Журналист, председатель попечительского совета Лиги судебных журналистов Казахстана Татьяна Ковалева писала статьи из зала судебного заседания по делу о хищении 1,5 миллиарда бюджетных тенге при исполнении государственного оборонного заказа на 2018 год в Национальной гвардии. Фигурантов дела обвиняли в лоббировании интересов подконтрольных им предприятий при закупке средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны.
Журналист опубликовала 10 статей, однако, как посчитала апелляционная коллегия Военного суда в составе Ерлана Космуратова, Рамазана Хасенова, Газиза Сакалова, "разместив публикацию под названием "Дело Гособоронзаказа: договор исполнен, у заказчика претензий нет, но кого-то всё равно посадят", где самостоятельно за апелляционную инстанцию сделала вывод о невиновности осужденных Далеева и Айкулова", допустила грубые нарушения закона о СМИ.
Судьи вынесли частное постановление в отношении журналистки, в котором отметили, что Татьяна Ковалева, "проявляя необъективность, односторонне изложила только лишь выступление адвоката, защищающего интересы осужденного Далеева, которым было выражено субъективное мнение об отсутствии ущерба по делу и о несправедливости суда". В своем частном постановлении служители Фемиды потребовали у МИОР наказать журналистку.
Закавыка в том, что журналист – это не участник судебного процесса, и механизма наказания за такие провинности для него просто не существует.
– МИОР, получив это письмо, обязан что-то сделать, как-то ответить, чтобы оповестить о своих действиях Военный суд. Так как механизма действия на такие постановления не существует, то министерство написало в адрес редакции рекомендательное письмо с просьбой удалить публикации, о которых суд говорил, – рассказывает Татьяна Ковалева.
Причем опять же из-за того, что журналист – это не сторона процесса, она даже не может опротестовать частное постановление коллегии судей.
И это может стать началом проблем многих журналистов, специализирующихся на судебной тематике.
– Нарушается принцип гласности судебного заседания. Я бы хотела, чтобы не было такой практики. Выписали документ, который не может быть обжалован. Я призываю организацию по правам журналистов не рассматривать этот случай как частный, ведь этот кейс может стать плохим прецедентом для казахстанской журналистики, – опасается юрист "Правового медиа-центра" Гульмира БИРЖАНОВА.
Как предполагают юристы и судебные журналисты, такое частное постановление может стать новым инструментом воздействия на СМИ.
– Если в адрес журналиста вынести несколько таких "частников" и обвинить его в систематическом нарушении закона "О СМИ", то можно будет не допускать его к участию в судебных процессах или просто лишить лицензии, – объясняет Татьяна Ковалева.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Экотуризм в Казахстане - гармония природы и ответственных путешествий
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Новую ТЭЦ построят в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу