Опубликовано: 6800

Запрет вейпов. Кабинетные решения без механизма исполнения

Запрет вейпов. Кабинетные решения без механизма исполнения

Как наверняка уже многие знают, Мажилис принял Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам здравоохранения». Согласно этим изменениям и дополнениям вейпы (устройства для испарения курительных жидкостей, при нагревании которых образуется пар) объявлены, уж простите за тавтологию, вне закона. И это не просто фигура речи, это объективная реальность.

Согласно новой редакции Закона введен полный запрет на ввоз вейпов, их производство и продажу.

При этом:

- максимальное наказание за продажу вейпов – арест до 50 суток;

- за ввоз и распространение – лишение свободы до 2 лет;

- за те же деяния, совершенные преступной группой или в особо крупном размере, или неоднократно, – до 5 лет лишения свободы.

Понятное дело, что данная инициатива вызвала далеко неоднозначную реакцию. Тем более, что она действительно содержит весьма спорные моменты.

К примеру, известный общественный деятель, член Общественного совета города Алматы Рафаэль Гасанов прямо заявил о том, что: «основные сомнения сводятся к вопросу, а насколько будет эффективен этот закон? И правильно ли поступают депутаты и Минздрав хватаясь за самые простые кабинетные решение не продумав механизмы исполнения».

Также Гасанов провел параллели и напомнил о провальной антиалкогольной компании, развернутой в СССР в середине 80-х годов прошлого столетия.  

«Помню с детства, что более старшее поколение костерили Горбачева, но тогда не понимали за что, а сегодня благодаря ИИ и гугл ознакомился и обалдел! Почему бы не учесть опыт прошлого, хотя бы «Сухого закона» в СССР, который привел к появлению самогонов и других обходных способов. Просто приведу найденные на просторах интернета исторический опыт в фактах, как ведение запретов может вызвать негативные последствия, включая увеличение нелегального оборота и создание подпольного рынка. Например, «Сухой закон» в свое время активизировал рост теневого рынка алкоголя. Самогоноварение достигло небывалых размахов: продажа сахара выросла на 18%. Также в конце 80-х на почве сухого закона в стране произошел резкий рост числа наркоманов и токсикоманов. В 1987 году было зафиксировано более 44 тысяч отравлений на алкогольной почве (погибли 11 тысяч человек), число зарегистрированных Минздравом наркоманов выросло с 9 до 20 тысяч». Урон для бюджета оказался катастрофическим: «вместо прежних 60 миллиардов рублей дохода пищевая промышленность принесла лишь 38 миллиардов в 1986 году и 35 миллиардов в 1987-м». На улучшении облика непьющего гражданина Советского Союза это не сказалось никак!», - написал он на своей странице в Facebook.

Исходя из вышеизложенного, не отрицая того факта «что каждый второй школьник в Казахстане использует вейпы», общественник уверен, что вопрос все же «не в продукте, а в его доступности в рознице и не работающих, все тех же, принятых депутатами запретов продажи лицам до 21 года», на основании чего и призвал «не только бороться, как нанайские мальчики, как бы со «злом», но и предложить реальные решения».

И спорить с этим невозможно. Ведь:

Во-первых, доводы парламентариев о том, что «вейпы умело маскируются и родители по запаху не могут определить курило их чадо или нет» не выдерживают никакой критики. В конце концов перебить запах табака можно и другими способами, благо сейчас таких средств в избытке – от простой зубной щетки и пасты, до таблеток «Антиполицай» и фруктовых жвачек. Плюс ко всему табачное амбре легко устраняется с помощью крепкого чая или кофе, дольки лимона, апельсина, грейпфрута, кусочка твердого яблока и даже моркови.

Во-вторых, бросить курить по команде и на «раз-два» невозможно. Вспомните Марка Твена и его знаменитую фразу: «Нет ничего проще, чем бросить курить! Я делал это сотни раз!». Что из этого следует? Да только то, что если запретят вейпы, их потребители (подростки и молодежь) обратятся к обычным сигаретам, которые наносят гораздо больший ущерб здоровью.

В-третьих, борьба с курением, которая сводится к запрету менее вредного продукта (вейпов) и никак не затрагивает более вредный (классические сигареты) более всего напоминает фарс. А еще все это наталкивает на мысль о лоббирование интересов производителей обычных сигарет. Согласитесь, все выглядит так как будто им просто расчистили рынок, убрав очень серьезного конкурента.

В-четвертых, широко распространенная в советское время практика «запрещать и не пущать» никогда не приводила ни к чему хорошему. Она только подтверждала постулат о том, что запретный плов особенно сладок.

В-пятых, бюджет недосчитается изрядных сумм в виде налоговых отчислений, поверьте, контрафактчики (а они неизбежно появятся) их перечислять не будут.

И именно поэтому общественник заявил, что он и его коллеги уже приняли решение внести свой вклад в мониторинговую работу в целях освещения в СМИ эффектов непродуманных законов, будь это сфера услуг или товары и продукты потребления.

«Иначе получается, что мы становимся соучастниками всего безобразия, которое бесконтрольно имеет место быть в дебрях Минздрава и Парламента, самое неприятное… от лица и во благо народа Казахстана», - считает Гасанов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи