Опубликовано: 680

Почему выпускники русскоязычных школ не знают казахский - эксперт

Почему выпускники русскоязычных школ не знают казахский - эксперт Фото - 365info.kz

В правительстве каждый год ставят задачу повысить качество изучения государственного языка. Однако из школ с русским языком обучения, по мнению экспертов часто выходят «нулевые» школьники. А те, кто действительно хочет выучить язык, прибегают к курсам, книгам и приложениям, коих можно пересчитать по пальцам одной руки. Вот и рождается вопрос, почему нельзя поменять методику преподавания языка в школах, чтобы добиться того

самого знания государственного языка у выпускников русскоязычных школ.

Редакции Caravan.kz отвечал эксперт, у которого все-таки получилось найти ту уникальную методику, благодаря которой огромное количество людей усваивают казахский язык за 2 месяца, несмотря на 11-летнее безрезультатное изучение его в школе.

В чем секрет его методов преподавания и почему школьные программы обучения неэффективны, рассказал основатель языковой школы и директор ТОО «Qlang» Константин Орлов.

- Кто разрабатывает методики обучения?

- Я познакомился с иностранцами из Канады и США, которые жили в Алматы и самостоятельно изучили казахский язык. Они рассказали, что мало того, что сами выучили, так еще и учат других иностранцев. Они поделились своими наметками. Они рассказали, что изучение базируется на вокабуляре человека. Я попросил у них разрешения на использование их материалов. На основе этого и начали составление методики, — рассказывает Константин Орлов. Русский депутат рассказал, как знание казахского помогло ему в карьере

Также Константин отметил, что при разработке он подключил группу молодых филологов, которые к тому моменту заканчивали обучение в вузах. На подготовку курса ушло около четырех месяцев.

- Чем отличается преподавание в школе с русским языком обучения казахского языка и на ваших курсах?

- Это методика захватывающего креативного контента и подачи. Мы используем аудио-визуальные средства подачи материала и разрабатываем интересные темы, которые имеют место в жизни студента, тогда как в классических учебниках казахского языка используется тема, которая никак не связана с реальной жизнью. Чтобы говорить на каком-либо языке, в первую очередь нужно знать слова. Поэтому основной акцент в методике QazaqStudy делается на пополнение словарного запаса. Каждый урок ученикам дают по 25-30 слов на какую-то тему: несколько существительных, прилагательных, глаголов.

- Почему после 11 лет обучения дети плохо знают грамматику и совсем не говорят на государственном языке?

- В школе основное внимание уделяют грамматике. Мы считаем, что учить нужно в первую очередь слова. Если человек знает 100 слов, он сможет из них как-то построить предложение. С точки зрения грамматики это может быть неправильным, но его поймут! А если человек знает 100 правил, но не знает слова, он ничего не сможет сказать.

- Почему в школах не введут подобные методы обучения, так и достигли бы желаемого результата – знания языков, трехъязычия?

- У нас есть свой институт изучения языка, есть педагогические вузы, которые из года в год разрабатывают новые методики изучения, но в целом подход к изучению языка не меняется. Потому что есть свои влиятельные «эксперты», те, кто занимаются изучением казахского языка давно, и у них есть авторитетные имена. Это большая система, которая отчасти бюрократическая, которую очень сложно полностью разрушить и построить новую. Поэтому, да, каждый год методика обучения меняется, появляются разнообразные учебники, но тем не менее подход не меняется. Но самая главная проблема в том, что из года в год ученикам пытаются вбить в голову грамматику и заставляют их зазубривать, хотя никто не понимает.

- По-вашему, проблема с языком в стране стоит остро?

- Этот вопрос стоит остро у людей, говорящих на русском языке. Да, с каждым годом процент знающих казахский язык растет. В больших городах, правда как не знали, так и не знают, в Алматы, Нур-Султане самый большой процент не знающих языка. Но чтобы процент знающих повышался и достиг высшей отметки, необходимо людям, знающим язык, проявить терпимость по отношению к тем, кто не может грамотно выражать свои мысли, но старается. А тем, кто только пытается выучить, – не стесняться и пытаться говорить.

- Нет ли у вас в планах внедрить ваш учебник казахского языка в школьную программу?

- Такая идея, конечно, есть, но это очень долгий и сложный процесс, учитывая, что это не классический учебник. Необходимо зарегистрировать его в «Окулык» и пройти множество инстанций, но мы от такой затеи не отказываемся, - заверил Константин, - и, возможно, обучение учащихся когда-нибудь будет проходить по нашему учебнику.

- Можно ли, занимаясь по вашему учебнику, также свободно начать говорить, как и проходя ваши курсы?

- Учебник будет хорошим вариантом, он походит больше на самоучитель. С его помощью вы можете пройти все три уровня казахского языка, в нем множество упражнений на интересные темы. Благодаря ему вы сможете научиться или закрепить чтение, грамматику, но для того, чтобы подтянуть разговорный, все-таки стоит походить на курсы или в разговорный клуб. К слову, существует в пределах пяти мобильных приложений для самостоятельного изучения государственного языка, - отметил Константин.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи