Опубликовано: 1400

Разрешит ли Комитет языковой политики все проблемы вокруг казахского языка

Разрешит ли Комитет языковой политики все проблемы вокруг казахского языка Фото - Caravan.kz

На днях стало известно, что Комитет языковой политики Министерства науки и высшего образования возглавил Ербол Тлешов.

«Приказом министра науки и высшего образования Тлешов Ербол Ердембекович назначен на должность председателя Комитета языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан», - говорится в сообщении от пресс-службы правительства.

Что же известно о новоиспеченном главе комитета?

  • Ербол Тлешов родился в 1965 году в Карагандинской области. Окончил Казахский ордена Трудового Красного Знамени педагогический университет имени Абая.
  • С 1992 по 2001 год работал преподавателем, старшим преподавателем кафедры казахской литературы Акмолинского университета имени Сакена Сейфуллина.
  • 2001-2002 годы – исполняющий обязанности доцента кафедры казахской литературы Евразийского университета имени Гумилева.
  • 2002-2004 годы – исполняющий обязанности заместителя директора, заместитель директора гуманитарного института Евразийского университета имени Гумилева.
  • С 2004 по 2007 год работал заместителем директора, директором РГКП "Центр ускоренного обучения государственному языку".
  • С 2007 по 2012 год трудился в частных коммерческих структурах.
  • 2012-2015 годы – исполняющий обязанности начальника, руководитель Управления по развитию языков Астаны.
  • 2015-2022 годы – исполняющий обязанности директора, директор, исполнительный директор AO «Республиканский координационно-методический центр развития языков им. Шайсултана Шаяхметова».
  • С марта 2022 года и по настоящее время занимал должность генерального директора HAO «Национальный научно-практический центр имени Шайсултана Шаяхметова».
  • А помимо прочего Ербол Тлешов является одним из разработчиков казахского алфавита на латинской графике.

Проблемы вокруг работы комитета также становились предметом обсуждения в СМИ и экспертной среде. К примеру, в одном из прошлых материалов Caravan.kz мы затронули вопрос соответствия цифр по владению казахским языком в стране. Но сможет ли ситуация измениться в лучшую сторону? Ведь языковой вопрос в Казахстане до сих пор остается одним из самых важных и насущных, и Комитет языковой политики, как ответственный орган, должен играть заглавную роль в развитии госязыка. Сможет ли новый глава комитета выстроить работу в верном направлении и добиться положительных результатов? 92% казахстанцев, по официальным данным, говорят по-казахски: что не так с этой цифрой

«Да, я всегда говорил о том, что именно назначение человека, имеющего большой авторитет в обществе, какой-то знаковой фигуры, конечно, подняло бы статус комитета, - прокомментировал Caravan.kz Канат Тасибеков. - Господина Тлешова я могу только поздравить с назначением. Он – человек из этой же системы, я его знаю лично и встречался с ним. Институт имени Шаяхметова, который он возглавлял, рассматривал третий том моего «Ситуативного казахского», и Тлешов значится редактором этого тома.

Например, мой первый и второй тома были выпущены по госпрограмме, когда Минкультуры возглавлял еще Мухтар Кул-Мухаммед. Тогда министр сказал, что мои книги нужны казахстанцам. Они были распечатаны за государственный счет и распределены по библиотекам. По поводу третьего тома я обращался как раз к господину Тлешову, но положительного результата тогда не добился. В этом году принято решение, что третий том будет выпущен также за государственный счет. Но никаких дивидендов я с этого не имею – государство оплачивает выпуск и бесплатно раздает библиотекам. По первым двум томам я имел моральное удовлетворение и очень небольшой гонорар. Третий том будет разослан по библиотекам и министерствам.

Ну а Ербола Тлешова я могу только поздравить и пожелать успехов. По поводу того, что он был одним из разработчиков алфавита на латинице – к латинице, конечно, очень много вопросов. Латиница должна быть таким алфавитом, который послужит нескольким будущим поколениям. И то, что вопрос отложен до 2031 года, означает, что времени отведено много, можно спокойно работать и довести это дело до ума.

Я, как человек, который работает на этой почве, много раз пытался выйти на диалог, записывался на прием, приходил, но упирался в абсолютно глухую стену. Не думаю, что что-то изменится и как-то поменяется, потому я и другие энтузиасты, которые работают в сфере обучения казахскому языку, не вписываются в эту систему, которая выстроена и продолжает работать так, как работала до этого. Скепсис общества я вполне понимаю. Но если этот скепсис не будет оправдан и комитет, действительно, будет работать, это можно только поприветствовать и радоваться. И если с моей стороны понадобится какая-то помощь, я обязательно откликнусь. Боюсь быть нескромным, но сейчас достаточно большое количество людей меня знают, и теперь не комитет может популяризировать меня, а я – комитет.

Конечно, работа должна быть полностью перестроена, и статус комитета, как и госязыка, должен непрерывно повышаться. Комитет по языковой политике в Казахстане должен быть не менее важен, чем КНБ, к примеру. Возможно, стоит даже задуматься о создании Министерства родного языка. Реформирование нужно. Почитайте СМИ и узнайте мнение людей – что госпрограммы малоэффективны, рисуются дутые цифры, которые врут наглым образом. Принципы работы должны в корне измениться. Если этого не делать, то все будет так же. И я этого боюсь. Конечно, хотелось бы увидеть новые подходы, чтобы новый руководитель пошел на диалог. Радужных надежд я не испытываю, но раз уже вы меня спрашиваете, я надеюсь, что здравый смысл восторжествует. Потому что, по сути, сейчас энтузиасты выполняют работу комитета.

Отношение к любой проблеме – будь то ношение зонтика или правильное питание – можно рассмотреть с точек зрения трех групп. И отношение к вопросу о развитии госязыка в нашей стране не является исключением. Поясню: есть сторонники, есть противники и есть те, кто занимает нейтральную позицию. Сторонники и поборники, как я, – обучают языку, учат его сами, популяризируют его. Противники – их очень небольшая прослойка, и бороться с ними я не вижу смысла. И те, кто нейтрален – вот их большая часть. Для них нет ни стимулов, ни рычагов, оттого они отчасти и не учат казахский. Им неинтересно, и никто их не заинтересовывает. Комитет по большому счету работает со сторонниками, проводит конкурс и олимпиады среди представителей других национальностей, которые учились в казахской школе или жили в казахском ауле. То есть работают с теми, кто и так стоит на стороне казахского языка. С противниками бороться малопродуктивно, зачем их переубеждать? Их ничтожно мало. Надо работать с нейтральной прослойкой – убеждать их, агитировать, привлекать на свою сторону. И когда критическая масса перевесит в сторону поклонников, пойдет неуклонный рост».

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи