Опубликовано: 660

Уроки казахского от Папы Римского: чем удивило заседание VII Съезда лидеров мировых религий

Уроки казахского от Папы Римского: чем удивило  заседание VII Съезда лидеров мировых религий

Съезд лидеров мировых и традиционных религий – это всегда некий разрыв шаблона. Вот и в этот раз за одним столом и даже на соседних креслах сидят служители иудаизма и ислама, католицизма и православия, а Римский Папа в своей приветственной речи цитирует Абая и советует всему миру учиться искусству любви к ближнему по казахскому словарю.

По правилам казахского гостеприимства

Такого наплыва верующих светская казахстанская столица не видела уже достаточно давно – из-за пандемии VII Съезд прошел на год позже, чем положено. Причем с 2018 года ситуация в мире сильно обострилась: если верить Википедии, в мире за этот год произошло, либо до сих пор в разгаре 19 военных конфликтов. Учтена даже наша алматинская трагедия.

Тем не менее, если взглянуть на мир беспристрастно, становится очевидно – Казахстан по-прежнему остается неким оазисом мира и благоразумия в регионе.

Прямо сейчас во Дворце Независимости Нур-Султана проходят заседания VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Обычно съезды проходят напротив, во Дворце мира и согласия, более известном как "Пирамида". Но в этот раз на два дня в казахстанскую столицу приехали представители более чем ста делегаций из 50 стран мира – в "Пирамиде" просто нет места для такого количества людей.

Как подчеркнул, открывая съезд, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, для нашей страны большая честь собрать за одним столом столь высоких гостей. Ни одна из религий не является чуждой для Казахстана, и практически каждая из крупнейших имеет здесь собственные святые места. Поэтому  лидеры религиозных течений – желанные гости в Казахстане.

А сейчас, когда в мире столько неопределенностей, встреча и вовсе имеет особое значение.

- Религия всегда выполняла функцию образования. Коран, Библия, Тора и многие другие духовные книги всегда были насыщены идеями гуманизма и мира. Эти книги также всегда выступали за толерантность и осуждали насилие и конфликты, поэтому в настоящее время в современную эпоху необходимо донести эти ценности до людей, - напомнил Касым-Жомарт Токаев.

Франциск и Абай

Впрочем, как следует из выступления Папы Римского Франциска II, миру есть чему поучиться и у казахского народа. К примеру, обсуждая проблему миграции и неприятия беженцев, Франциск II напомнил, что Творец призывал в каждом человеке видеть лик брата.

- Любого мигранта мы должны принять, помочь ему войти в наше общество. В казахском языке есть прекрасный призыв: слово «любить» в буквальном переводе с казахского означает – смотреть на кого-то хорошо. Традиционная культура данного народа подтверждает это пословицей: "Если встретишь кого-то – старайся сделать его счастливым. Возможно, ты видишь его в последний раз", - призывает понтифик.

Всю свою речь он построил на выдержках из произведений Абая. По его словам, мысли казахстанского просветителя актуальны до сих пор и не только в нашем обществе.

- Самый большой фактор риска – это бедность. По этому поводу Абай мудро замечал: могут ли те, кто голодает, сохранять ясный ум и выказывать усердие в учебе? Бедность и распри порождают насилие и жадность, - отметил Папа.

Он также призвал коллег по религиозному сообществу сделать шаг навстречу друг другу,  не допускать того, чтобы человеческая жизнь была загублена. Правда, с каждым годом строить диалог с мировым сообществом становится все сложнее:

- Как мы можем представить, что люди нашего времени, многие из которых живут так, будто Бога не существует, могут быть заинтересованы в диалоге, основанном на уважении и ответственности? Если великие религии, что представляют собой душу многих культур и традиций, не поддерживают активно мир? – с горечью отмечает Франциск II.

Где был тот поворот "не туда"?

С тем, что религиозные деятели должны как-то повлиять на ситуацию, вернуть людей на путь истинный, согласны и другие участники съезда. Но что делать? Как найти точки соприкосновения?

Верховный муфтий египетского университета «Аль-Азхар» шейх Ахмед аль-Тайиб считает, что человечество забыло Бога, погнавшись за мнимыми ценностями – содомия, потребительскаяя экономика и тщеславие отвернули многих от традиционных религий.

- Ключевая роль в предотвращении цивилизационного падения возлагается на нас, религиозных деятелей, - говорит Верховный муфтий.

Но прежде чем требовать мира от людей, религиозные деятели должны сами прийти к миру и согласию.

- Призываю созвать специальную встречу религиозных символов, на которой бы они рассмотрели с особой тщательностью и ясностью – какие обязанности возлагаются на них, а какие – на политических деятелей, - сделал заявление Ахмед аль-Тайиб.

 Глава Русской православной церкви Патриарх Кирилл на VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий приехать не смог, обращение от него зачитал митрополит Волоколамский Антоний.

- Мы стали свидетелями искажения исторических фактов и небывалых манипуляций массовым сознанием. Не потому ли в обществе остается все меньше любви, милосердия и сострадания? Все чаще мы слышим и читаем в публичном пространстве слова, исполненные ненависти по отношению к целым народам, культурам и религиям. Избранные некоторыми властителями мира сего путь диктатуры, соперничества и конфронтации ведет человечество к гибели. И в этих условиях именно вера способна отрезвить людей, вернуть их на путь диалога и сотрудничества, ибо в традиционных религиях остаются незыблемыми основополагающие нравственные принципы человеческого бытия, - поддержал участников съезда патриарх Кирилл.

О своей роли в современном мире, который только-только пытается оправиться от двух лет пандемии, стоит на пороге голода, глобального вооруженного конфликта и даже реализации ядерной угрозы представители духовенства будут говорить весь день сегодня и завтра. Мы же будем рассказывать о самых интересных моментах VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи