Опубликовано: 19500

"Почему спасать семью в Казахстане может быть опасным" - феминистка

"Почему спасать семью в Казахстане может быть опасным" - феминистка Фото - AVESTA News

"Спасать брак, в котором женщина подвергается насилию, унижению, где нет уважения, это безнравственно..."

Напомним, на прошлой неделе в министерстве общественного развития сообщили о беспокойстве чиновников, связанном с количеством расторгаемых в стране браков: так, в прошлом году было 46 тысяч фактов.

Согласно статистике, иски пары подают из-за бытового насилия, супружеской неверности, а также неустойчивого финансового положения. И для сохранения семьи в сентябре прошлого года чиновники запустили пилотный проект «Семейный суд».

В этом году на него потратят один миллиард тенге. Средства направят на информационно-пропагандистскую деятельность проекта, автоматизацию работы регистрирующих органов и борьбу с бытовым насилием.

В рамках пилотного проекта «Семейный суд» работают 107 судей в 51 суде Казахстана. В кабинетах примирения создан уют, приятное освещение, стоит мягкая мебель, имеются даже детские игровые зоны. Там психологи, педагоги и другие специалисты помогают парам решить возникшие проблемы и избежать развода. С момента запуска пилотного проекта удалось примирить 48 процентов пар, оказавшихся на грани развода.

Но насколько проблема разводов актуальна в Казахстане? Чем это обусловлено? И стоит ли так активно с ней бороться? На эти и другие вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответила отечественная правозащитница и феминистка Йоханна АКБЕРГЕНОВА.

Йоханна АКБЕРГЕНОВА

 Йоханна АКБЕРГЕНОВА. Фото - Facebook

 

Первым делом мы поинтересовались у нашей собеседницы, какие факторы, на ее взгляд, являются первостепенными при расторжении браков в Казахстане?

- В таких вопросах невозможно говорить о собственном взгляде, поскольку есть официальная статистика органов и результаты различных исследований, в том числе и медицинского характера, на которые ссылаются в своих протестах в том числе и феминистки вроде меня.

Статистика органов звучит следующим образом: «Иски пары подают из-за бытового насилия, супружеской неверности, а также неустойчивого финансового положения». Если сделать запрос в соответствующие органы о свежих данных или посмотреть на их сайтах статистику за прошлые годы, то можно увидеть, сколько людей ежегодно заявляют о семейном насилии (не люблю выражение «бытовое насилие», оно звучит как обесценивающее и само собой разумеющееся). Там есть графа «пол». Предвосхищая недовольство защитников мужчин, скажу, что мужчины тоже подвергаются семейному насилию, но это капля в сравнении с тем количеством женщин, которые переживают семейное насилие. Ежегодно это свыше 300-350 тысяч женщин в одном только Казахстане против 46 тысяч случаев расторжения брака и 1200-2000 мужчин - жертв семейного насилия. А сколько еще наших гражданок не заявляют в полицию?! Сколько женщин ежегодно умирают в результате семейного насилия или от последствий оного?! Сколько дел закрывают на уровне следствия, поскольку в представлении большинства в нашем обществе женщина сама является источником собственных бед, а не навязанные ей стереотипы, модели поведения и рамки, в которые ее загоняют!

Супружеская неверность тесно связана с семейным насилием. Если изменила жена (или подозрения на измену), то это может стать поводом выплескивать свою агрессию и комплексы на жену. Если изменяет муж, то опять же насилие совершается над нелюбимой женой, наверное, в надежде, что она уйдет или умрет и можно повторно жениться. Со стороны это выглядит так, любители распускать руки, нравится вам это или нет.

- Насколько проблема разводов актуальна в нашей стране? Существует ли она вообще, чтобы с ней нужно было бы бороться? И насколько подобные инициативы укладываются в рамки общественной этики?

- Давайте подумаем вместе. Сказали, что в прошлом году количество разводов составило около 46 тысяч случаев. Верно? Верно. Основная причина – это насилие в семье. Правильно? Правильно. Я уже сообщила, опираясь на официальную статистику, что ежегодно около 300-350 тысяч женщин заявляют о семейном насилии. Все познается в сравнении. Как вы сами теперь думаете, существует ли в Казахстане такая проблема, как развод, или есть проблемы посерьезнее? Я считаю, что нет проблемы разводов, но есть проблема с реализацией своих прав у наших женщин, проблема дискриминации женщин по половому признаку на всех уровнях.

На всех уровнях можно заметить, что цена женщины в нашем обществе – грош, что бы ни говорили различные патриархально, патриотически настроенные граждане любых полов, которые в жизни не пытались анализировать упрямые статистические данные сегодняшнего дня. Государство задает тон обесцениванию женщин декриминализацией бытового насилия или переносом изнасилования из категории тяжких преступлений в среднюю с целью, чтобы в журналистских заголовках красиво писали, например: «В Казахстане уровень преступности ниже, чем во Франции и Италии, вместе взятых». Или другой пример обесценивания женщин, вернее, их репродуктивного труда: сначала всем миром агитируют рожать, а потом выдают мизерные пособия многодетным мамам. Я нахожу это одним из ярких примеров экономического насилия патриархальной системы над женщинами. Кстати, размеры таких пособий, на мой взгляд, являются еще и обесцениванием институтов брака, материнства, детства. Судя по всплеску недовольства многодетных матерей после ряда случаев, когда дети заживо горели во времянках, согласных со мной женщин очень много.

Возвращаясь к обсуждаемому проекту… Исходя из доступных в СМИ описаний проекта «Семейный суд», он тоже не является исключением и нацелен на обесценивание насилия в отношения женщин и укрепление рабского положения женщин в браке. Борьба с разводами – это еще одна форма давления на женщин. Это всегда насильственное удержание женщин в браке путем угрозы разлуки с детьми, общественным порицанием, экономическим и физическим насилием.

Я уверена, что на развод подают именно женщины. И создание препятствий расторжению браков, в которых женщины оказались не по своей воле или подвергаются физическому насилию (которое может сопровождаться еще и экономическим), свидетельствует о том, что государство и общество не желают слышать голоса женщин. И это не просто неэтично – это безнравственно.

Да, человек является социальным существом. Добровольный союз, основанный на любви и уважении, – это прекрасно. Но спасать брак, в котором женщина подвергается насилию, унижению, где нет уважения, это безнравственно.

- Каким возможным образом будет проходить эта борьба?

- Это будет проходить известным и распространенным способом, а именно: обесцениванием мотивов женщин и выставлением в качестве причин - прихоти, легкомыслия, каприза. Обесценивание абсолютно не соответствует действительности. Если женщина (особенно в традиционном обществе) решается подать на развод – значит, условия ее жизни поистине невыносимы.

Борцы с разводами всегда предлагают женщине, и без того испытывающей постоянное эмоциональное и физическое насилие в браке, смириться с этим как с нормой. Когда я прочитала, что от развода отговорили 35 процентов семей, где есть семейное насилие, я была в ужасе, потому что это 35 процентов женщин, которым внушили, что насилие надо терпеть. Но разве это нормально, что насилие является единственным связующим супругов звеном, а не взаимные любовь и уважение?

У нас еще плохо образованы многие психологи, поэтому я уверена, что это отработка госзаказа. Женщин будут убеждать, что они сами виноваты, плохо обслуживали мужей, детей, родственников, что надо быть покорной, еще больше покорной, что брак для женщины обязателен и прочее бла-бла-бла, на которое нельзя вестись. Я помню американский сериал «Большая маленькая ложь», где героиня Николь Кидман терпит домашнее насилие и приходит к психологу сначала с мужем, потом одна. И психолог, выяснив, что героиня Кидман подвергается насилию, советует ей не спасать брак, а собирать доказательства для суда, чтобы при разводе получить опеку над детьми. Адекватный психолог никогда не станет убеждать женщину продолжать жить с абьюзером, манипулируя менталитетом, полом, культурой, патриотическими чувствами, детьми или еще чем-то. Я хочу, чтобы наши женщины поняли самую важную вещь: женщина может любить и уважать мужчину, но любить и уважать себя она обязана больше. Поэтому, если она столкнулась с насилием и неуважением, нельзя оставаться даже ради детей, нужно разводиться, пока не стала инвалидом и пока молода, потому что часики тикают, жизнь страшно быстротечна.

- В этом году на проект «Семейный суд» будет потрачен один миллиард тенге, который будет направлен на информационно-пропагандистскую деятельность проекта, автоматизацию работы регистрирующих органов и борьбу с бытовым насилием. В связи с этим хотелось бы узнать ваше мнение по двум моментам:

• Оправданна ли озвученная сумма? И можно ли верить, что все средства действительно попадут в нужные русла?

• Не кажется ли вам, что пропаганда и улучшение работы регистрирующих органов будут малоэффективными в решении этого вопроса? И, возможно, чиновникам стоит рассматривать эту ситуацию под совсем иным углом?

- Конечно, миллиард на такой проект – это деньги на ветер, поскольку с корнем проблемы работы не будет. А корень проблемы в отсутствии уважения к женщине как к человеку, у которого есть потребности и возможности выражать свои мысли, точку зрения, получить образование, устроиться на работу, наслаждаться работой, сделать карьеру, встречаться с подругами и друзьями мужского пола, общаться и поддерживать ЛГБТ, изучать права женщин, выставлять свою кандидатуру в депутаты и президенты. Уважение к женщине – это когда мужчины и сами женщины верят, что женщина не хуже мужчины и способна реализовать свои амбиции сама, без унизительных предложений о помощи со стороны непорядочных людей.

Этот миллиард можно было бы пустить на прогрессивные курсы для отцов, включенность в отцовство очень укрепляет семью. Можно было бы на эти средства дать женщинам в разводе какое-либо образование, чтобы они могли после развода прокормить себя и детей. Или покрыть расходы на детский сад, если женщины после развода решили выйти на работу.

А так проект «Семейный суд» – это опасная программа. Она оставляет женщин в зависимости и насилии, в необоснованных надеждах. Эта программа лишает женщин мотивации к самостоятельности.

КАРЛЫГАШ БЕСЕНОВА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи