Опубликовано: 1 8859

После вступления Кыргысзстана в ТС растаможка может подорожать в 20 раз

После вступления Кыргысзстана в ТС растаможка может подорожать в 20 раз

Таможенная служба ожидает рост стоимости растаможки импортных автомобилей в Кыргызстане до уровня казахстанских цен.

Это значит, что после присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу, пошлина на ввоз автомобилей на территорию республики может вырасти в 20 раз. В связи с этим ввоз иномарок из-за пределов ТС может потерять смысл.

Зампредседателя Таможенной службы Кыргызстана Мукай Кадыркулов сказал в разговоре с корреспондентом Kloop.kg, что со вступлением республики в Таможенный союз, стоимость таможенной очистки (растаможки) ввозимых автомобилей сравняется с пошлинами, которые ныне взимаются в Казахстане.

"Зайдите на наш сайт, там есть калькулятор таможенной очистки автомобилей, и, аналогично, можете зайти на казахстанский сайт по очистке автомобилей. Пошлина, да, изменится (со вступлением в ТС)", — сказал Кадыркулов.

Согласно Единому таможенному тарифу (ЕТТ), принятому в странах, находящихся в составе ТС, ставка таможенной пошлины для легковых автомобилей зависит от срока эксплуатации машины и объема ее двигателя и колеблется в пределах от 1,20 до 5,8 евро за один кубический сантиметр двигателя.

К примеру, только растаможка автомобиля марки Toyota Camry 2004 года выпуска с объемом двигателя 2400 кубических сантиметров, с учетом всех таможенных сборов, обойдется в Казахстане приблизительно в 16711 долларов США. Эта сумма не включает в себя стоимость самого автомобиля.

С похожими цифрами сталкиваются и россияне — там растаможка Camry 2004 года выпуска с объемом двигателя 2,4 литра будет стоить около 16570 долларов США.

Для сравнения, на сегодняшний день растаможка Toyota Camry с точно такими же параметрами в Кыргызстане стоит около 720 долларов США, включая все таможенные сборы. А сам автомобиль, учитывая растаможку, будет стоить порядка 13500 долларов США.

Этот пример показывает, что один и тот же автомобиль, пригнанный в страну после вступления в силу новых пошлин, с учетом растаможки, в Казахстане может стоить в два с лишним раза дороже по сравнению с Кыргызстаном.

Старые машины перестанут ввозить

Если проанализировать тарифную сетку ЕТТ, то можно заметить, что самые высокие ввозные тарифные пошлины коснутся «старых» машин, с момента выпуска которых прошло более пяти лет — а это большинство автомобилей, в принципе ввозимых в Кыргызстан, поскольку на самом деле новые дорогостоящие иномарки могут приобрести лишь десятки человек.

Растаможка автомобиля 2005 года выпуска будет стоить в два-три раза дороже (2,8 — 5,8 евро за 1 куб. см объема двигателя), чем эта же процедура для «новой» машины, например, 2012 года (1,2 — 1,9 евро за 1 куб. см объема двигателя).

В то же время, «новые» машины, несмотря на более низкие тарифные пошлины, не станут более доступными для кыргызстанцев, так как их стоимость в разы превышает цену старых иномарок, которым по 10-15 лет, и на которых ездит большинство жителей страны.

Со-основатель клуба водителей “Honda” в Бишкеке Александр сказал в разговоре с корреспондентом Kloop.kg, что в случае, если старые и новые машины (с учетом растаможки) будут стоить одинаково, «кыргызстанцам будет просто невыгодно ввозить старые машины».

Он также предполагает, что на внутреннем автомобильном рынке Кыргызстана вырастут цены,так как повысится спрос на уже ранее завезенные по старым пошлинам машины

«Соответственно, покупательная способность у нашего населения заметно снизится, и рынок встанет», — говорит Александр.

Рост пошлин: будет или нет?

Свою обеспокоенность грядущим повышением таможенных тарифов выразил в интервью Kloop.kg бизнесмен, основатель компании «Кыргыз Концепт» Эмиль Уметалиев, бывший министром экономического регулирования во Временном правительстве. Уметалиев уверен, что в случае вступления Кыргызстана в Таможенный союз, рост таможенных тарифов обеспечен как минимум до уровня казахстанских пошлин.

На заседании фракции СДПК 23 мая министр экономики Темир Сариев заявил, что после вступления Кыргызстана в Таможенный союз, тарифы на ввоз автомобилей в страну не изменятся.

«Условия ввоза автомобилей останутся прежними – по упрощенной системе, растамаживаться по нашим ставкам. Однако стоит отметить, что если гражданин Кыргызстана захочет делать бизнес на продаже авто в другие страны, то только тогда он должен будет работать уже по нормам Таможенного союза», — цитирует Сариева информагентство «Туштук».

Министр экономики пока не объясняет, как именно Кыргызстан сохранит «упрощенную систему», по которой сегодня таможенные пошлины в десятки раз ниже казахстанских.

Несмотря на заявление Сариева, власти соседнего Казахстана говорят, что если Кыргызстан и может рассчитывать на сохранение прежних таможенных ставок на ввоз иномарок, то только на временной основе в течение переходного периода.

«Понятно, что условия оборота продукции на едином рынке должны быть одинаковыми. Иначе начнутся искажения и перетоки продукции. Мы в этом крайне не заинтересованы. Поэтому этого не будет (долговременный ввоз авто по старым ставкам в Кыргызстан – КирТАГ). Это пожелание кыргызской стороны, которое не находит поддержки ни у одной из трех стран», — цитирует информагентство КирТАГ вице-министра экономики и бюджетного планирования Казахстана Тимура Жаксылыкова.

Беспартийный депутат парламента Равшан Жээнбеков уверен, что «Кыргызстану не позволят» вести свою собственную таможенную политику в вопросе импорта автомобилей.

«Это желание нашего правительства, но, я уверен, что Россия этого не позволит [...] — если не позволили Казахстану, то я абсолютно уверен, что не позволят и Кыргызстану», — утверждает депутат.

Спрос на кыргызские машины в Казахстане

С ростом таможенных пошлин на ввозимые иномарки в Казахстане после присоединения к ТС, некоторые казахстанские водители стали покупать машины “в два раза дешевле” в соседнем Кыргызстане и ездить на них по доверенности.

«Берем доверенность от владельца машины. Он перегоняет автомобиль через пограничный пост «Кордай». Потом раз в три месяца ездим и заполняем таможенную декларацию», — рассказал казахстанец Данияр в интервью казахстанской службе радио «Свобода».

По данным издания, после того как цены на автомобили в Кыргызстане упали почти на 30 процентов в июле 2013 года, к концу года они стали возвращаться на более высокие позиции именно за счет роста числа покупателей из Казахстана.

Эмиль Уметалиев в разговоре с корреспондентом Kloop.kg упомянул, что на рынке Кыргызстана увеличилось количество автомобилей, предназначенных для последующей перепродажи в Казахстан.

Однако своеобразный план «Б», к которому прибегают казахстанцы, пользуясь автомобилями с кыргызскими машинами по доверенности и не уплачивая высокие пошлины, привел к многочисленным проблемам с местной дорожной полицией и таможенной службой.

Несколько десятков таких водителей в марте этого года устроили акцию протеста в Алматы после того, как, выявив нарушения, дорожная полиция отправила кыргызские машины на штрафстоянки.

«В соответствии со статьей 470 Таможенного кодекса гражданам Казахстана не разрешается пользоваться иностранными автомашинами без уплаты таможенной пошлины. Иностранными автомашинами могут временно (не более одного года) воспользоваться лишь иностранные граждане при въезде на территорию Казахстана», – объяснил тогда «Свободе» принятые меры начальник отдела по борьбе с контрабандой департамента таможенного контроля Алматы Айдар Айтенов.

По его словам, около 200 автомобилей были возвращены из Алматы в Кыргызстан, однако казахстанцы, зная, что ввоз кыргызских машин незаконен, до сих пор пытаются завезти автомобили в Казахстан.

«Автомашины с кыргызскими номерами останавливаются незаконно. Мы хотим узаконить свои авто. Мы застраховали бы их в Казахстане, оплатили бы налоги. Если нужно, заплатили бы и таможенные пошлины. Однако мы хотим, чтобы таможенные пошлины не превышали тарифы, которые существовали до Таможенного союза», — заявляла на митинге в Алматы Валентина Лотикова, представившаяся лидером движения «Кыргызские авто».

На заседании Высшего Евразийского экономического совета 29 мая в Астане, дорожная карта по вступлению Кыргызстана в Таможенный союз была одобрена правительством республики и прошла коллегию и совет Евразийской комиссии.

Корреспонденты Kloop.kg воспользовались калькуляторами растаможки автомобилей в Казахстане, России и Кыргызстане, и посчитали, во сколько раз вырастут таможенные пошлины на самые популярные виды иномарок в республике, если тарифы будут приравнены к казахстанским и российским:

Калькулятор растаможки автомобилей в Кыргызстане
Калькулятор растаможки автомобилей в Казахстане
Калькулятор растаможки автомобилей в России

КОММЕНТАРИИ

[X]