Развалины аркалыкского аэропорта администрация Костанайской области выкупила у частника за 20,7 миллиона тенге. Два вопроса: по какой цене ему продали здание ранее? И зачем Аркалыку нужен аэропорт сегодня? В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Впрочем, вопросов гораздо больше. Опять тема распила? Или реальная необходимость?
Справка «Каравана»
Аркалык основан в 1956 году. Здесь открыли месторождение бокситовой руды, из которой производят алюминий. В 1960-е город был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В 1970 году Аркалык стал областным центром Тургайской области. В начале 1980-х население города начитывало 64-65 тысяч человек. Сегодня не более 25 тысяч.
С начала 1990-х люди стали покидать Аркалык. Покидать не просто семьями. Целыми многоэтажками и кварталами. Причин было много.
Город-призрак с амбициями?
Градообразующее предприятие – Тургайское бокситовое рудоуправление. Чуть ли не четверть жителей областного (тогда еще!) областного центра трудилась в ТБРУ. В 2020-м в связи с исчерпанием месторождения предприятие закрыто.
Компания «Тургайалюминстрой» практически не работает: зачем строить, если жителей трех микрорайонов пришлось переселить в центр города, чтобы не тратить средства на обогрев брошенных квартир и домов.
Была швейная фабрика. Закрыта. Здание частично разобрано.
Завод радиодеталей. Кто помнит этот миницех? Керамическая фабрика?
Асфальтобетонный завод. Работал иногда. Если был исходный материал.
Щебеночная фабрика. По документам пока жива. В виде цеха.
Хлебозавод закрыт. Хлеб пекут частники. И качество у них отличное.
Перечислять остальных выживших? Аркалык с конца 90-х в списке депрессивных городов республики. Промышленности уже практически нет. Ну, за исключением коммунальных служб, которые поддерживают жизнь в городе. Безработица? Честных цифр не нашел. Подозреваю, что в среднем выше, чем по стране. И вот аэропорт, восстановление которого обойдется в 7-8 миллиардов тенге. При этом самолеты будут летать только в Астану, Костанай, Алматы и обратно. Не боинги! ЯКи, рассчитанные на 40 пассажиров.
В начале мая аким Костанайской области Кумар Аксакалов, посетив Аркалык, заявил, что восстановленный аэропорт сможет принимать 70 пассажиров в час.
А в остальные часы кого там привечать?
Аэропорт – не автобусная остановка. Здесь нужны соответствующие техслужбы, специалисты в аэронавигации, запасы топлива, всяческие сервисы и многое другое. А главное — восстановить взлетно-посадочную полосу. Дорогое, признаться, удовольствие. И за чей счет банкет? Похоже, в большой, очень большой степени за счет республиканского бюджета?
Справка «Каравана»
С самого начала образования области Тургайский регион был дотационным. Постановлением правительства в 1988 году область была ликвидирована. Аркалык стал райцентром. В 1990-м статус восстановили. Но в 1997-м Тургайскую область вновь упразднили.
Во время майского визита в Аркалык аким Аксакалов заявил, что город – «не только точка на карте, но и центр будущего роста науки, производства и культуры». И добавил, что аэропорт «играет важную роль с точки зрения безопасности. Он может быть использован для разных нужд, включая эвакуацию, доставку гуманитарной помощи и другие логистические задачи».
Полетят или пролетят?
Как считает депутат местного маслихата Серик Тулекбаев, в городе полно более насущных проблем, чем строительство воздушной гавани. По его словам, жители возмущены тем, как власти распоряжаются бюджетными средствами. «Сейчас до Аркалыка ходит единственный поезд. И он приезжает полупустым. Молодежь давно уехала из города (к этой фразе мы вернемся чуть ниже). Если люди не покупают билеты на поезд, думаете, кто-то купит билет на самолет? Если это делается для удобства чиновников, то я не знаю»…
Г-н Тулекбаев еще считает, что в городе сложилась ненормальная практика: «сначала продавать здания, а потом выкупать их за гораздо большие суммы. Это назвали «бизнес по-аркалыкски». И привел три примера. Первый: несколько лет назад одно здание местного педагогического института продали за 6 миллионов тенге (стоимость отремонтированной однушки в центре. – Авт.), а в прошлом году выкупили за 11 миллионов. «Еще одно здание продали за пять миллионов. В итоге приобрели обратно за 45. Бывший кинотеатр «Казахстан» продали за 10 миллионов, выкупили за 19»…
Депутат областного маслихата Александра Сергазинова: «Во время недавней поездки туда общалась с населением. В том числе и с предпринимателями. Они целесообразности не видят. Два поезда ходят. Оба полупустые. Кто сюда будет летать?..»
Личный опыт
В областной газете «Тургайская новь» в середине 1980-х я работал 4 года, месяц и 4 дня. Пока не пригласили в штат «Ленинской смены» в Алма-Ату. Из воспоминаний. Горячая вода? Это случайный праздник! Холодная – по часам: два часа утром и два вечером. Зимой дома температура 16-18 тепла. На пишущей машинке тексты в перчатках набивал. Пальцы мёрзли. Свет отключали нерегулярно. По микрорайонам. Тоже на пару-тройку часов. Чтобы не всем было обидно.
А потом безработным аркалыкчанам начали отключать газ. За неуплату. В ноябре 1995-го в пятиэтажке взрыв обрушил целый подъезд. Погибли 20 человек. Какой-то тип самостоятельно подсоединился к сети. Непрофессионально подсоединился. А потом просто закурил…
В доме, где жили мои родители (это метров 100 от взрыва), повыбивало все стёкла. Сейчас этот микрорайон полуразрушен-полуразобран на кирпичи. Даже «моя» девятиэтажка. Все металлические детали ушли в металлолом. Местные жители знали, как можно воспользоваться ситуацией. А что делать, если работы нет?
Мнения экспертов, которых власти не слушают?
В самом конце 1980-х была идея построить в Аркалыке алюминиевый завод. Её похоронили менее чем за неделю. Во-первых — дефицит воды в регионе. Во-вторых — дефицит электроэнергии.
В июле 2023 года аким Кумар Иргибаевич заявил, что в «ближайшей пятилетке город Аркалык намерен стать сильным экономическим драйвером развития Костанайской области… Это станет возможным благодаря реализации масштабного комплексного плана по социально-экономическому развитию и модернизации региона». И тут же: «Сейчас в регионе полным ходом строят три крупных инвестиционных предприятия: горно-обогатительный комбинат на 1200 рабочих мест, ветряную электростанцию и производство конвейерных роликов, на общую сумму 340 млрд, в рамках чего жителям Аркалыка и близлежащих населённых пунктов предоставлены 1000 рабочих мест». Прошло почти два года. Где всё это?
Если в райцентре не хватает воды и электроэнергии для жителей, то откуда им взяться для промышленных предприятий? Хотя бы для добычи огнеупорной глины, которой здесь хватает? Или одно другому не мешает?
Справка «Каравана»
В Тургайском регионе есть перспективные месторождения свинца, белого и черного мраморов, нефритоидов, лечебно-столовых минеральных вод. Чтобы их освоить, необходимы сотни миллиардов тенге.
Но всё опять упирается в нехватку электроэнергии. И воды. Прежде всего — качественной питьевой. Ну и денег, которых в областном бюджете не хватает. А в республиканском их полным-полно?
Научный потенциал без научной базы?
Аким области г-н Аксакалов заявил, что присвоение аркалыкскому педагогическому институту статуса университета позволит реализовывать программы магистратуры. «И в перспективе – докторантуры… Контингент студентов увеличится до 5000 человек, что значительно повысит научный и образовательный потенциал города».
Считаем. В Аркалыке 25-26 тысяч населения (хотя и эта цифра вызывает сомнения). Плюсуем соседние поселки. Допустим, еще тысяч десять. Если следовать логике акима, то все выпускники местных школ должны заполнить аудитории вуза. Но столько здесь не набрать. Из каких городов абитуриенты поедут в Аркалык?
Расчет на абитуриентов из соседних республик?
Напомню высказывание депутата гормаслихата Серика Тулекбаева: «Молодежь давно уехала из города». Есть еще вопросы по этой теме?
В декабре 2023 года правительство утвердило комплексный план социально-экономического развития Аркалыка и двух районов – Амангельдинского и Джангельдинского – на 2023-2027 годы. Согласно этому документу (а он «весит» 504 миллиарда тенге), на 137 «мероприятий» почти 60 «ярдов» выделят из бюджета страны. Чуть больше 21 миллиарда – область. «Остальные будут покрыты другими источниками финансирования».
Какими другими, елки-палки!? Какой частный инвестор рискнет вложить средства в регионе, где дефицит электроэнергии? Но вот областной акимат в рамках этого плана все деньги влупил в выкуп развалившегося аэропорта. И вряд ли на нем что-то заработает. Хотя нет. Заработает! Заработает яростную критику аркалыкчан, которые зимой мерзнут. Которые уже на генетическом уровне привыкли греть воду в тазиках, чтобы помыться. Которые клянут разбитые дороги. Которые месяцами не могут найти работу. Которые…
Все эти комментарии можно найти в соцсетях, где реакция на выкуп аэропорта невероятно высокоградусная. Да, есть и сторонники возобновления работы воздушной гавани. Но их мало. Критически мало. Зато объявлений о продаже квартир – хоть отбавляй. Одну даже выставили за 23 миллиона тенге – дороже, чем костанайские власти выкупили целый аэропорт. О покупке квартир в Аркалыке не нашел ни одного объявления.

Знак?
Какая экономическая целесообразность выкупа аэропорта, не работающего с 1998 года? Потянет ли областной бюджет эксплуатацию этого явно убыточного объекта? Вряд ли. Значит, опять за счет бюджета страны? То есть чьи-то амбиции должны оплачивать добропорядочные налогоплательщики страны?
Кто-то считал экономические последствия этого решения? Не уверен.
План «Б» и далее все планы по алфавиту?
С начала «нулевых» годов было несколько программ по развитию моногородов. Это после выступлений и маршей протеста в Жанатасе, Текели, Сарани. В том же Аркалыке. Что-то где-то пламя протестов залили деньгами. Но это были временные, краткосрочные меры. Потом был большой проект «Tugan Qala». Но и он «выстрелил» только в отдельных областях. Еще были разнообразные «дорожные карты занятости». Которые не столько трудоустроили безработных, сколько выявили коррупционную составляющую этих документов.
Вот две цифры: в 2023 году в республике официально было признано 27 моногородов, в которых есть проблемы с трудоустройством. В пяти из них должны были реализовать «14 «якорных» проектов на 214 миллиардов тенге с созданием 2806 рабочих мест. Нашёл четыре – на 637. Всё? А в Аркалыке?..
В 2024 году моногородов уже 20. Семь вытащили из кризиса? Да ну…
Не все потеряно?
Географически Аркалык находится почти в центре страны. Удобная точка для транзитников. Была удобной. Но во времена СССР, когда существовал рейс Москва-Уральск-Аркалык-Алма-Ата. И обратно по такому же маршруту. Закрыт, кажется, в конце 1980-х, когда люди перестали летать в Уральск и Аркалык.
В комментариях в соцсетях нашел несколько аргументов в пользу аркалыкской воздушной гавани. Первый: «Можно сделать базой для ВВС Казахстана. Оттуда быстрее добраться до целей вероятного противника на юге и севере». Второй: «Если аэропорт Аркалыка включат в систему Китай-Европа, включая автодорогу, то это может возродить и город, и регион». Третий: «В наш Торгай туристов нечем заманивать. Только охотой. Вот эти люди и будут к нам летать. Но на своих вертолетах. А им аэропорт нужен».