Опубликовано: 2000

Зачем казашки носят платки в Иране - СМИ

Зачем казашки носят платки в Иране - СМИ Фото - Фото Мариям Павиз, Радио Азаттык

Представители казахской диаспоры в Иране рассказывают об особенностях ношения платков в этой стране.

Иранские казашки носили платки еще до исламской революции 1979 года в этой стране. После того как женщин в Иране повсеместно обязали носить платки, они стали повязывать платки одного цвета, украшая их национальными узорами и орнаментами. Сейчас незамужние представительницы казахской диаспоры носят платки красного цвета или платки с цветочными принтами, а замужние женщины – однотонные белые платки.

Подробнее в этой теме разобралось "Радио Азаттык"

 

НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ

Врач Мариям Павиз из города Горган, которая родилась и выросла в Иране, говорит, что здесь все женщины в обязательном порядке носят хиджаб. Иностранки по пересечении иранской границы обязаны покрывать голову платком. Местные казахи, согласно общественным правилам, носят соответствующую одежду.

– Старшая дочь учится в двенадцатом классе. В школе и других общественных местах, согласно существующим законам, женщины носят хиджабы. Поэтому на улице или в школе никто не ходит с непокрытой головой. По закону, одежда должна закрывать всё, кроме лица, кистей рук и ноги, – говорит Мариям Азаттыку.

По словам Мариям, прежде в Иране казахские девочки, не достигшие половой зрелости, носили тюбетейку. Местные казахи называли этот головной убор телпек.

– После исламской революции 1979 года всех женщин, начиная с девочек, достигших половозрелости, обязали носить хиджаб, – говорит Мариям Павиз.

На фоне антиправительственных акций протеста в конце декабря прошлого года – начале января этого года иранские женщины выступили против ношения хиджабов. На прошлой неделе в связи с этим полицией были задержаны десятки женщин. В стране есть разные точки зрения относительно хиджаба, поэтому не все массово выступают против его ношения.

 

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЦВЕТ ПЛАТКА?

Переехавшая из Ирана в Казахстан Актореш Шадком живет в городе Актау. Она говорит, что, сколько себя помнит, «казахские девушки и женщины в Иране всегда носили платки». По ее словам, до исламской революции местные девушки и женщины в Иране ходили без головных уборов, позднее власти принудили их носить хиджаб. Между тем казашки, проживающие в этой стране, и прежде носили платки, отмечает Шадком.

– Девушки носят платки красного цвета или разноцветные платки с цветочными принтами. После замужества все носят однотонные белые платки. Повязывание платков носит символический характер. Белый платок на голове женщины означает, что она замужем, стала хозяйкой своего очага, – говорит Актореш Азаттыку.

Так как казахи Ирана в основном проживают в местности, где преимущественно живут туркмены, в быту у них много общего, однако есть и свои отличия. По словам Актореш, туркменские девушки и женщины в основном носят головной убор зеленого цвета – это платки и шали, который они называют «йаглык». Замужние женщины отличаются от незамужних девушек лишь тем, что под «йаглыком» носят на макушке круглое кольцо.

– Кольцо сразу бросается в глаза поверх платка или шали. Это означает, что женщина замужем, – говорит Актореш Азаттыку.

Актореш Шадком переехала в Казахстан в 1995 году. Она говорит, что в первые годы по приезде в Казахстан ее дочери в школу ходили в платках, однако не смогли интегрироваться в среду и перестали носить платки.

– В школе одноклассницы дочерей не давали им покоя, дергая за платки. Позднее мы решили отправлять их в школу без головного убора, придерживаясь поговорки «елің қалай болса, бөркін солай болсын» (буквально: «носить головной убор, соответствующий стране проживания»). Сами мы по-прежнему носим платки, – говорит Актореш о своем положении в Казахстане.

Ислам Жеменей, ученый из числа иранских казахов, на протяжении многих лет живет в Казахстане. Постепенно среди иранских казахов забываются такие виды традиционных женских головных уборов, как телпек и кимешек-шылауыш, отмечает он. По его словам, «в Иране, согласно нынешним требованиям закона, все должны носить одинаковые головные уборы черного цвета».

– Мне сейчас 66 лет. В детстве, как я помню, существовала такая традиция. Девушки носили украшенные разными узорами и вышивками телпеки, напоминающие тюбетейку. После замужества до года носили жаулык – платок. Эти платки имели символическое значение. После рождения ребенка женщины начинали носили платки-жаулыки только белого цвета. После достижения средних лет, примерно после 50 лет, носили на голове кимешек-шылауыш. Сейчас хиджаб, который носят молодые девушки, – это и есть тот самый кимешек, – говорит востоковед.

 

«ХИДЖАБ» - ЭТО НЕ ПО-КАЗАХСКИ

По словам ученого, после установления в Иране исламской республики в жаулыках местных казахов стало меньше казахской атрибутики, – напротив, больше стали использовать иранские узоры. Однако после получения Казахстаном независимости, говорит он, между странами наладились отношения и поэтому снова стали использовать в одежде казахские узоры и орнаменты.

Также, говоря о разгорающемся «споре вокруг ношения платков» в Казахстане, Жеменей отмечает, что «сейчас всё, что повязывают на голову, называют хиджабом». Исконное казахское название платков – жаулык, говорит он. По этой причине необходимо исключить из употребления слово «хиджаб» и все головные уборы для казахских девушек и женщин называть своим именем, резюмирует он.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи