Опубликовано: 41300

Сотовые операторы меняют тарифы, не дожидаясь согласия потребителя: насколько это законно

Сотовые операторы меняют тарифы, не дожидаясь согласия потребителя: насколько это законно Фото - фото из открытых источников

Казахстанцы регулярно получают сообщения от сотовых операторов о том, что стоимость услуг в рамках определенного тарифа будет увеличена. Насколько это законно, и как себя стоит вести потребителю? На эти вопросы искал ответы корреспондент Caravan.kz.

Для начала немного данных о том, что происходит на рынке сотовой связи. Сначала появилось сообщение, что с 19 августа Tele2 планирует повышение некоторых тарифов. Так, один из тарифных планов – «Меняй все за 1 890 тг» – вырос до 2 590 тенге. Рост в этом конкретном случае составил 37 %. Тариф "Просто старт архивный 2" претерпел несколько обновлений и также изменился в сторону повышения.

В Beeline также с 11 августа меняют условия некоторых тарифных планов. Рост составляет от 16 до 22 %. По данным пресс-службы компании, потребление трафика выросло на 26%.

Пресс-служба Beeline объясняет это так: «Важно понимать, что оборудование покупается за рубежом, а абонентскую плату пользователи платят в тенге. Курс национальной валюты к доллару играет не в нашу пользу».

Амир Бегдесенов – партнер и адвокат адвокатской конторы «Саят Жолши и Партнеры» рассказал корреспонденту Caravan.kz, как он видит ситуацию:

- Как правило, сам договор об оказании услуг сотовой связи между оператором сотовой связи и абонентом заключается путем присоединения абонента к публичному договору – оно происходит путем подписания формуляра или иным способом подтверждения посредством использования автоматической системы обслуживания по установленной оператором форме.

Так, пункт 22 Правил оказания услуг сотовой связи (приказ исполняющего обязанности министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 171) содержит две противоречащие друг другу нормы:

Подпункт 11): оператор сотовой связи изменяет условия тарифных планов с согласия абонента, путем массовых рассылок коротких текстовых сообщений не позднее, чем за тридцать календарных дней до введения их в действие. Тарифный план изменяется в случаях: изменение условий тарифных планов (улучшение качества услуг сотовой связи), при этом не меняя себестоимости самого тарифного плана; увеличение уровня тарифа на основе обоснованных затрат (введение новых технологий в эксплуатацию);

подпункт 29): оператор сотовой связи изменяет или упраздняет тарифный план, известив абонента об этом посредством короткого текстового сообщения не менее чем за тридцать календарных дней до внесения изменений или упразднения тарифного плана. При этом оператор сотовой связи упраздняет тарифные планы в случаях: невостребованности тарифного плана, то есть отсутствия абонентов на данном тарифном плане.

Таким образом, основной вопрос – нужно ли согласие абонента на изменение тарифного плана или нет? Думаю, в ближайшем будущем это противоречие будет устранено – ждать согласия каждого абонента для изменения тарифного плана нецелесообразно.

При этом в любом случае как минимум за 30 дней до изменений он получит SMS или USSD сообщение – что позволит абоненту перейти на другой тарифный план или даже к другому сотовому оператору в случае несогласия.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона РК «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются операторами связи самостоятельно на основе обоснованных затрат. Таким образом, абонент вправе подать жалобу на неправомерное изменение тарифного плана.

Адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов (АГКА) Александр Камендровский считает, что перед изменением тарифов сотовые операторы должны запрашивать согласие абонента.

- Так как ранее договор между абонентом и оператором был заключен, закон обратной силы не имеет. В случае изменения тарифа у клиента должен оставаться тариф, который он подписал навсегда. Изменение цены без дополнительного соглашения, думаю, нарушает закон.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи