Опубликовано: 3200

Уроки жизни

Уроки жизни Фото - Білімді Ел

Более 10 лет назад благодаря инициативе Сары Алпысовны Назарбаевой в школьном расписании появился предмет «Самопознание», который представляет собой систему нравственных координат для учащихся, их родителей и педагогов.

Этот предмет сразу же вызвал мой живой интерес. Хотелось глубже постичь содержание и методологию предмета, понять, какими должны быть результаты обучения по этой дисциплине.

Я стала находить ответы на многие вопросы, когда сама стала учителем самопознания. Это предмет, который учит школьников жить в соответствии с общечеловеческими ценностями, раскрывать свой неисчерпаемый внутренний потенциал.

Меру ответственности каждого учителя самопознания я осознала в полной мере, читая книги и слушая выступления Сары Алпысовны перед педагогической общественностью на форумах, семинарах и конференциях. Особенно запомнились однажды сказанные ею слова: «Подобно садовнику, надо растить и лелеять в ребёнке высокое чувство, и рано или поздно оно поможет маленькому человеку раскрыть свою истинную природу, найти своё предназначение».

Я много размышляла о том, как научить детей любви, деятельному добру, умению прислушиваться к голосу собственной совести. Нужно было найти экологичные инструменты, которые позволяют не только просвещать ум, но и облагораживать сердце.

Во многом мне помогли курсы повышения квалификации. Большой импульс мне придали слова моего наставника Альмишевой Айнагуль Жакеновны: «Не думайте, что один час в неделю не может ничего изменить в ребёнке. Не подходите к уроку самопознания формально. Каждый урок может многое изменить в ученике, если он будет пронизан любовью, если вы сами будете излучать эту любовь». Это напутствие помогло мне понять важное условие нравственно-духовного развития детей. Только тогда, когда учитель пропускает через свое сердце то, что он транслирует на уроке, душа ребенка преображается. Произошло невероятное: мои ученики стали неотъемлемой частью моей жизни. Каждый день и каждый урок я иду с ними вместе по дороге открытий.

Для меня уроки самопознания – это, прежде всего, уроки жизни. Готовясь к встрече с учениками, я заранее готовлю для из них свой, только ему адресованный урок, который ему сейчас жизненно необходим. Задача учителя – направлять внимание ребят на важные детали, задавать вопросы, ответы на которые подскажет само сердце. И только такие открытия, сделанные на уроке самостоятельно при поддержке учителя, навсегда останутся в душе, помогут увидеть мир и самих себя по-новому.

Я понимаю, что каждый мой ученик – уникальная личность. Вы можете спросить: разве может учитель любить абсолютно всех детей? Ответ однозначен: безусловно, в учительском сердце любви хватит на всех! Путеводной звездой для каждого учителя самопознания стали слова Рыцаря гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили: «Учитель света верит в каждого ученика. Учитель света видит каждого ученика. Учитель света – нравственный, скромный, благородный, великодушный. Учитель света на уроке – сама жизнь!».

Духовное подвижничество учителя самопознания не только в том, чтобы обучить ученика тонкостям самоанализа, но и показать на личном примере, как смотрит на мир и общается с окружающими духовно-нравственный человек, помочь детям усвоить азбуку доброты, выработать у них стойкий иммунитет против вируса зла.

Наши выпускники, окончив школу, покидают родное село и дом, чтобы овладеть профессией, найти себя в жизни. Хочется, чтобы они оставались в любой жизненной ситуации хорошими людьми, не растерялись, имели крепкий внутренний стержень. Мы, учителя, должны передать детям самое ценное, что имеем – любовь к родной земле, людям, которые её населяют, непоколебимую веру в своё высокое предназначение. Только так можно увеличить пространство доброты в этом мире. При этом одних знаний мало, добро должно быть деятельным. Нужно жить с детьми одной жизнью. И это не только жизнь в стенах школы. Я хожу с моими учениками в походы, совершаю поездки-экскурсии, на субботниках и в подготовке концертов для сельского клуба мы тоже вместе.

Многому я учусь у природы. Зайдите в любой лес – каждая птичка в своем гнезде учит птенцов тому, что знает сама. Потому что их любит. Точно также как птицы, которые учат своих птенчиков летать на маленькие расстояния, я стараюсь проживать с детьми их маленькие события. Они только по размаху маленькие, а по сути – большие, ведь они влияют на внутренний мир моих учеников, на их становление личностью.

Наша школа малокомплектная, в которой всё на виду, и созидательная деятельность одного класса непременно отзывается ответным чувством в каждом. Так произошло при выполнении социального проекта «Природа – бесценный дар». Мои шестиклассники смогли вовлечь в данный проект всех учеников школы, педагогов и родителей. Проект является долгосрочным, он интегрирован с другими предметами. На всем протяжении проекта и жители села принимали активное участие в субботниках, посадке саженцев, мастерили кормушки и скворечники. Интересно прошли экологические акции «Чистые берега», «Сбереги природу – сдай батарейку», «Тортик для птичек». Дети творчески подошли к проведению конкурса «Мы взяли мусор, добавили к нему воображение», к конкурсу агитбригад «Наша чистая планета». Родители вместе с детьми приняли участие в акции «Посади семейное дерево», в конкурсе «ЭКО- лайфхак», ходили в краеведческий поход. Каждый ученик и житель села внес свой, пусть небольшой, вклад в реализацию проекта. Появился новый интересный опыт, которым мы делились на страницах районной газеты.

К настоящему времени проект завершен, но мы продолжаем работу по поддержанию чистоты в своём селе, зимой чистим снег в усадьбах пенсионеров, помогаем птицам зимовать. Я считаю, что ребёнок должен как можно раньше научиться жалеть, беречь, помогать и чувствовать чужое страдание. Необходимо найти прямой и близкий путь к его сердцу и побудить его испытывать потребность в проявлении доброты.

Мы имели возможность убедиться, что в процессе реализации проекта у ребят стали сильнее и ярче проявляться такие качества, как бережное отношение к природе, ответственность, забота, доброта, трудолюбие, патриотизм. Уверена, что из стен нашей сельской школы во взрослую жизнь выходят зрелые личности, которые способны делать нравственный выбор, во всех жизненных ситуациях исходить из приоритета общечеловеческих ценностей.

Духовно-нравственный потенциал учителя определяется верой в каждого своего ученика, проявлениями безусловной любви к нему. Без этого невозможна педагогическая деятельность. Идя на урок самопознания, я верю, что ученики меня услышат, что драгоценные семена знаний, которые я стараюсь взрастить, чтобы вдохновить и зажечь их сердца, упадут на благодатную почву. Для этого нужно неустанно трудиться над собой, заниматься совершенствованием, проявлять единство мыслей, слов и поступков.

Слова Сары Алпысовны, обращенные к педагогам, помогают им осмыслить свою миссию: «Что мы, учителя, вкладываем в своих учеников? То, чем в полной мере обладаем сами, то, чем мы сами являемся. А знаем ли мы себя? Кто мы? Какие мы? Как давно заглядывали мы в «глубины своей души» и честно, без прикрас оценивали себя? Может быть, настал момент сделать это?».

Путь учителя самопознания – это путь возрождения собственной души, который лично я для себя вижу в понимании духовного смысла своей деятельности, осознании своего несовершенства и необходимости постоянной работы над собой.

Если учитель не осознает собственную внутреннюю жизнь, он, скорее всего, не сможет оказывать действенную помощь своим ученикам. Я постоянно стараюсь смотреть на себя со стороны, оценивать не только свои поступки, но и малейшие движения души. Мой жизненный девиз: «Не позволяй душе лениться!» А это значит – не останавливаться на достигнутом, все время двигаться вперед в развитии своего педагогического мастерства.

Новым этапом профессионального роста стал для меня Республиканский конкурс «Лучший учитель самопознания». Этот конкурс был организован Национальным институтом гармоничного развития человека. В итоговом творческом соревновании за звание лучшего учителя приняли участие 18 претендентов – победителей областных туров. Мне посчастливилось занять почетное первое место. Отрадно, что в ходе конкурса мне удалось проявить своё педагогическое творчество, поделиться собственными находками, а главное – пообщаться с единомышленниками. Я пришла к выводу, что все учителя-финалисты воспитывают детей не методами и приёмами, а самой своей личностью. Каждый педагог был искренен, отличался широким кругозором, любовью к детям и добросовестностью. Во время проведения открытых уроков, а они проходили дистанционно, все педагоги старались извлечь из сокровищницы собственного сердца живое назидание для учащихся. Конечно, достичь полного совершенства очень тяжело, но стремление к нему является нравственным долгом каждого учителя.

Осмысливая пережитый опыт, я еще раз убедилась: быть учителем – это высокая миссия, большая ответственность и прекрасный труд души. Только тогда дети тебе поверят, пойдут за тобой! Вот как просто и ясно написала об этом Сара Алпысовна: «Время теперь такое, что всем нам надо меняться. Тем более учителям. Сама жизнь подсказывает, что им следует отходить от устаревших, давно покрывшихся пылью представлений о ребёнке и о самих себе – педагогах… Только доброта и любовь приведут педагога к глубоко осознанному пониманию того, что внутри каждого из нас есть частица Вселенной. И только милосердие поможет ему в критическую минуту забыть о себе и полностью сосредоточиться на внутреннем мире ребёнка». Другого пути у нас просто нет!

 

«Самопознание помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие свои качества, не изменять себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова».
Сара Алпысовна Назарбаева

 

Л.Волкова учитель самопознания, Новорыбинская общеобразовательная школа, Жамбылский р-н, Северо-Казахстанская обл.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи