Жила в Семипалатинске не самая счастливая семья, в которой росли брат с сестрой. Весной 1997 года умер отец детей, спустя еще два года мать лишили родительских прав. Осталась у сирот только бабушка, но она в силу возраста не могла взять на себя воспитание 13-летнего мальчика и 10-летней девочки. Так ребята оказались в детском доме в Урджарском районе Восточно-Казахстанской области.
В 2005 году, когда брат уже выпустился из детского дома, ребята случайно узнали, что еще в 2001 году их бабушка умерла. А летом 2008 года покинула стены детского дома и его сестренка, ее направили учиться в Шемонаихинский профессиональный лицей. Там ее документы изучила социальный педагог и обнаружила договор, согласно которому директор детского дома… сдал в аренду квартиру ее бабушки. Причем новые обитатели жилья гарантировали, что будут содержать квартиру в порядке и по первому требованию детей освободят жилье. Педагог вместе с девочкой отправились в Семей, где и выяснилось, что двухкомнатная квартира давно продана. С этого момента жизнь сирот превратилась в бесконечные судебные процессы.
Такая заманчивая “ничья” квартира
Оказалось, еще весной 2001 года о смерти одинокой старушки узнала супружеская пара. И увидела для себя шанс обзавестись бесплатной недвижимостью. Для начала они съездили в детский дом, где воспитывались внуки умершей хозяйки квартиры, сообщили о кончине родственницы ребят и заключили с директором сиротского учреждения договор об аренде жилья.
Но, пожив несколько лет в квартире, супруги свыклись с мыслью прибрать к рукам “ничейную” недвижимость. В 2006 году они задним числом составили от имени покойной бабушки расписку, в которой та якобы подтверждала, что продала им свое жилье за 50 тысяч тенге. Ну а дальше было проще – на основании сего документа, а также счетов за исправно оплачиваемые коммунальные услуги и квитанций о погашении налогов супруги смогли легализовать свое право на недвижимость. И тут же поспешили продать квартиру.
Справедливость восторжествовала!
Весной 2010 года бывшая выпускница детского дома, которую вместе с братом лишили жилья, обратилась в Верховный суд РК с ходатайством отменить судебное решение о легализации квартиры.
В итоге сделка купли-продажи была признана недействительной, и суд обязал супругов возместить материальный ущерб, нанесенный сиротам. Но дети так ничего и не получили. Так что дело о сиротской квартире вновь стало предметом судебного разбирательства. К тому времени предприимчивые супруги успели развестись. Отвечать за содеянное пришлось мужу.
– Учитывая, что потерпевшей ущерб не был возмещен, а совершенное преступление относится к категории тяжких, суд посчитал, что исправление и перевоспитание подсудимого возможно только в условиях изоляции от общества, – рассказала судья суда № 2 г. Семея Карлыгаш КАЛЫМОВА, – и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на три года с конфискацией имущества.
Редкий случай
К сожалению, подобных историй множество. И крайне редко дети-сироты могут добиться восстановления справедливости.
– Лишь немногие из детей-сирот имеют документы, подтверждающие их права на недвижимость, – прокомментировала ситуацию социальный педагог школы-интерната № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Семея Гульнара НУРГАЗИНОВА. – Как правило, проблемы происходят в то время, когда только решается вопрос об определении ребенка в то или иное государственное учреждение. Обычно в это время к жилью “прикладывают” руки родственники или даже посторонние люди. И получается, что когда дети попадают в детский дом, они уже официально не имеют отношения к какой-либо недвижимости. И вернуть им собственность – дело крайне сложное, к сожалению…
Комментарий юриста
– Эта история наглядно свидетельствует о грубейшем нарушении законодательства. Прежде всего, внуки являются законными наследниками, и руководство детского дома должно было при помощи территориальных органов опеки и попечительства помочь им своевременно вступить в права наследования. К сожалению, этого не сделано, что и привело к сложившейся ситуации. Если бы чиновники, призванные по должности защищать детей, сразу же наложили арест на квартиру бабушки в интересах детей, как их законные представители, то таких последствий удалось бы избежать (ст.128 Кодекса РК “О браке (супружестве) и семье”).
Алла БЕЛЯКИНА, Семей
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Склад потушили в Алматы
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Автомобиль потушили в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу