В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
ЖК растут, дороги сужаются
На пересечении улиц Солодовникова и Радостовца кипит стройка, застройщик «Век Тұмар» возводит жилой квартал «Tumar». И, судя по всему, амбиции у застройщика куда шире строительной площадки. Поэтому часть проезжей части на улице Катаева, а точнее — целая дорожная полоса, просто исчезла. Её отгородили под нужды стройки, а для пешеходов сделали временный переход под навесом. И теперь между этим тоннелем и строительным забором может проехать только одна легковушка. Пожарная машина туда, скорее всего, не втиснется. Напомним, что по нормативам ей нужна ширина дороги не менее 3,5 метра.

Фото — Caravan.kz
Другой пример — ЖК «Centrum» от компании Crystal Solutions на углу Розыбакиева и Мынбаева. Тут застройщик превратил часть улицы в декорации к фильму-катастрофе: снят асфальт, канализационные люки зияют открытыми отверстиями, а вместо нормальных ограждений — растрепанная красно-белая лента.


Фото — Caravan.kz
Напротив комплекса — детский сад, рядом с которым традиционно паркуются машины. В результате проезжая часть оказалась настолько суженной, что даже грузовик среднего размера с трудом проезжает между припаркованными автомобилями и раскуроченным участком дороги.
Где заканчивается стройка и начинается беспредел?
Также многие застройщики захватывают часть тротуаров и даже проезжей части. Формально такие действия нарушают Закон «Об архитектурной и строительной деятельности», правила благоустройства территорий городов, пожарной безопасности и даже здравый смысл.
Ну, нельзя просто так взять и занять тротуар или полосу движения. Это не частная собственность, а общественное пространство — то есть наше с вами. Всё, что находится за пределами участка застройщика — будь то дорога, пешеходная зона или деревья, — не может быть присвоено без соответствующих разрешений и согласований с дорожными службами.
Да, в строительных нормах есть пункт, который разрешает временно использовать часть дороги, если стройка идёт в условиях тесноты. Но почему почти каждая стройка в Алматы вдруг оказывается стеснённой?
И что мы имеем в итоге? У жителей — меньше пространства, меньше прав, меньше безопасности. Зато у застройщика — больше квартир на продажу.
В итоге проезды сужаются до предела. В часы пик поток машин растягивается на километры. Пробки начинаются задолго до въезда во двор. Да и сами дворы — не спасение. Парковки забиты, машины стоят в два, а то и в три ряда. Кто куда, кто как. Главное — хоть как‑то втиснуться. И никого не волнует, что в такой ситуации ни пожарные, ни скорая, ни родители с коляской не смогут нормально проехать или пройти.
И если каждый новый ЖК — это минус одна полоса на дороге и минус один тротуар, то возникает вполне логичный вопрос: а для кого всё это строится?