... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

ЖК «Дом на Абая» регулярно остается без света и воды: жители третий год добиваются справедливости от застройщика

6 мая

По словам собственников многоквартирного дома, из-за бездействия владельца трансформаторной подстанции ТОО «RK ORDASY» они вынуждены терпеть неудобства, то есть периодически жить без света.

Суть проблемы - подстанция, призванная обеспечивать многоквартирный дом электричеством, до настоящего времени не передана городскому ТОО «АЖК», а ее нынешней владелец не занимается ремонтом электролиний. Основная линия, от которой питается ЖК, вышла из строя в феврале, теперь дает сбои резервная, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

ТОО «RK ORDASY» является заказчиком проекта жилого комплекса, генподрядчиком подрядчиком — ТОО «RAMS».

«У нас постоянно выходит из строя кабель, который идет от нашего ТП до подстанции. Обрывы обычно происходят после дождя. Жители остаются без света. У нас комплекс от 14 до 16 этажей, людям очень тяжело подниматься. Здесь живет около 1500 человек. Когда нет света, насос не работает, подача воды вверх не производится. Чай поставить, кашу сварить уже невозможно. У нас много детей, младенцев, которых нужно нести на руках, чтобы попасть в квартиру. Прошлым летом свет пропал на трое суток. В последний раз отключение было в прошлую субботу на двое суток. В среднем раз в три месяца мы остаемся без электричества. Трансформаторная станция в данный момент находится на балансе ТОО «RK ORDASY». Передача электроэнергии идет по двум линиям. Если одна выходит из строя, запускают вторую - резервную. Первая линия вышла из строя в феврале, с тех пор мы питаемся только от резервной. Но и резервная линия тоже нуждается в ремонте. Представители компании не хотят этим заниматься, они считают, что ОСИ должны ремонтировать электролинию самостоятельно. Но по закону владелец должен содержать ТП, либо передать городу, то есть АЖК.  Уже третий год ТОО «RK ORDASY» обещает передать, но по какой-то непонятной причине не передает», - рассказал Аяпберген Дабылов, председатель ОСИ ЖК «Дом на Абая».

По его словам, в данный момент ТОО «RK ORDASY» планирует заключить договор с сервисной энергетической компанией, которая будет обслуживать электролинию. Но для этого жильцы должны платить ежемесячно определенную сумму. И это помимо ежемесячной оплаты за электроэнергию, которая намного превосходит расчеты жильцов.

«На территории ЖК есть коммерческие компании, которые напрямую заключили договоры с ТОО «АлматыЭнергоСбыт». Поэтому из показаний счётчиков вычитают расход электроэнергии коммерческих компаний, оставшуюся сумму обязывают платить жильцов.  По сравнению с другими ЖК у нас в три раза больше потребление электроэнергии. Понятно, что определенных расходов требует дежурное освещение, лифты, охрана, шлагбаум, ворота. Но они не могут превышать миллион тенге. Зимой наши затраты дошли до 3,5 млн. У нас не может быть таких расходов. Мы предложили хозяину ТП поставить счетчики на входе в ЖК. Поначалу он отказывался, потом счетчики все-таки поставил, мы заплатили за них 1 млн 180 тысяч тенге. В ноябре сняли показания, передали энергосбыту, и оказалось, что один счетчик не работает. Мы сказали владельцу ТП, что он должен заменить счетчик или вернуть нам деньги. Но он не реагирует. Мало того, что у нас нет доступа к счетчикам, мы элементарно не можем посмотреть, кто подсоединился к ТП. Возможно, мы оплачиваем чужие расходы», - предположил Аяпберген Дабылов.

Такого же мнения придерживается и активист дома Николай:

«Владелец ТП не исполняет свои обязательства. Все структуры давали нам ответ, в котором четко указали, что за техническим состоянием линии должен следить балансодержатель. На данный момент им является ТОО «RK ORDASY». Как только речь идет о передаче подстанции в АЖК, возникает вопрос по земле. Мы обращались в земельный комитет и нам сказали, что в данный момент земля – собственность ТОО «RK ORDASY», находится в аренде, срок которой истекает в октябре текущего года. Сейчас нет никаких препятствий для передачи ТП городу. Не знаю, почему ТОО «RK ORDASY» не передает подстанцию. Они нам выставляли счета по освещению колоссальные, мы предложили поставить счетчики в самой ТП. Директор компании Еркин Султангазиев много лет нам это делать не давал, потом заявил: «Покупайте их у меня». Мы купили. И через месяц он сказал, что счетчик полетел. Значит, он продал такой счетчик?  Мы хотели проверить линии в ТП, может, кто-то к нам «подсел». Но нам не дают доступ на подстанцию. Почему в 2019 году ТОО «RK ORDASY» не передало ТП со всеми этими линиями в АЖК, в тот момент, когда сдавали дом в эксплуатацию? Возможно, у него был какой-то финансовый интерес. Есть предположение, что сама ТП спроектирована не по стандартам, поэтому ее не принимает АЖК. И эта линия уже дырявая, на стыках кабель греется. Лабораторию в ТП не пускают. Почему? Возможно, от подстанции питаются какие-то организации, и мы об этом не знаем. Сейчас идет речь о привлечении обслуживающей компании, для ТП. Жители не хотят платить за ее обслуживание. По логике, какой-то дядя построил дом, и я должен прийти и сделать ему ремонт за свои деньги? Почему мы должны это делать? Нет закона, по которому мы должны оплачивать содержание ТП», -  считает он.

Вопросы у жителей возникают и по тому, как заказчик ТОО «RK ORDASY» принимал ЖК у строительной компании RAMS. По словам председателя ОСИ, в домах множество недоделок, и жильцы вынуждены их устранять собственными силами. 

«У нас есть вопросы по гидроизоляции, пожаротушению. В паркинге у нас полностью отсутствовали системы дымоудаления и пожаротушения. Мы судились с заказчиком, он в свою очередь привлек компанию RAMS, и с прошлого года они начали устранять эти недостатки. Но до сих пор еще не завершили. В проекте эти системы есть, но их не поставили.

По крыше мы тоже своими силами течь устраняем. Фасад, панорамные окна у жителей вовнутрь протекали. Мы напрямую обращались к субподрядчику ТОО «Техновид», который устанавливал окна. И, несмотря на то, что гарантийный срок закончился, добились того, чтобы недостатки устранили. В позапрошлом году у нас слетела целая облицовочная конструкция со стороны Гагарина. Хорошо, что никого не придавило. Она упала прямо между двумя машинами и перекрыла улицу Гагарина. В этом году 28 марта, когда был ураган, у нас полетела обшивка. Три машины пострадало: крыша, стекла. Мы нашли альпинистов, они нам сделали облицовку. Но все эти недоделки ложатся на плечи жителей, им приходится все устранять за свой счет. Работа сделана «тяп-ляп», просто посадили облицовку на клей. При сильном ветре она слетела. После землетрясения в седьмом блоке облицовка начала спускаться (это керамические плиты, они установлены на салазках). Мы эту часть загородили, потому как опасно ходить. Недавно мы вынуждены были обратиться в МЧС. Козырьки над подъездами застройщик закрепил на тросы, которые в свою очередь зацепил за плитку, которая под тяжестью троса стала отходить. Это прямая угроза для жизни людей. Нам пришлось вызывать МЧС, по двойному тарифу оплачивать специалистам, так как это произошло в праздники, чтобы сделать монтаж конструкции, которая нависала.

Выдержат ли очередное землетрясение алматинские человейники

В подъездах, подвалах после землетрясения появились трещены. RAMS утверждает, что микротрещины имеют место быть. Я понимаю, если бы дому было 25-30 лет, но это же новостройка. Внешняя обшивка не должна под воздействием солнца, ветра, дождя просто намокать и отваливаться. Когда мы подняли альпинистов туда, оказалось, что обшивка держится на стекловате, которую приклеили и должны были дополнительно закрепить дюбелями-зонтиками. Но зонтики оказались короткими, они просто не достали до стены и никакого крепления не произошло. Стекловата имеет структуру слойности, и под своей тяжестью она отвисает, при намокании она становится еще тяжелее и отвисает еще больше. В результате плитку стало вести, и в конце концов она рухнула пластами, нанесла финансовый ущерб.   

Я написал письмо, попросил гендодрядчика сделать ревизию всего фасада. ТОО «Техновид» дал нам коммерческое предложение, они нам насчитали 1 млн 200 тыс на обследование. RAMS посчитал, что это дорого, и не стал делать.

По электроэнергии постоянно происходит обрыв. Возможно, АЖК дает напряжение, на которую не рассчитана проводка подстанции, и в слабых местах ее выбивает. Возможно, качество кабелей оставляет желать лучшего. Проблем очень много. И все это ложится на плечи жильцов», - заключил Аяпберген Дабылов.

Председатель ОСИ надеется, что госорганы обратят внимание на эти проблемы и помогут их решить.