Опубликовано: 3300

Почему вседозволенность портит детей, объяснил психолог

Почему вседозволенность портит детей, объяснил психолог Фото - advantour.com

Нужно ли позволять детям до 7 лет делать все что им хочется – психолог

Детей до семи лет надо воспитывать тщательно – психолог

Почему вседозволенность портит детей, объяснил психолог

 

О том, почему категорически нельзя позволять делать детям, даже маленьким, все что им вздумается, рассказал психолог.

На вопросы корреспондента Caravan.kz ответила психолог городского перинатального центра Алматы Гульнара Дощанова.

- Популярна ли в Казахстане японская система воспитания детей?

 - Насколько я знаю, часть японской системы воспитания сейчас многие школы начали внедрять. Система направлена на формирование трудолюбия, дисциплины, культуры взаимоуважения и чистоты в классах. Они предложили с 7 класса детей приучать к труду, самим наводить  чистоту в школе (мыть, убирать). Но эта система вызвала небольшой резонанс. Не все родители хотят, чтобы их дети убирали и мыли школьные помещения. Шума было очень много.

- Насколько успешна японская система в своей стране?

- Нам всем кажется, что в Японии детки живут хорошо потому, что им все разрешают. Если говорить о Японии, то не все там так замечательно, как принято думать со стороны. Вы знаете, что Япония занимает одно из первых мест по суициду и количеству депрессий. Отсутствие слова «нет» в системе воспитания приводит к тому, что ребенок растет в искусственной среде. Вседозволенностью мы обрекаем детей на то, что впоследствии каждое «нет» будет наносить им травму и вызывать кризис. Без запретов у ребенка нет границ и ориентиров, формирование здоровой личности без здоровых ограничений невозможно. Личность становится зрелой тогда, когда человек понимает взаимосвязь между своими поступками и их результатами. Инфантильные, слабые люди чаще всего вырастают в семьях с гиперопекой родителей, где мама, бабушка, папа сами устраняли любой дискомфорт, с которым сталкивался ребенок. Другой вопрос, что рамки дозволенного не должны быть слишком узкими. Когда запретов много, это тоже не дает ребенку развиваться в полной мере. Можно все и ничего нельзя - это две крайности, которых нужно избегать.

Чего мы не знаем об артериальном давлении - комментарий врача

 Японский принцип «Будь, как все» в наших реалиях мешает росту личности. Ребенка важно научить делать собственный выбор, высказывать свое мнение, понимать свои чувства и желания, нужно развивать его индивидуальные особенности. Без всего этого не может вырасти здоровая, гармоничная личность. Когда тебя с детства ориентируют на то, что ты ни в коем случае не должен быть отвергнут, что ты должен уважать мнение большинства и прислушиваться, ты рискуешь стать жертвой травли. Ты не можешь адекватно оценить себя и мир вокруг. Зависимость от чужого мнения делает человека очень уязвимым, вгоняет его в невротические рамки. Многие японцы крайне тяжело переживают увольнение с работы. Уважение старших, умение быть частью социальной группы – это важно, но нужен баланс. Нельзя воспитывать эгоцентрика, зацикленного на себе, но опасно развивать у ребенка зависимость  от мнения других.

- То есть вы считаете, что вседозволенность вредна?

- Да, позволять ребенку абсолютно все, НЕЛЬЗЯ! Иначе при столкновении с обществом и законом это приведет к внутреннему конфликту (как же так, мама с папой все разрешали, а теперь приходится считаться с интересами других людей). В лучшем случае ребенок адаптируется, в худшем - могут проявиться асоциальные черты. Если ребенку все разрешать, то он не сможет объективно оценивать свои поступки и не будет знать об их последствиях.  Он не сможет воспитать в себе целеустремленность (ему нет смысла добиваться, поскольку в любое время он получит то, что захочет). Мир для такого малыша становится реально опасным (он может захотеть то, что причинит ему вред). Отсутствие запретов часто воспринимается ребёнком, как безразличие родителей, поэтому он начинает их провоцировать на проявление эмоций. Родители должны понимать, что отсутствие запретов усиливает негативные аспекты и практически не дает позитивных. Ребенку, которому дома все разрешают, будет сложно адаптироваться в коллективе, где есть определенные правила и нормы поведения.

- В чем же, по-вашему, золотая середина в воспитании?  

- Считаю, что запреты все-таки нужны, но запрещать нужно с умом. Всегда запрещайте то, что важно. Не стоит говорить « нет» просто так. Следует применять принцип запретов только в исключительных случаях. Объясняйте свою точку зрения так, чтобы ребенку было все понятно. Аргументируйте, почему ему чего-то нельзя. Не бойтесь снимать запреты. Например, пропустить занятия в школе иногда можно, если неважно себя чувствуешь, ничего страшного в этом не будет. Предлагайте всегда альтернативу, пусть ребенок понимает, что у него есть выбор. Никогда ничего не требуйте. Просите, аргументируйте, относитесь с уважением к своим детям. Время от времени пересматривайте запреты. То, что ему было нельзя в 5 лет, возможно, уже можно позволить в 10. Запреты не ограничивают жизнь ребенка и не превращают его в безмолвного раба. Они систематизируют и структурируют ее, помогают понять себя и свои желания, учат тому, что хорошо, а что плохо. Главное - не переборщить и запрещать аргументировано. Тогда запреты будут работать на вас и помогут воспитать гармоничную личность.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи