

Даже известные артисты сегодня в основном зарабатывают на обслуживании частных мероприятий: юбилеев, корпоративов, банкетов. Конечно, это их право, и это труд, но всё же это не то, чему нас учили педагоги в колледже и консерватории. Нас учили высокому искусству, искусству со смыслом. Поэтому нам важно сохранять эту планку, воспитывать музыкантов, которые уважают себя и своё дело, и чтобы общество тоже научилось ценить таких артистов не как обслуживающий персонал, а как носителей культуры.

Мы стараемся бороться именно за понимание, что искусство должно оставаться искусством, высоким, воспитывающим. Наша задача не опускаться на уровень зрителя, а наоборот, подтягивать его к себе. Чтобы человек, послушав концерт, мог сказать: «Я услышал произведение Шумана, Шуберта, Чайковского или Бетховена, и оно заставило меня задуматься, вдохновило, улучшило настроение, помогло понять что-то важное». В этом и заключается настоящая миссия искусства — облагораживать человека. И именно к этому мы стремимся.

Как хор видит своё будущее

— Каким вы видите хор «Княжичи» через 5–10 лет? Что для вас будет успехом через десятилетие?

— Конечно, хочется, чтобы через несколько лет хор стал настоящим национальным достоянием Казахстана, коллективом, о котором знают и говорят, которым гордятся. Чтобы мы неизменно сохраняли высокий уровень исполнения и мастерства, а в наши ряды стремились попасть самые талантливые и известные артисты.

Мы уже сейчас получаем приглашения на международные фестивали и проекты, и это направление хотим развивать дальше, мечтаем о совместных выступлениях с известными мировыми музыкантами. Всё это вполне реально, главное — ставить цели, продумывать пути их достижения и не останавливаться.

Через 5–10 лет хочется видеть коллектив стабильным, сплочённым, вдохновлённым, чтобы мы по-прежнему выходили на сцену с тем же энтузиазмом и радостью, с каким начинали. Главное — сохранить огонь в глазах, внутренний драйв. Когда он есть, публика это чувствует, отвечает тем же, и тогда всё складывается правильно.

Для меня успех — это не только известность, но и то, что наши выступления дают людям эмоции, энергию, настроение, бодрость духа. Чтобы после концерта зрители уходили с улыбкой. Вот это, пожалуй, и есть настоящее признание.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Налог 4% не спасёт: самозанятые всё равно оплатят разницу

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

В Алматы на дороге Медеу – Шымбулак могут ограничить движение электромобилей

МРП 2026

В Казахстане акиматы будут рассчитывать зарплаты председателям КСК и ОСИ: что делать собственникам квартир

Землетрясение

Землетрясение произошло в ВКО

Бокс

Узбекистан доминирует на Кубке мира по боксу с участием Казахстана

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане растет число заболевших ОРВИ и гриппом

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Новый руководитель территориальной инспекции АПК назначен в Шымкенте

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

США предоставили Венгрии исключение из санкций на российскую нефть и газ

Закон

Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «Об искусственном интеллекте»

Туризм

Токаев отметил, что упрочение культурно-гуманитарных связей остается ключевым приоритетом Центральной Азии

Медицина

44-летний мужчина скончался в больнице после процедуры ФГДС в СКО

Перейти к новостям спорта