Опубликовано: 660

Почему казашки носили ключи в волосах, зачем в юрте вешали шкурку ежа и другие позабытые традиции

Почему казашки носили ключи в волосах, зачем в юрте вешали шкурку ежа и другие позабытые традиции Фото - Открытые источники

Быт казахов всегда соединял в себе практичность и глубокий символизм.

И каждая традиция, даже самая маленькая, всегда соединяет в себе реальную пользу и для души, и для объектов материального мира. Редакция Caravan.kz рассказывает про традиции, о которых сейчас очень редко кто вспоминает.

Отрезы ткани

Раньше, когда на тоях женщинам вручали отрезы ткани, передаривать их потом было не принято. Обычно из них что-то шили, иногда одежду, но чаще құрақ көрпе, лоскутное одеяло. При этом составленный из разноцветного материала узор нес еще одну функцию помимо согревания человека. Глядя на орнамент, женщина, которая его сшила, могла вспомнить, где и когда получила разные отрезы ткани, кто был рядом, какие памятные случаи тогда произошли, так что құрақ көрпе было не просто одеялом, а своеобразной летописью, "книгой" памяти.

Босаға майлау

Дословно это выражение переводится как "смазывание жиром дверного косяка". Раньше было принято смазывать бараньим жиром порог дома, в который новоиспеченный муж приведет супругу. Это было пожелание гладкой и сытой жизни, а также помогало дольше сохранить дерево в хорошем состоянии. Ритуал в разных регионах проводится по-разному, иногда жиром смазывают косяки, иногда всю дверную раму. Тому, кто проводил обряд, вручали подарок.

Также было принято смазывать порог юрты первым сбитым по весне маслом до того, как члены семьи попробуют его.

На дне казана

С жиром был связан еще один маленький обычай.

В Наурыз, после того, как все празднества заканчивались и казан, в котором готовили угощения, был вымыт, по традиции в него наливали немного масла или топленого жира, проговаривая при этом добрые слова. Таким образом казан должен был храниться до следующего использования, оставлять его пустым считалось очень плохой приметой.

Ключ в косе

Мы рассказывали про шолпы и шашбау, украшения, которые вплетались в волосы девушек. У женщин постарше был свой аналог этих украшений - ключи от сундуков. После того как сундуки запирались, ключи вплетались в густые косы, а потом прятались под головной убор, платок или кимешек. Таким образом казашки исключали возможность потерять ключ и потом ломать сундук, чтобы достать из него вещи, а также защищались от краж и контролировали семейное имущество.

Запретные скатерти

Домашний текстиль раньше был призван показать мастерство хозяйки в вышивке и реже - в ткацком деле. При этом вышитые узоры должны были защищать еду от порчи злыми духами и в целом служили оберегами. В связи с этим считалось неправильным отдавать скатерть, которую использовали в доме, кому-то еще. Сейчас это можно объяснить в том числе гигиеническими соображениями, а в старину считалось, что это навлечет неудачу на обе стороны.

Змеи в ушах

Другой запрет сейчас сложно объяснить практическими соображениями, однако кое-где он встречается до сих пор. Женщину нельзя было хоронить без серег в ушах. Это были единственные украшения, которые оставляли на умершей.

Когда женщина умирала, с нее снимали все украшения, оставляли только серьги. Было такое поверье: если их нет, в уши проползет змея, – рассказала доктор исторических наук Шайзада Тохтабаева. – В Западном Казахстане я обнаружила любопытный обычай: старушки специально надевали очень тяжелые серьги, вследствие чего мочки ушей отвисали, а затем разрывались естественным образом от тяжести. Таким образом, из экономических соображений не надо было серьги зарывать вместе с усопшей. А если супруг умирал, его вторая половина снимала с себя все украшения. Женщина без украшений считалась… мертвой. Только через год траура она могла что-то надеть, но очень скромное.

В зависимости от местности вместо серег могли продевать нить. Это объясняют тем, что в могилу нельзя класть золото, потому что оно привлекает злых духов. Небогатым женщинам вместо серег могли продевать в уши соломинки.

Кольцо для свахи

С украшениями был связан еще один обычай. Если брак складывался удачно и дочь была счастлива, мать молодой жены через год после свадьбы дарила сватье крупный красивый и дорогой перстень на два пальца. Это был подарок в благодарность за теплый прием и семейное счастье невестки.

Считалось, что своей формой кольцо показывает союз между двумя людьми, ставшими одним целым.

Шкура ежа

Многие знают, что детям в изголовье кровати нужно класть нож, который защитит от плохих снов. У многих народов считалось, что острые предметы помогают защититься от всего дурного. Казахи не исключение, и одно из проявлений этой веры состоит в том, что они вешали дома шкуры ежей и делали с их иглами защитные амулеты. Все потому, что у ежа не только острые иглы, но и ночной образ жизни, то есть он бодрствует, когда люди спят, а значит - может хранить их в это опасное с сакральной точки зрения время суток. Это объясняет и то, почему в оберегах-тумарах нередко используются острые когти другого ночного охотника - филина.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи