Стабфонды есть, цен нет: почему механизм сдерживания подорожаний не работает - Караван
  • $ 511
  • 602.72
-4 °C
Алматы
2025 Год
25 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Стабфонды есть, цен нет: почему механизм сдерживания подорожаний не работает

Стабфонды есть, цен нет: почему механизм сдерживания подорожаний не работает

Сегодня в ходе пленарного заседания Мажилиса был рассмотрен отчет Высшей аудиторской палаты об эффективности оказания мер государственной поддержки субъектам частного предпринимательства.

  • 25 Декабря
  • 18
facebook.com/timur.kyrykbaew

Тема очень актуальная с точки зрения устойчивого развития экономики, создания новых рабочих мест и открытия новых производств, пишет Caravan.kz со ссылкой на публикация в Facebook Timur Kyrykbayev.

В ходе обсуждения коллеги задали множество острых и принципиальных вопросов, касающихся реального эффекта от проводимой Правительством политики по субсидированию бизнеса, её соответствия заявленным целям и того, насколько она действительно отражается на жизни граждан.

Я со своей стороны хочу обратить внимание на состояние и работу стабилизационных фондов, поскольку в данном случае речь идет не просто об инструментах поддержки бизнеса, а о прямом работе государства по сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары.

Напомню, что стабилизационные фонды были сформированы в 2011–2012 годах как антикризисный механизм. Логика государства тогда была предельно ясной: в периоды ценовых колебаний необходимо иметь реальные товарные запасы и возможность оперативного выхода на рынок, чтобы сглаживать рост цен и защищать покупательскую способность граждан. Однако прошло более десяти лет, и сегодня мы вынуждены честно признать, что в нынешнем виде этот механизм работает не так, как задумывался изначально.

Отчет Высшей аудиторской палаты прямо указывает на неэффективность участия социально-предпринимательских корпораций в процессах ценовой стабилизации. Цены на базовые продукты продолжают расти: за год картофель подорожал примерно на сорок процентов, лук – на двадцать процентов. Это говорит об отсутствии внятного прогнозирования и управляемости.

Более того закупленная продукция не доходит до прилавков и портится на складах. Так, анализ Агентства по защите и развитию конкуренции показал, что за два года было реализовано лишь около 19% продукции, закупленной за счет бюджетных средств. Фактически значительная часть продовольствия с 2021 года годами хранится на складах, не работая на сдерживание цен.

Показательной является и ситуация в Кызылординской области, где на складах числятся остатки стабилизационного фонда на сумму около 1,8 миллиарда тенге, при этом сами складские помещения не приспособлены для длительного хранения, а в социальных магазинах отсутствуют мясо и молочная продукция.

Отдельную тревогу вызывает практика, когда средства, предназначенные для работы стабфондов, фактически выводятся из оборота и размещаются на депозитах. К примеру, в Западно-Казахстанской области социально-предпринимательская корпорация «Акжайык» в течение года держала на депозитах свыше 2 миллиардов тенге. Подобные примеры, как следует из аудиторских материалов, имеют место и в других регионах.

Высшая аудиторская палата справедливо указывает на нецелесообразность участия социально-предпринимательских корпораций в механизмах стабилизации цен в их текущем виде. Сегодня у самих СПК нет четкого понимания алгоритмов работы со стабилизационными фондами. Закупки осуществляются без четкого понимания алгоритмов дальнейшей реализации, продукция удерживается в ожидании «подходящего момента», а в конечно результате ничего не делается.

По итогам обсуждения депутатами Мажилиса даны конкретные рекомендации, направленные на изменение сложившейся ситуации. Правительству необходимо предметно оценить эффективность самих СПК и стабилизационных фондов и принципиально пересмотреть модель их функционирования.

Требуются четкие, измеримые и прозрачные алгоритмы: при каких условиях стабфонд выходит на рынок, в каких объемах, с каким ожидаемым эффектом. Акиматы, в свою очередь, также должны представить конкретные предложения с учетом региональной специфики. Нам нужна понятная и действенная модель, определяющая, как стабфонды должны закупать продукцию, как и когда ее реализовывать.

Депутаты Мажилиса будут и дальше держать этот вопрос на своем контроле, добиваясь того, чтобы рекомендации Парламента были реализованы в полной мере, а стабилизационные фонды действительно работали в интересах граждан и выполняли свою прямую функцию.

В тренде:

Пенсия 2026

В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий

АЭС

Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»

Налоговый кодекс РК 2026

Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев

Алматы

Корректировка Генплана Алматы предусматривает развитие агломерации и городов-спутников

МРП 2026

Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК

Землетрясение

Землетрясение произошло в Каспийском море

Бокс

Бокс не стал спортом номер один в Казахстане: как это исправят

Футбол

МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете

Астана

В Астане пытались незаконно присвоить квартиры для многодетных и сирот

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Глава государства: «Требуется ускорить формирование современной системы переработки отходов»

Иран

Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана

Нефть

Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи

Закон

Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Туризм

Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg

Медицина

«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане

Перейти к новостям спорта