Воин-интернационалист Мейрхан Аширимбетов: Афганистан мне снится до сих пор - Караван
  • $ 485.11
  • 523.82
+5 °C
Алматы
2024 Год
28 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Воин-интернационалист Мейрхан Аширимбетов: Афганистан мне снится до сих пор

Воин-интернационалист Мейрхан Аширимбетов: Афганистан мне снится до сих пор

15 февраля исполнилось 27 лет со дня вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана.

  • 16 Февраля 2016
  • 3331
Фото - Caravan.kz

Почти 10 лет изнурительной войны, которая унесла, по официальным данным, жизни 15 тысяч советских военнослужащих. Среди тех, кто выполнял интернациональный долг, было немало казахстанцев. Среди них – уроженец Чимкента Мейрхан Аширимбетов.

— Я родился в Чимкенте в 1960 году, через год мы переехали в Алма-Ату, — начинает свой рассказ Мейрхан Жаназарович. — В 78-м году меня призвали в армию я служил в Отаре. После Отара я попал в Усть-Каменогорск. В декабре 1979 года начались эти события, это была конечно секретная информация, ничего не разглашали. Мы только уже будучи в Алма-Ате буквально за два-три дня узнали, что мы едем в Афганистан. Как у нас говорили: «От ложки до матраса». Единственное, что еще вооружались мы только в Термезе. Нам ничего не говорили, и я только сейчас понимаю, что все делалось только ради нашей же безопасности.

перевал Саланг, северный портал туннеля

-Вам приходилось убивать?

-Нет, я точно знаю, что я не убил ни одного человека. Когда над моей головой в 30 градусную жару пролетали пули, все мои предыдущие драки проскочили в мозгу за секунду, и я понимал, что это такая мелочь. Испугаться и струсить — это совершенно разные вещи. Когда человек говорит, я не боюсь, он конечно лжет. Пугается любой, даже супермен. Я никого не убил в открытую, это я точно знаю. Куда-то стреляли там — попал — не попал, не знаешь.

— От этого легче?

— Чисто психологически, наверное, да. Есть такое понятие «война все сгладит», но это не так.

Афган, перевал Саланг 80 год

— Вам Афган снится до сих пор?

— Бывает, но с годами как-то укладывается. При всем уважении к моим сослуживцам, близким, друзьям, я не могу смотреть фильмы об Афганистане и слушать песни. Не могу нормально я это воспринимать.

— Сколько времени вы там провели?

— Год. С января по декабрь 80.

в Афганистане

— А много ваших сослуживцев погибло?

— Да. Там осталось много ребят.

дембеля, провинция Чарикар перед отъездом домой

-А с Алматы сколько было призывников?

-Где-то с десяток был, наверное. Некоторые друзья, даже не алматинцы ко мне приезжают в гости, в Актобе есть друг, он председатель совета ветеранов. В Астане есть, в Жезказгане и Шымкенте. Мы созваниваемся.

— В эту памятную дату 15 февраля встречаетесь с сослуживцами?

Это День памяти. В Парке 28 героев-панфиловцев обычно собираемся. Но праздником этот день не назовешь. В любой момент, когда я оказываюсь в этом парке, я подхожу к этому памятнику, сам отдаю дань памяти. И там, кстати, мой одноклассник похоронен, он служил офицером — Бахыт Искаков, на этом камне высечена его фамилия, ему было тогда, в 86-ом 26 лет.

— Как ваша жизнь сложилась после службы в Афганистане?

— Отучился на шофера и работал им. Потом поступил в эстрадно-цирковую студию на должность акробата. Я стараюсь поддерживать здоровый образ жизни – хожу в горы, играю в футбол. К примеру, сальто делаю до сих пор.

город Омск, работа

Сам не думая, не гадая спустя время устроился на ТВ. Вот с 85 года я там и работаю. Сейчас я режиссер-постановщик на телеканале «Алматы» Но в те годы, я начинал с помощника режиссера, потом отучился в Ленинграде в институте имени Черкасова. А затем закончил наш журфак в КАЗГУ. Теперь телевидение для меня — это не то чтоб образ жизни, это жизнь моя.