Как энергетики Костаная предлагают снижать расходы на электроэнергию? - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как энергетики Костаная предлагают снижать расходы на электроэнергию?

Как энергетики Костаная предлагают снижать расходы на электроэнергию?

Портал «Караван» следит за конфликтом вокруг тарифов на электроэнергию в Костанайской области.

  • 6 Августа
  • 12368
Фото - Caravan.kz

После выхода двух материалов на эту тему в редакцию с письмом обратилось руководство местной энергокомпании – ТОО «ЭПК-forfait». Согласно письму, редакция допустила ошибки в освещении ситуации. Поэтому правильно предоставить слово самой компании, как ее руководство видит ситуацию с тарифами.

ТОО «ЭПК-forfait». представляет генеральный директор Дидар Аманжолов.

— Добрый день, Дидар Нуртасович. В своем письме вы говорите, что мы в материале о Житикаре неправильно указали тарифы. Расскажите нам вашу версию событий.

— Самое главное, вы неправильно указали размеры тарифов. По вашим словам, тарифная сетка выглядит так:

  • на первом уровне — 32,66 тенге за кВт*ч;
  • на втором уровне — 49,54 тенге за кВт*ч;
  • на третьем уровне — 50,69 тенге за кВт*ч.

На самом деле цены ниже. На сегодня по Житикаре тарифы следующие:

  • — 25,2 тенге за кВт*ч на первом уровне,
  • — 31,06 тенге кВт*ч на втором уровне,
  • — 38,82 тенге за кВт*ч на третьем уровне потребления без НДС.

Тарифы АО «Алатау Жарык Компаниясы» вы указали также без НДС, отметив что они значительно ниже чем в Житикаре. Много наших потребителей возмутились данной информацией и ежедневно нам приходится разъяснять, что это не так. Советуем зайти на наш сайт и проверить.

— Ажиотаж вокруг тарифов начался с того, что жителям области начали приходить квитанции с завышенными суммами. При этот, по их словам, жители Житикары не смогли добиться обратной связи с вами. Эти тарифы мне озвучили также в одном из НПО Костаная.

Кроме этого, общественники области попросили меня озвучить их вопросы к компании «ЭПК-forfait». Вы можете на них ответить?

— Конечно, давайте.

— Основные претензии НПО к вам касаются технической и финансовой стороны работы вашей компании. Вы озвучили тариф для Житикары.  Какую часть от него получает «ЭПК-forfait»?

— Наша снабженческая надбавка в тарифе – 1,807 тенге за квт*ч. То есть только 5% от тарифа. Все остальное – это составляющие тарифов покупки и передачи электрической энергии.  

— Как распределяются доходы от тарифа.

— Мы заключаем договор с потребителем. Чтобы обеспечить его энергией, мы заключаем договор на покупку электрической энергии с единым закупщиком. Далее, чтобы доставить ее до потребителя, мы платим транспортным компаниям – это АО «KEGOK». Она доводит энергию до области, здесь ее принимает компания, которая имеет электрические сети в конкретном районе. В частности, по Житикаре идут  электросети ГКП «Житикаракоммунэнерго».

— Жители Житикары массово жалуются, что в квитанции за май и июнь стоят завышенные объёмы потребления. Почему так происходит?

— Это вопрос к ГКП «Житикаракомунэнерго». Какие объёмы нам передают они, такие объёмы мы и начисляем потребителям.

— В квитанции стоит «ЭПК-forfait». Поэтому вопрос они задают вам.

— В случае несовпадения показаний в счете с фактическими показаниями на счетчике, потребителю надо обратиться или в ГКП «Житикаракомунэнерго» или к нам по корректировке.

— Разъясните, на каком основании при отсутствии собственных электросетей и контроля, ТОО «ЭПК-forfait» формирует платёжки с завышенными расчётами по данным ГКП «Житикаракоммунэнерго», не проверяя достоверность этих данных?

— С 1 января «ЭПК-forfait» стало заниматься энергоснабжением потребителей. Мы получили лицензию и нам дали определение – гарантирующий поставщик по Костанайской области. Другие компании в Житикаре и Лисаковске, например, не получили лицензию из-за отсутствия у них 30 тысяч присоединённых абонентов. И согласно закону РК «Об электроэнергетике» функцию снабжения электрической энергией в этих районах передали нам. У нас есть договор с ГКП «Житикаракоммунэнерго». Согласно этому договору в конце расчетного периода они передают нам данные по объёмам электрической энергии, потребленной потребителями. Перепроверять их данные у меня нет ни прав, ни физической возможности. В случае если наш оператор видит завышенные объёмы потребления он в любом случае подскажет это нашим контрагентам. Что и было сделано по итогам мая.

«Житикаракоммунэнерго» неправильно указало расчетный период. Мы указали им на это. После этого произошла корректировка. Других нормативных и юридических оснований для перепроверки у меня нет.

— Вы сказали, что увидели резкий рост потребления электроэнергии в Житикаре. Как это произошло?

— Наша программа начисления зафиксировала резкое увеличение потребления электроэнергии. Сначала было предположение, что расчетный период был увеличен, что потом и подтвердилось. Затем «Житикаракоммунэнерго» привела этот период в соответствие. Но даже с корректировкой, счета у потребителей все равно выросли, потому что объём потребления резко вырос.

— Что это дало жителям города?

— Стабилизацию в их счетах. Допустим за май они должны были заплатить за 35 дней, а в июне – за 26 дней. Те, кто укладывается в тариф 1-го уровня, могут необоснованно переплатить, так как им пришлось бы доплачивать за электроэнергию по тарифу второго и третьего повышенного уровня.

— На сколько выросло общее потребление в Житикаре?

— В апреле потребление электроэнергии физ.лицами составило 1 млн 959 тысяч кВт*часов.

В мае – 2 млн 513 тыс. кВт*часов. Рост – плюс 28%. Это после корректировки.

В июне – 2 млн 546 тыс. кВт*часов.

— С чем вы связываете такой рост потребления?

— Мы предполагаем, что коммунальщики в мае делали опрессовку в системе горячего водоснабжения. Поэтому горожане включали бойлеры. Это привело к росту потребления электроэнергии. Это показывает наш опыт по Костанаю и Тоболу.

— Вы считаете, что завтра, когда в Житикаре будет горячая вода, вы увидите снижение потребления электроэнергии?

— Я не могу этого утверждать. Я предполагаю, что возможно это одна из причин. Анализом должен заняться КГП «Житикаракоммунэнерго».

— Что эта корректировка означает для жителей города? Для них будут снижены счета?

—  Все потребители разные. Есть такие, кто не смотрит за показаниями приборов. Если человек внимательный, то он обязательно обратит внимание на повышенный расход. И он обратиться к поставщику для перепроверки этих данных. Надо подходить к каждому потребителю индивидуально.

— У «ЭПК-forfait» есть инвестиционная программа. Заложены ли в нее средства на внедрение автоматизированной системы снятия показаний? Если есть назовите сроки ее реализации.

— Конечно есть. У нас 202 тысячи абонентов, подключенных непосредственно к нашим сетям. Из них 32 тысячи уже подключены к АСКУЭ по Костанаю, Тоболу и селу Федоровка.

Дальнейшее внедрение АСКУЭ будет поэтапным. Срок я не могу сказать. По мере защиты тарифов. Если нам дадут тариф, в который будет заложены расходы на модернизацию счетчиков, то мы готовы завершить эту работу и за пять лет.

В настоящее время мы ограничены тарифом и можем заменять на тысячи-две в год. Пока мы работаем в городе и Костанайском районе.

— Итого получается за 85 лет?

— Надеюсь, нам все-таки дадут тариф. Мы же идем к цифровизации. Система автоматической передачи данных эффективна, она снижает расходы на трудозатраты.

— Почему жителям области выставляются счета по 2-му и 3-му уровню, если фактическое потребление находится в пределах первого уровня по количеству зарегистрированных лиц?

— Надо смотреть индивидуально. Начисления производим мы. Поэтому вышлите нам квитанцию. Мы проверим.

— Является ли массовое завышение объёмов потребления способом для перевода на более дорогие уровни тарификации?

— Нет, не является. Это глупость.

— Контролёры снимают показания 1 числа передают 23 числа. Но на банковских приложениях граждане видят начисления за два месяца. Настольно это правда?

В районах, где мало персонала, расчётный период может начинаться и с 18 числа. Обработка данных и вывод информации происходит в начале месяца за исключением тех счетчиков, подключенных к системе АСКУЭ.

Это не ошибка системы. Просто если потребитель не успевает оплатить счет, то к нему приходит счет за два месяца. Это редкие случаи.

— Жители поселка Пригородный у Житикары жалуются, что они не получают бумажные квитанции. Всех их перевели на банковские приложения.

— Квитанции мы разносим по всем потребителям. Кроме тех, кто подписал заявление, где указал, что рассылку квитанций можно осуществлять в электронном виде. В Пригородном таких абонентов не имеется.

— Предусмотрена ли проверка перед тем, как начисленные суммы попадают в банковские приложения?

— Да, предусмотрена. Мы отслеживаем «подозрительные» начисления.

У нас 15 РЭСов. Также с 01 января к нам добавились г.Житикара, г.Лисаковск и Аркалыкский участки. В каждом из этих 18 подразделений есть своя абонентская группа, которая и производит начисление. В своей рабочей системе мы сделали опцию – оповещение при превышении потребления порога в 1 тысячу квт*часов. Мы сразу ставим под сомнение эти показания.

— Это не большой порог? Дом потребляет 200-400 квт*часов в месяц.

— Есть потребители с большим объёмом потребления.

— Допустим семья стабильно потребляет в месяц 200 кВт*часов электроэнергии. Вы увидите скачок, если они вдруг сожгут 400 кВт*часов?

— Система показывает среднее потребление по каждому счетчику.  Как мы увидели аномалию в Житикаре: потребление резко выросло. Причем произошел массовый рост.

— В Костанайской области работают две компании: «ЭПК-forfait» — она владеет распределительными сетямии и «Межрегионтранзит» (МРЭТ) – в основном магистральными сетями. При этом «ЭПК-forfait» материнская компания к МРЭТ. Почему вы не объединяетесь? 

— Этот вопрос рассматривается много лет. У нас нет плана как объединить две компании с разными сетями и разными услугами.

МРЭТ обеспечивает крупных энергоемких потребителей: мельницы, заводы, предприятия. В его тарифе нет затрат «ЭПК-forfait». Если мы сейчас объединимся, то затраты двух компании сложатся и для них тариф вырастет в разы. Никто от идеи объединения двух компаний не отказывается. Мы прорабатываем этот вопрос.

Факт работы двух компаний задевает некоторых людей, работающих в энергетике. В вашем материале вы приводите слова Сергея Агафонова, председателя ОЮЛ «Казахстанская ассоциация энергоремонтных, проектных, инжиниринговых компаний и производителей энергетического оборудования».  

По его мнению, ликвидация ЭСО и переход в РЭКи привело к отмене конкуренции. А разве была конкуренция, когда работали ЭСО? Смотрите что было: в каждом регионе работали ряд ЭСО и среди них один гарантирующий поставщик, который работал с населением. Это десятки тысяч абонентов. У него себестоимость электроэнергии выходила 35 тенге за квт*час за счет более низкого тарифа для населения. В это время его конкуренты – ЭСО – заключали договора с несколькими энергоемкими потребителями — юридическими лицами и предлагали им тариф значительно ниже.  Разве это справедливо? Я считаю, что если ты хочешь работать на рынке продажи электроэнергии, то ты должен взять на себя и розницу. То есть население. Самый сложный в работе участок рынка. Вот тогда эта конкуренция будет равноправной. Тогда он увидит саму сложность тарифообразования, когда ты прибылью с оптового рынка перекрываешь убытки на рознице. Почему об этом Сергей Агафонов не говорит? Почему он не хочет окунутся в действительность.

Опровежение

21 июля 2025 года на портале Caravan.kz был опубликован материал «Май – 4 тысячи, июнь – 18» — что происходит со счетами на свет в Костанае». В нем было указано, что «рост оплаты представитель компании объяснил тем, что в Костанае выросли цены – на 16,5 %». При этом «ЭПК-forfait» предоставило другую информацию – о том, что имел рост энергопотребления по населению г. Костанай на 16,5 %».  Также согласно доступной информации, в «ЭПК-forfait» осуществляется запись телефонных разговоров и проводятся инструктажи по этике общения. Однако ни частота инструктажей, ни механизм контроля записей не раскрыты публично, что затрудняет оценку эффективности этих мер.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта