Опубликовано: 22200

"Слишком дорого": молоко и молочная продукция исчезают с прилавков казахстанских магазинов

"Слишком дорого": молоко и молочная продукция исчезают с прилавков казахстанских магазинов

Творог, сметана, кефир и другая «молочка» начали исчезать с прилавков в магазинах. И это в то время, как молоко и молочные продукты не устают обгонять сегодня по росту цен почти все другие товары в Казахстане

По итогам января текущего года инфляция в Казахстане превысила рекордные 26 процентов. Вот только некоторые продукты к этому времени выросли в цене гораздо сильнее. В их числе – молоко и молочная продукция.

Вот лишь несколько цифр официальной статистики, согласно которой цены на молочные продукты выросли «всего лишь» на 1,2 процента за месяц, но на 32,4 процента за год. В том числе питьевое молоко подорожало на 1,4 процента за месяц и на 32,9 процента за год, консервированное молоко — на 2,8 процента за месяц и на 46,4 процента за год, кисломолочные продукты — на 1,1 процента за месяц и на 33,3 процента за год. При этом литр пастеризованного молока 2,5-процентной жирности стоил в начале наступившего года 348 тенге, литр молока 3,2–4-процентной жирности — 430, литр кефира — 367 тенге, килограмм сметаны — 1,8 тысячи тенге, килограмм творога — 2 тысячи, килограмм твёрдого сыра — 4,7 тысячи тенге.

Если же обратиться к реальным данным, то в прошлом году, например, литр молока стоил 125 тенге, потом его цена резко выросла до 175 тенге. Спустя время стоимость вновь начала колебаться от 225 тенге до 250 тенге за литр. И вот теперь литр самого «дешевого» пастеризованного молока, 2,5 процента жирности, можно купить не меньше чем за 460 тенге. "Прощай, баранина?" : казахи переходят на мясо птицы

При этом сильнее всего цены на молоко 2,5-процентной жирности выросли в Улытауской области — сразу на 42,1 процента. Молоко жирностью 3,2−4 процента сильнее подорожало в Алматы – на 43,5 процента, а самым серьезным ростом цен на сливки отметилась Атырауская область – на 57,8 процента.

Удорожание не только молока, но и особенно молочной продукции ведет к тому, что торговые сети отказываются приобретать на продажу скоропортящийся товар, и он попросту начинает исчезать не только с рыночных прилавков, но даже и из супермаркетов. Хотя больше всего от подобного расклада страдают «магазины у дома». Многие жильцы жалуются, что в подобные магазины не всегда завозят сыр, творог, сметану, а молоко можно найти только такое, срок хранения которого составляет не меньше шести месяцев.

В Алматы огромным спросом пользуется молоко из Кыргызстана: оно относительное дешевое и вкусное. Видя большой ажиотаж, некоторые продавцы в "спальных районах" даже ввели норму: не более четырех пачек на одну семью.  Чтобы победить рост цен в Казахстане, надо уничтожить базары - эксперт

Представители Молочного союза Казахстана ничего внятного на это ответить не могут, кроме не меняющихся констатаций того, что «молочная продукция дорожает из-за роста цен на корма и витамины для животных, а также из-за того, что «переработчики принимают молоко по заниженной стоимости». А это якобы ведет к тому, что заниматься производством молока невыгодно, и фермеры «пускают стада под нож».

- У нас порядка 70 процентов всего молока, которое производится на переработку, идет из личных подсобных хозяйств, с подворий. Цены на корма, витамины, которые не производятся у нас, - это всё растет. А из-за того, что дорожают корма, личным подсобным хозяйствам становится не очень выгодно держать скотину. То есть идет падение производства молока на селе, в личных подсобных хозяйствах. Им становится невыгодно производить молоко. В Западном Казахстане из-за прошлогодних джутов ситуация с кормами еще хуже, - говорит  представитель Молочного союза Казахстана Динмухамед Айсаутов. Попутно утверждая, что «цены, по которым переработчики принимают молоко, тоже поднялись, но не настолько, как цены на корма». 

Второй причиной удорожания он считает то, что «упаковка, в которую разливаются тот же кефир и молоко, в основном импортного производства, и это все покупается за валюту - за доллары, евро, рубли».

- А продажа продукции идет в тенге. Соответственно, из-за обменного курса цены растут. У нас все поставки из России, как продовольственных товаров, так и комплектующих. Все, что завозилось из России, из-за того, что рубль сильно укрепился, у нас все подорожало, - добавляет эксперт.

Третья причина – «зимой коровы дают меньше молока, и оно качеством хуже, условно говоря. Потому что травы становится меньше. Поэтому есть определенный фактор сезонности, молоко становится дороже в зимний период». Однако подобное утверждение звучит в данном конкретном случае минимум смешно. Поскольку, как уже давно успели убедиться казахстанцы, «ценовые перепады молочного настроения» в Казахстане совершенно не зависят ни от сезона, ни от времен года, ни от чего-либо иного настолько сильно, насколько они подчиняются непомерно растущим аппетитам перекупщиков. Иными словами - целой армии посредников, с которой даже сенаторы не могут или не хотят справиться.

А всего-то надо – перейти на производство упаковки внутри страны, серьезно снизить зависимость от импорта, и не только упаковки, но и других комплектующих. Затем стимулировать увеличение производства кормов, которые  нужны не только для КРС, но и для птицефабрик.

- Но главное, нам нужны субсидии. Да, они есть, но не всегда эффективны, и их нужно пересматривать. Плюс обязательно нужно остановить сокращение поголовья скота посредством тех же субсидий, - уверен Айсаутов.

Вот только в прошлом месяце глава Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников снова заявил о новом витке подорожания молочных продуктов, назвав причиной упомянутое субсидирование отрасли. Так, например, согласно его личным расчетам, для производства одного килограмма сливочного масла необходимо 22 килограмма молока. Однако с учетом стоимости продукции и даже без учета прочих затрат предприятий только одна себестоимость конечного продукта, по его словам, почему-то составит около четырех тысяч тенге. Узнав об этом, представители молокозаводов запросили Минсельхоз РК оставить предыдущий механизм субсидирования без изменений, не навязывая населению дополнительные расходы. Но вот только вряд ли это остановит тех, кто в очередной раз не откажет себе в дополнительной марже и, естественно, за счет отечественного потребителя.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи