Опубликовано: 13800

Почему Москва не слышит Астану - СМИ

Почему Москва не слышит Астану  - СМИ Фото - из открытых источников

Российский портал Regnum опубликовал интересный материал под громким названием "Почему Москва не слышит Астану". 

Стоит отметить, что этот материал - в силу пока неустановленных причин - был недоступен на сайте агентства Regnum. После того, как он вновь появился на портале, заголовок был изменен на следующий: "Будущее сотрудничества России и Казахстана: слышит ли Москва Астану?"

Как отмечает автор, "эксперты из Казахстана вторят, что Астана и Москва в данный момент находятся в состоянии «коммуникационного разрыва» - СМИ Казахстана редко подвергаются глубокому анализу, а то, что происходит в стране чаще оценивается вне общей картины, как нечто вырванное из контекста."

В реалиях экономического кризиса Казахстан ищет возможность найти новые точки опоры для дальнейшего роста, в связи с этим и была объявлена волна «Третьей модернизации». Проект «Шёлкового пути», разрабатываемый ЕАЭС совместно с китайской стороной, должен открывать для всех стран хорошие перспективы, но для этого нужно выработать позицию, которая бы устраивала все заинтересованные стороны в рамках нового формата экономического сотрудничества. На данном этапе Казахстану и России как никогда требуется координация торговой политики, однако, не все стороны заинтересованы в этом процессе с одинаковой серьезностью. Кроме того, российская сторона чаще всего формирует свое мнение о событиях, происходящих в Казахстане, в неправильном ключе, что также подрывает все возможности для диалога, который должен происходить в конструктивном ключе. Именно эти вопросы и были обсуждены в Посольстве РК в Российской Федерации, пятого июня, во время круглого стола «Казахстан – модернизация 3.0», темами которого стали реформы, проводимые в стране, как политические, так и экономические, а также дипломатические взаимоотношения Астаны и стран-соседей, отмечает агентство.

Казахстан – модернизация 3.0

На протяжении трёх лет Казахстан реализует реформу, которая обозначена, как План Нации «100 конкретных шагов». Данная реформа должна помочь Казахстану сформировать подотчетное и транспорентное государство, а также осуществить переход страны на экспортоориентированную экономическую модель, которая будет основываться на отраслях промышленности, связанных с несырьевым сектором, на сельском хозяйстве и транзитной сфере.

Казахстан уже провел несколько важных институционных изменений, которые нацелены на достижение выше описанных целей. Например, совсем недавно прошла реформа, которая сняла с президента некоторые полномочия, что позволило усилить значимость парламента как такового.

Уже сейчас ощущается значимость внесённых изменений – возросла ответственность правительства за формирование и дальнейшую реализацию гос.программ, был упрощен процесс отставки членов правительства по решению парламента. Благодаря всему этому сильно сместился баланс власти – нижняя палата Мажилиса становится более активной и принимает куда больше решений, констатировал Марат ШИБУТОВ.

Была подорвана коррупционная составляющая, которая ранее присутствовала в политической системе Казахстана, всё это происходит по тому, что важные политические процессы происходят не «по звонку», а благодаря своим стандартным процедурам, которые присущи правовому государству.

Благодаря «Модернизации общественного сознания», которую объявил Нурсултан Назарбаев, должен произойти рост человеческого капитала, что обязан соответствовать поставленным задачам по развитию государства. Именно это показывает то, насколько серьезно Астана готовится к этапу интеграции в более развитые экономические отношения не только с ЕАЭС, но и с Китаем.

По словам Адиля КАУКЕНОВА, Большинство российских экспертов довольно узко оценивают перспективы «Экономического пояса Шёлкового пути», считая, что под ним подразумеваются исключительно транзитные проекты. В то время как Китай готов работать с Казахстаном, как в области сельского хозяйства, так и в наукоёмких областях.

Отношения Китая и Казахстана

Число предприятий, открытых в Казахстане совместно с Китайской стороной, неуклонно растёт. Например, в 2015 году их было всего 385, а сейчас уже более 1000. Логично было бы предположить, что большая часть из них – это государственные компании, связанные с нефтегазовой отраслью и с Китайским Торгово-промышленным банком, но это далеко не так. Среди них есть частный бизнес, как средний, так и малый, подчеркивает агентство. 

Уже сейчас Астана и Пекин договариваются не только о транзитных потоках, но и о переносе более чем 52 предприятии с территории КНР на территорию Казахстана.

Ещё 7 лет назад начал наблюдаться процесс массового появления китайских тружеников в Казахстане. Хоть их число и составляет порядком 8-10 тысяч местное население, естественно, волнуется. Но с другой стороны казахстанцы ещё не готовы к тому, чтобы работать по китайским стандартам, ведь около 13-15 тысяч казахстанских студентов пока ещё только учатся в Китае, об этом заявил Адиль КАУКЕНОВ.

По словам информационного агентства, не так уж и сложно объяснить интерес Китая к среднеазиатским республикам, в том числе и к Казахстану. В первую очередь это объясняется провалом морского проекта Шёлкового Пути, который связан с геополитической напряженностью между Вьетнамом, Филиппинами, а также противоречиях Японии и Южной Кореи.

Но несмотря на всё это отношения с Китаем у членов ЕАЭС пока что складываются очень непросто. Адель Каукенов пояснил, что между странами ЕАЭС нет координированности в вопросах построения взаимоотношений с Китаем. Пока российские аналитики пишут, что Казахстан всё больше отдаляется от России, они не берут во внимание то, что российская сторона сама их на это вынуждает. В связи с этим за круглым столом вспомнили «утилизационный сбор», введённый после формирования ЕАЭС и поставивший большое количество вопросов перед казахстанскими автопроизводителями. После введения сбора автопроизводства, рассчитанные на казахстанского и российского потребителя, столкнулись с крупными проблемами и китайские инвестиции стали для них самым настоящим спасением, считают казахстанские эксперты. Нурсултан Назарбаев озвучил пять предложений Казахстана на форуме в Пекине

Что Россия, что Казахстан одинаково ставят перед собой цель попасть на китайский рынок, хоть они и позиционируют себя как поставщиков экологически чистой продукции, получая огромное преимущество перед китайскими товарами, но делают они это поодиночке, что создает лишнюю конкуренцию и вредит процессу, подчеркивает Адиль КАУКЕНОВ.

Вопросы влияния

Рассуждая о геополитических отношениях с другими крупными державами казахстанские представители заявили, что у Астаны есть собственное представление о мировых центрах силы. И это представление может не совпадать с тем, как на мир смотрит российская сторона. Об этом говорит то, как Казахстан строит свои отношения с Ираном или с США. Последние, например, являются одними из самых крупных инвесторов в нефтегазовую отрасль страны.

Из иностранных инвестиций, которые составляют около 180 млрд $, на долю США приходится около 60 млрд $. Марат ШИБУТОВ считает, что эта сумма, скорее всего, в разы больше, чем США вложили в другие постсоветские страны. По его мнению, с китайскими инвестициями дела обстоят точно также.

Российская точка зрения

Заявления казахстанской стороны прекратить сотрудничество стран ЕАЭС с Китаем на конкурентной основе и использовать общую позицию не остались без ответа. Российская сторона в свою очередь предложила сотрудничество в урановой отрасли с участием трёх сторон, а также развитие этого направления с использованием наработанных российских технологий, что позволили бы Казахстану активно развивать свои позиции, как на китайском, так и на рынках остальных мировых держав, сообщает информационное агентство. Благодаря усилиям Назарбаева снижается напряженность в отношениях разных стран - эксперт

Также эксперт Аза МИГРАНЯН заявила, что те 52 предприятия, что будут переносится из Китая в Казахстан, можно было бы развивать с помощью и других стран ЕАЭС. Она считает, что в настоящее время нельзя заниматься модернизацией с целью догнать развитые страны – их надо не догонять, а опережать по отдельным и более узким направлениям, как считает она. 

Ещё одной из её реплик было то, что без российской стороны Китай и Казахстан не смогут достигнуть достаточных успехов в слиянии программы «Нурлы Жол» с китайским «Шёлковым путём».

Эксперты из Казахстана вторят, что Астана и Москва в данный момент находятся в состоянии «коммуникационного разрыва» - СМИ Казахстана редко подвергаются глубокому анализу, а то, что происходит в стране чаще оценивается вне общей картины, как нечто вырванное из контекста и искаженное уже неактуальными шаблонами и стереотипами о Казахстане.

Парировал это заявление эксперт с российской стороны Александр КОСТИН. По его мнению, странам не хватает единой платформы, которая смогла бы доносить оценки экспертов до сторон, которые в итоге будут принимать решение. Как он считает, это и стало результатом того, что Россия очень сильно проигрывает Турции и Китаю в становлении благоприятных отношений с Казахстаном.

Чтобы решить этот вопрос, Костин выдвинул предложение о том, что двум странам следовало бы создать экспертное представительство, что помогало бы сторонам формировать единую позицию, а также являлось бы информатором не только для государств, но и для бизнес-отраслей и общественности.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи