Раскрыть потенциал которого, по мнению Президента Казахстана, позволят только согласованные действия стран. Инициативы главы государства, направленные на дальнейшее укрепление возможностей Центральной Азии, обсудили с экспертом-политологом, кандидатом философских наук, доцентом Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Равшаном Назаровым, передает Caravan.kz.
Равшан Ринатович, насколько значимым для развития региона является участие Казахстана в Консультативной встрече глав государств Центральной Азии и Азербайджана?
Вопрос о том, насколько важно участие Казахстана – в принципе риторический. Оно не просто важно, оно – критически важно. Казахстан представляет собой крупнейшую экономику Центральной Азии по своему ВВП, а также является ключевым транзитным хабом (через него идут связи с Россией, Китаем, Европой) и серьёзным инвестором в соседние экономики. Активное участие республики повышает практическую результативность встреч (проекты по региональной логистике, энергетике, цифровизации) и даёт дипломатический импульс единой региональной повестке. Кроме того, присутствие Казахстана помогает быстрее переводить политические договорённости в конкретные межправительственные проекты.
Касым-Жомарт Токаев назвал историческим решение о присоединении Азербайджана к формату Консультативной встречи глав государств Центральной Азии в качестве полноправного участника. Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счёт.
Оценка Президентом Токаевым присоединения Азербайджана как «исторического» шага, безусловно, отражает дальнейшие перспективы расширения формата ЦА-диалога. Присоединение Азербайджана делает формат ещё более открытым и стратегически гибким. Это связано с тем, что добавляются выход к Каспию, новые транспортно-энергетические возможности и доступ к азербайджанским инвестициям. Расширение повышает шансы на реализацию трансрегиональных коридоров (Транс-Каспийский Срединный коридор, мультимодальные маршруты) и на более широкий диалог по энергетике и безопасности. В то же время важно сохранить фокус на конкретных проектах и институциональной координации, чтобы формат не был площадкой лишь для заявлений, а перестраивался в плоскость практических форматов, что, кстати, мы уже наблюдаем.
По мнению Президента Токаева, цель участников Консультативной встречи – укрепить статус Центральной Азии как региона динамичного социально-экономического развития, всестороннего сотрудничества, мира и процветания. Какая работа проводится в данном направлении и как Вы оцениваете усилия Казахстана?
Безусловно, главная цель формата Консультативных встреч – укрепление статуса региона Центральной Азии как единого субъекта мировой геополитики. В этом отношении предпринимаются значительные усилия и нужны объективные оценки практических шагов Казахстана. Особенно много делается в трёх основных направлениях: дальнейшее расширение и развитие инфраструктуры (железные и автодороги, порты, транспортные коридоры); экономическая интеграция региона (соглашения по логистике, таможенным процедурам, энергетике); усиление сектора цифровизации. Казахстан очень активно продвигает проекты транспортных коридоров и цифровую трансформацию (eGov, платформы, правовое регулирование цифровых активов), что увеличивает подключаемость региона к мировым процессам и улучшает общерегиональный бизнес-климат. Объективная оценка заключается в следующем: Казахстан вносит серьёзный вклад: по идеям (стратегиям), по ресурсам и по опыту. Главная задача заключается в том, что необходимо усилить совместную реализацию стратегических программ с соседними государствами.
Глава Казахстана предложил начать совместную разработку Комплексной стратегии развития транспортной системы Центральной Азии. Какого практического эффекта можно ожидать?
Предложение о Комплексной стратегии развития транспортной системы Центральной Азии является очень важным, прагматичным и своевременным шагом. Общая транспортная стратегия региона даст чёткие рамки для согласования стандартов, инвестиций и приоритетных коридоров: железные дороги, автомагистрали, порты на Каспии и всей Центральной Азии. Это позволит снять имеющиеся пока барьеры (различие в стандартах, инфраструктурные «узкие места») и повысит транзитную привлекательность региона как альтернативного маршрута от Китая через ЦА и Кавказ на Ближний Восток и в Европу. Успех потребует чёткой финансовой структуры и вовлечения региональных (а возможно, и внерегиональных) доноров.
Как Вы оцениваете экономическую базу регионального взаимодействия? Какие сферы развиваются наиболее эффективно? В чём заключается преимущество РК?
Экономическая база регионального взаимодействия оценивается нами как весьма перспективная. Среди сильных секторов региона мы бы назвали следующие:
– энергетика (газ, нефть, электростанции – ГЭС, ТЭС, строящиеся в Казахстане и Узбекистане АЭС);
– минерально-сырьевые ресурсы, включая критически важные и редкоземельные элементы, без которых невозможны многие современные технологии;
– агропром (зерно Казахстана, хлопок Узбекистана, плодоовощная и мясомолочная продукция, сырьё для развивающейся лёгкой промышленности);
– логистика/транзит (актуальные и потенциальные хабы и коридоры);
– динамично растущий цифровой сектор.
Среди преимуществ Казахстана прежде всего стоит выделить сочетание значительных минеральных и энергетических ресурсов, развитой транспортной инфраструктуры, а также прогресс в цифровизации и административных реформах, что делает страну крупным инвестором и логистическим узлом. Это даёт Казахстану серьёзные преимущества при разработке и согласовании региональных проектов.
Казахстан инициировал создание в Астане Регионального исследовательского центра по редкоземельным металлам, который мог бы предоставлять инвесторам актуальную информацию о доступных месторождениях и технологиях их разработки. Насколько важен данный проект?
Региональный исследовательский центр по редкоземельным металлам (РЗМ) в Астане критически важен. Ни для кого не секрет, что РЗМ – это стратегический ресурс для самых важных отраслей: электроники, возобновляемой энергетики, оборонной промышленности. Центр в Астане мог бы: агрегировать всю геологическую информацию, стандартизировать оценки запасов, привлекать инвесторов, облегчать трансграничные проекты по добыче и переработке РЗМ. Это также уменьшит информационное неравенство между инвесторами и странами региона. Успех потребует прозрачности, экологических стандартов и международного партнёрства в технологиях переработки.
Касым-Жомарт Токаев предложил начать разработку Декларации об ответственном использовании искусственного интеллекта государствами Центральной Азии. Какие возможности откроют совместные проекты стран в цифровом секторе? Как Вы оцениваете успехи РК в этом направлении, можно ли масштабировать опыт республики?
Разработка Декларации об ответственном использовании искусственного интеллекта – очень своевременная и полезная идея. Единые принципы и стандарты помогут избежать различий в регулировании, упростят межгосударственное сотрудничество по обмену данными, обучающими наборами и разработке безопасных приложений. Совместные проекты (единые платформы госуслуг, межграничная цифровая торговля, учебные центры) откроют экономические и социальные выгоды. Казахстан уже демонстрирует свои здоровые амбиции в цифровизации и внедрении ИИ: национальные стратегии, планы по Министерству для AI, поэтому он может быть каталитическим лидером. Казахстанский опыт нужно масштабировать аккуратно, с учётом ресурсов и рисков у соседей.
«Учитывая трансграничный характер водной проблематики, полагаю важным гармонизировать наши водные стратегии, в том числе для масштабирования наиболее успешных практик водосбережения», – резюмировал глава государства. На Ваш взгляд, какое значение для региона имеет конструктивное сотрудничество в этой сфере, к которому призывает Президент Токаев?
Значение сотрудничества в водной сфере – архиважно. Ведь вода – это фундамент продовольственной безопасности, ирригации и гидроэнергетики в Центральной Азии. Конструктивный диалог в этой сфере снижает риски кризисов и конфликтов, улучшает управление водостоками, позволяет планировать совместную энергетическую и аграрную политику, например, синхронизацию гидроэнергетики и сельского хозяйства. Практически это означает соглашения об обмене данными, совместные инфраструктурные проекты и баланс интересов верховьев и низовьев рек. Буквально на днях появилась обнадёживающая информация о том, что в России началось обсуждение Проекта по повороту части стока сибирских рек в Центральную Азию. Это позволило бы улучшить водоснабжение региона и привело бы к дальнейшей необходимости согласования общерегиональной водной политики.
Какую роль в укреплении взаимодействия государств играют культурно-гуманитарные связи?
Роль культурно-гуманитарных связей в укреплении регионального сотрудничества невозможно переоценить. Культурно-гуманитарная дипломатия укрепляет взаимное доверие, создаёт позитивный настрой для бизнеса и туризма, облегчает научные обмены и совместные образовательные программы. Месячники, декады, недели, дни культуры стран, фестивали по всем видам культуры и искусства (театр, кино, художественные биеннале, музейные экспозиции и др.), всесторонние обмены, совместные двусторонние и региональные выставки и образовательные программы повышают взаимную «мягкую силу» стран и делают регион более сплочённым на общемировом уровне, что облегчает принятие согласованных экономических и политических решений.
Касым-Жомарт Токаев предложил принять действенные меры по продвижению единого туристического бренда Центральной Азии. Как Вы оцениваете перспективы развития отрасли?
Перспективы развития туризма выглядят весьма обнадёживающими, особенно в таких направлениях, как культурно-исторический, экологический и гастрономический туризм. Так, туристическая привлекательность Узбекистана демонстрирует устойчивый рост – фиксируется ежемесячное увеличение числа посетителей. В Казахстане успешно развиваются природный туризм и активные виды отдыха. У Кыргызстана и Таджикистана очень привлекательные горные и экологические турпродукты. Для масштабирования регионального туризма, на наш взгляд, необходимы следующие меры:
– упрощение визовых режимов (увеличивается число стран, граждане которых могут приезжать в страны региона без виз или получать их в упрощённом режиме);
– создание в перспективе «Центральноазиатского Шенгена»;
– совершенствование транспортной логистики;
– координация стандартов качества туристических услуг;
– разработка совместных маршрутов и координированный маркетинг (международные маршруты «Центральная Азия + Кавказ»).
Это может стать значимым источником занятости и поступления иностранной валюты для всех стран региона.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Экотуризм в Казахстане - гармония природы и ответственных путешествий
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Новую ТЭЦ построят в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу