В Казахстане представлена новая концепция развития туризма
Фото - из открытых источников |
Как отмечают разработчики документа, Казахстан, как туристская дестинация, находится на раннем этапе своего становления. |
Комитет индустрии туризма разработал проект концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2025 года, сообщает Zakon.kz.
Так, в 2019 году в страну прибыло 8,5 миллиона въездных посетителей, из которых порядка 90 процентов – граждане стран СНГ. Среднее время, проведенное ими в стране, не превышало трое суток.
"Недостаточную реализацию потенциала отечественного туризма отражает показатель выездного турпотока, который в 2019 году составил 10,7 миллиона человек с импортом туристских услуг на сумму 2,7 миллиарда долларов США. Между тем принятые для защиты от распространения коронавируса COVID-19 ограничительные и карантинные меры оказали сокрушительное влияние на туристскую отрасль во всем мире в 2020 году", – говорится в документе.
Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны. Большинство выезжало в ближайшие к городам природные места отдыха, национальные парки и курортные зоны. Поэтому внутренние турпотоки по сравнению с въездными и выездными сократились в меньшей степени.
Так, в 2020 году число внутренних туристов составило 4,5 миллиона человек, что меньше уровня 2019 года на 32,8 процента (6,7 миллиона человек), но в 1,6 раза больше числа выездных туристов. Развитие внутреннего туризма стало новым трендом туристской отрасли в стране.
По различным экспертным данным, доходность деятельности отечественных туроператоров и турагентов снизилась на 50-60 процентов. В разных регионах картина отличалась в лучшую или худшую сторону из-за влияния региональных факторов, наличия или отсутствия строгих ограничительных мер.
"На данном этапе видится целесообразным создать максимально благоприятные условия и переориентировать зарубежные поездки соотечественников на внутренний рынок, а также акцентировать внимание на привлечение зарубежных туристов, сделав туризм в Казахстане безопасным и экологическим, с возможностью поддерживать практику социального дистанцирования", – считают в комитете.
Что предлагается
Как считают разработчики концепции, развитие туристской отрасли должно быть направлено на создание конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения занятости населения, стабильного роста доходов государства и населения за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: развитие инфраструктуры туризма, создание эффективного механизма государственного регулирования и поддержки туризма, формирование привлекательного туристского имиджа страны, повышение туристского потенциала, формирование приоритетной туристской территории (ПТТ) как дестинации со своим узнаваемым брендом внутри страны и за рубежом.
В комитете также назвали ряд проблем, мешающих развитию туризма. Это:
- недостаточное развитие инфраструктуры на местах туристского притяжения;
- ограниченное количество мест размещений;
- нехватка ассортимента и низкое качество туристских продуктов;
- недостаточный уровень цифровизации туристских услуг;
- слабая логистика;
- недостаточный уровень удовлетворенности туристов;
- нехватка профессиональных кадров в отрасли;
- недостаточное продвижение туристского потенциала на региональном и международном уровнях;
- отсутствие регулярных международных мероприятий на территории Казахстана, недостаточное развитие MICE-туризма.
Среди сдерживающих факторов развития качественных турпродуктов и расширения их ассортимента указывается:
- Слабая инфраструктура, в том числе транспортная, а также инфраструктура для удовлетворения базовых потребностей туристов, нехватка качественной придорожной инфраструктуры на автомагистралях страны, СГУ, отсутствие или недостаток качественной связи, указателей туристских объектов на пути следования маршрутов.
- Недостаточность и низкое качество сервисных поставщиков, средств размещения туристского класса и объектов досуга, в частности, в отдаленных регионах с высоким туристским потенциалом, устаревший парк транспортных средств, нехватка профессиональных гидов, владеющих иностранными языками, а также часто встречающееся нежелание сотрудничества поставщиков с туроператорами, которые формируют турпродукты.
- Закрытость (относительная или полная) интересных для туристов промышленных объектов, к примеру, шахт и заводов.
- Нехватка единой базы данных поставщиков туристских услуг.
- Недостаточное количество профессиональных кадров, обладающих специальными знаниями и навыками.
- Отсутствие интереса у некоторых туроператоров к созданию качественных туристских продуктов в связи с недобросовестной конкуренцией и демпингом цен со стороны игроков туротрасли, работающих нелегально.
Также, считают в комитете, на данный момент на туристском рынке республики отсутствует какое-либо интегрированное приложение или платформа, которая смогла бы в полной мере обеспечить посетителей страны, а также внутренних туристов всей необходимой информацией.
В настоящее время туроператоры предлагают практически одинаковые турпакеты (посещение наиболее известных достопримечательностей).
Вместе с тем необходимо расширять спектр предложений и повышать информационную доступность с помощью более креативных, инновационных решений, что позволит увеличить число повторных поездок и посещений.
Одним из сдерживающих факторов развития туризма в Казахстане является ограниченность географии пассажирских авиа- и железнодорожных перевозок, сложность логистики до туристских объектов.
Вместе с тем в "клиентском пути" туриста транспортная составляющая в цене туристского продукта составляет 50 и более процентов. В этой связи необходимо обеспечить доступ к туристским объектам, а также комфорт по пути следования туриста, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы и автостанции, говорится в документе.
Также отмечается, что качество автомобильных дорог вкупе с дороговизной авиабилетов и дефицитом железнодорожных билетов в пиковые сезоны являются главными преградами для отдыха внутри страны на туристских дестинациях озер Алаколь, Балхаш, в Имантау-Шалкарской курортной зоне и пр.
Цены на билеты казахстанских авиакомпаний также остаются высокими для конечных потребителей и формируются на основе рыночных механизмов ценообразования, исходя из спроса и данных о пользователе, то есть используется динамическое ценообразование, при котором цены могут поддерживаться, повышаться и снижаться в зависимости от спроса, заблаговременности покупки авиабилета, дня недели выполнения рейса, времени вылета рейса и т.д.
Требует пристального внимания и железнодорожная составляющая доступности туристских дестинаций.
Согласно проведенному анализу железнодорожной доступности, определено, что увеличение количества пассажирских вагонов, а также их обновление в первую очередь необходимо направить на маршруты, ведущие в курортные зоны озера Алаколь как с восточной, так и с южной стороны. Ежегодно туристы, следующие на озеро, испытывают большой дефицит билетов, в то время как качество вагонов оставляет желать лучшего.
Отдельным вопросом стоит подготовка линейного персонала для сферы туризма.
Кроме того, имеется потребность в обучении местного населения в отдаленных регионах с высоким туристским потенциалом для вовлечения местных жителей в оказание услуг при приеме туристов, что способствует обеспечению занятости и увеличению доходов в сельской местности, указывается в концепции.
Туристский бренд
Говорится в документе и о необходимости создания национального туристского бренда.
"Национальный туристский бренд не только содействует распространению информации о государстве, но и формирует общественное мнение о нем и, как следствие, способствует его развитию. Концепция туристского бренда состоит из айдентики и качественной коммуникации, но прежде всего это стратегия, позволяющая выделить страну на карте и популяризировать не только въездной, но и внутренний туризм", - указывается в тексте.
Как отмечается, с 2007 года, несмотря на проводимую работу по разработке и развитию странового бренда, Казахстан до сих пор не имеет четко выраженного имиджа своей истории и страны в целом.
"Правильный подход в формировании бренда территории основывается на использовании позитивного имиджа страны, тем самым придает ей узнаваемость, стимулирует развитие туризма, производственного сектора, а также привлечение инвестиций", – считают разработчики.
К концепции также прилагается план действий по ее реализации. Среди намеченных мероприятий, в частности, предусмотрено повышение транспортной доступности туристских дестинаций за счет увеличения количества авиарейсов, открытия новых авианаправлений, а также увеличения подвижного пассажирского железнодорожного состава и его обновления, строительство автодорог, повышение сервисных услуг и т.д.
Документ размещен на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 8 ноября.
Стоит отметить, что в глобальном Индексе конкурентоспособности путешествий и туризма Всемирного экономического форума-2019 Казахстан занимает 80-е место из 140 стран, улучшив свои позиции по сравнению с предыдущим индексом 2017 года – 81-е место (оценивается один раз в два года, лучшие страны в рейтинге – Испания, Франция и Германия, худшие – Йемен, Чад и Либерия). Рейтинг учитывает ряд факторов, обеспечивающих устойчивое развитие сектора путешествий и туризма.
Оставить комментарий
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи