Опубликовано: 12100

Почему за паводки и наводнения в Казахстане юридически никто не отвечает

Почему за паводки и наводнения в Казахстане юридически никто не отвечает Фото - Pixabay

По словам отечественного эксперта, никто из госорганов не несет ответственности за наводнения в Казахстане.

Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев поднял важный и актуальный вопрос об ответственности за наводнения и паводки на территории страны. В своем высказывании он указал на некоторые юридические нюансы, которые не подразумевают ответственности за такие природные катастрофы, передает Caravan.kz.

«Интересный вопрос: за паводки и наводнения юридически никто не отвечает. В ст. 123 Водного кодекса указано:

"Государственные органы, физические и юридические лица обязаны проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации следующих вредных воздействий вод:

- наводнения, затопления, подтопления;
- разрушения берегов, защитных дамб и других сооружений;
- заболачивания и засоления земель;
- эрозии почв и водных объектов, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других вредных явлений".

При этом в законе "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" таких обязанностей у акиматов нет.

В положении о МЧС (постановление от 23 октября 2020 г. №701) такой функции нет.

В положении о Министерстве водных ресурсов и ирригации (постановление от 4 октября 2023 г. № 863) указано лишь, что министерство "осуществляет контроль за выполнением физическими и юридическими лицами условий и требований, установленных разрешениями на специальное водопользование, а также мероприятий по борьбе с вредным воздействием вод (наводнения, затопления, подтопления, разрушения берегов и другие вредные явления)".

То есть, за министерством – только контроль за борьбой с последствиями. Но никто толком не отвечает», - отметил Ашимбаев.

По мнению другого эксперта политолога Амана Мамбеталиева, в сложившейся ситуации с паводками в стране наблюдается тревожная взаимосвязь. Он убежден, что системные ошибки, накопленные за 30 лет, ввиду неэффективных коммуникаций между ведомствами и организациями, между определенными структурами в центре и регионах приводят к разного рода происшествиям и нештатным ситуациям. Ситуацию усугубляет слабый контроль или его полное отсутствие со стороны контролирующих органов. И лишь когда ситуация уже выходит из-под контроля и умалчивать о ней становится невозможно, наши чиновники начинают что-то предпринимать. Да и то только после того, когда об этом скажет президент Казахстана на экстренных совещаниях.

«В нашей стране за названиями «Жана Казахстан», «Әділ Казахстан» не воспринимаются определенные государственные институты, хотя именно так и должно быть. Созданная за предыдущие три десятка лет госсистема породила госслужащего – безынициативного, нежелающего брать ответственность на себя, ждущего команды сверху, исполняющего ее в максимально изуродованном виде, исключительно для отчета. Этого сейчас не нужно, это сегодня не походит казахстанскому обществу. И об этом говорил президент многократно. Но пока мы видим, что во время кризисов, кстати, возникающих именно из-за этой системной ошибки, на местах чиновники зачастую себя ведут именно так, как привыкли», - подчеркнул политолог.

Также Мамбеталиев с сожалением отметил, что во время последних паводков казахстанцы не услышали нормального разъяснения со стороны чиновников по поводу того, что и как происходит. Это, по его словам, говорит о системных ошибках в коммуникациях межведомственных организаций. Если бы все ответственные структуры между собой держали связь, скорее всего, в РК не дошли бы до участившихся ЧП.

«Уверен, политические реформы, начатые в 2019 году, были адресованы не только к системе. Я имею в виду законодательство, легитимные решения. Конечно, мы понимаем, что нужно время для переосмысления этих реформ, появления новой генерации чиновников. Но из-за того, что страна очень сильно изменилась, вокруг нас многое меняется, думаю, что нужно ускорять все эти изменения, транслировать их в чиновничью среду и, самое главное, в головы чиновников. Иначе такого рода нештатные ситуации будут случаться чаще и чаще. Как тонет Казахстан: хроника весенних паводков-2024

Мы уже сейчас становимся свидетелями подобных инцидентов. Это результат тех тридцатилетних ошибок и того, что сейчас об этом в государстве заговорили открыто, не скрывая. И нам уже сейчас пора начать переосмысление происходящего», - подытожил Арман Мамбеталиев.

Политолог Ануар Бахитханов в свою очередь отметил, что, помимо юридической ответственности, необходимо также учитывать ряд других аспектов, связанных с управлением и реагированием на природные катастрофы.

«Во-первых, необходимо признать, что предотвращение и ликвидация наводнений – сложные и многомерные задачи, требующие координации различных уровней власти и общественных усилий. Подобные явления обычно вызваны различными факторами, включая климатические изменения, недостаточное инфраструктурное развитие, и нельзя однозначно связывать их с действиями отдельных государственных органов или должностных лиц.

Во-вторых, следует отметить, что в ряде случаев государственные органы могут принимать меры по предотвращению наводнений и ликвидации их последствий, хотя эти действия могут не всегда быть формально описаны в законодательстве или положениях. Например, акиматы и МЧС могут проводить масштабные работы по строительству защитных сооружений, организации систем предупреждения населения и т.д., несмотря на то, что их обязанности в этой области могут быть не явно определены.

Наконец стоит отметить, что вопрос ответственности за наводнения часто осложняется тем, что природные катастрофы носят неопределенный характер и могут иметь далеко идущие последствия, которые трудно предвидеть или контролировать. Поэтому необходимо развивать комплексный подход к управлению рисками и усилиям по преодолению наводнений, включая как законодательные меры, так и широкие общественные и технические усилия», - поделился мнением эксперт.

Вместе с тем эксперт считает, что государственные органы определенно должны нести ответственность за ряд аспектов в вопросе наводнений.

«По моему скромному предположению, это, в первую очередь, предупреждение и подготовка. Госорганы должны разрабатывать и реализовывать программы предупреждения наводнений, включая меры по мониторингу погодных условий, обеспечению населения информацией о возможных рисках, а также организацию учений и тренировок для эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Второе – инфраструктурные меры. Государственные органы должны заботиться о создании и обслуживании инфраструктуры, способной смягчать последствия наводнений. Это включает в себя строительство защитных дамб, регулирование водных потоков, очистку русел от мусора и т.д. Далее – борьба с причинами наводнений. Необходима над устранением коренных причин наводнений, таких как незаконная застройка в зоне риска, недостаточное управление водными ресурсами, изменение климата и другие факторы.

Также должны быть четкие планы и механизмы для эвакуации населения из зон опасности и оказания помощи пострадавшим, включая предоставление временного жилья, медицинской помощи, продовольствия и других необходимых ресурсов. Ну и должна быть эффективная система управления кризисами, которая позволит координировать действия всех вовлеченных структур и обеспечить быстрое и адекватное реагирование на чрезвычайные ситуации», - резюмировал Бахитханов. Знали все заранее: акиматы отчитались о готовности к паводкам и не справились

Политолог Эдуард Полетаев убежден, что виновные будут найдены и наказаны, но это не снимает необходимости углубления предварительного планирования.

«Прогноз паводков для Казахстана является актуальной проблемой, как с научной, так и с практической точки зрения. И это при том, что паводки происходят в стране ежегодно, и некоторые из них, как нынешние, с гигантским ущербом. По повторяемости, площади распространения и суммарному среднему годовому материальному ущербу они занимают первое место в ряду стихийных бедствий.

При этом у населения возникает вопрос, почему его не предупредили о предстоящих паводках? Виновные, конечно, будут найдены и наказаны, но это не снимает необходимости углубления предварительного планирования. Основной проблемой отечественной гидрологии является недостаточная полнота, оперативность и надежность получаемой информации. Явно видна нужда в разработке надежных методик оперативных прогнозов паводков, в основе которых использовались бы современные аэрокосмические и информационные технологии.

Ущерб от паводков зависит не только от уровня воды, а определяется в значительной степени предсказуемостью. На территориях, подверженных негативному влиянию паводков, находится большое количество населенных пунктов, социально значимых объектов инфраструктуры и сельскохозяйственных угодий. Наличие заблаговременной и достаточно точной прогнозной информации позволяет рационально спланировать и провести превентивные мероприятия по недопущению либо минимизации ущерба», - поделился мнением эксперт.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи