Опубликовано: 16700

"Пешком все ходить будем": как новая система штрафов за нарушения ПДД может оставить весь Казахстан без автомобилей

"Пешком все ходить будем": как новая система штрафов за нарушения ПДД может оставить весь Казахстан без автомобилей Фото - pixabay.com

Почему западная система с отниманием баллов за нарушения ПДД не применима для нашей страны, какими последствиями может обернуться её появление и как от этого пострадают рядовые водители Казахстана. 

14 января в СМИ появилась информация, что столичные полицейские предложили поменять систему штрафов в Казахстане.Они предлагают ввести новую систему наказаний: за нарушение правил дорожного движения водителям будут начисляться баллы. Как только лимит баллов будет достигнут, автолюбителя лишат прав. Аналогичные методы уже несколько лет действуют в Украине и Армении.

Каждый украинский водитель в год получает 150 баллов, за каждое серьезное нарушение его лишают 50 баллов. В Армении водителям дается по 9 баллов в год, и с каждым нарушением отнимается по 2-3 балла, а по истечении их количества водитель лишается прав на полгода, правда, вернуть их можно уже через три месяца, пройдя специальный тест по теории вождения.

В связи с этим предложением корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественными автоэкспертами и задал им следующие вопросы: 

1. Правда ли, эта новая система так хороша и действенна, как о ней заявляют в правоохранительных органах? 

2. Может ли получиться так, что с вводом этой системы отпадет надобность в камерах "Сергек" или же, наоборот, это только усугубит ситуацию для водителей? 

3. Какими другими способами можно повысить культуру вождения у отечественных автолюбителей? 

Роман Масленников, автомобильный журналист: 

1. Сама идея отличная, она работает во многих странах. Но вопрос в том, что будет происходить, когда у человека закончатся баллы. У нас, согласно таким жестким инициативам, в последнее время права хочется забрать у каждого казахстанца. Об этом говорит предложение забирать права на 10 лет при обнаружении у водителя алкоголя в крови.

Я боюсь, что мы за эти баллы будем держаться, как за последние права. И думаю, что будет получаться так, что полицейские будут настаивать на том, чтобы после того, как баллы закончатся, у вас забрали права и отправили на пересдачу. Это принесет за собой новые формулировки при разговоре с полицией, примерно: «Я у тебя сейчас забираю баллы и права. Если хочешь, чтобы я не трогал твои баллы, заплати мне столько-то денег».

Если решение будет принято адекватное и после этих баллов пойдут штрафы, то, поверьте, многие казахстанцы будут стараться не допускать этих штрафов. Особенно когда человеку будет грозить уплата денег. С другой стороны, это огромная работа по программному обеспечению всей этой системы. Мне, например, хотелось бы самому проверять через приложение, сколько баллов у меня осталось, а не смотреть в планшет полицейскому, не зная, работает ли он вообще и не врет ли полицейский.

Кроме того, как эту систему внедрить полицейским за такой короткий срок? Боюсь, что понадобится год-два. И, как всегда, это потом зависнет, а тендер выиграет какая-нибудь компания, которая вроде все отработает, но потом это не вступит в силу по тысячам причин. Первое, на что нужно обратить внимание, – это привести сперва эту систему в порядок, потому что штрафы такие высокие, что у людей нет такого количества денег, чтобы их выплачивать. Два штрафа могут выйти в месячную зарплату. Уже после этого можно решать, какой компании отдавать тендер на разработку системы с баллами.

Все инициаторы этих изменений, возможно, видят в командировках по разным странам эти системы и думают: «Какой класс, давайте у себя внедрим». Или от нечего делать находят в Интернете подобные примеры и бездумно стараются внедрить это в Казахстане, не соотнося это с реальностью происходящего.

Самое интересное, что я услышал по этой системе: если она получит положительный отклик, то тогда ее введут. Но когда вообще было такое, чтобы у общества что-то спрашивали и как это происходит?! К примеру, «Сергеки» или односторонний Алматы мы не просили.

2. Идея с отменой «Сергеков» тоже нежизнеспособна. Система показала себя как отличный выгребатель денег из населения. Но не учли одну проблему: парламентарии думают, что у населения денег столько же, сколько у них, а оказалось, что нет. Никто из граждан ничего не  платит, потому что цифры там огромные. Если балльная система наложится на «Сергеки» и еще на инициативу о лишении прав на 10 лет, то просто пешком будем ходить, и в Алматы станет великолепный свежий воздух и жизнь наладится. Но, к сожалению, встанет весь бизнес и все, что связано с перевозками.

Если все это вступит в силу, то все сильно перепутается. Запутаются все водители, гаишники и парламентарии, запутаются даже судебные приставы, потому что в Алматы их уже нужно примерно в 70 раз больше, чтоб забрать с людей деньги по штрафам. У нас можно ввести все что угодно, но от этого денег у населения не прибавится, и оплатить их никто не сможет, из всех миллиардных штрафов оплачено процентов пять.

3. Технически те водители, которые плохо ездят, ждут только оттянутого наказания, когда полицейский их остановит, пробьет по базе, увидит, что у него уже 800 тысяч тенге лежит в качестве штрафов, и все, ты приехал.

Тут вопрос того, насколько честны наши гаишники. Как мне представляется, скрытое патрулирование может действительно за короткий период времени сделать Алматы таким городом, где замечаешь, что легче начинаешь ездить, но чаще с полицейским, который ведет скрытое патрулирование, можно что-то и как-то решить. Проблема всегда одна – штрафов много, нарушений много, деньги никто не платит, и почему-то все ездят. Видимо, надо задать этот вопрос нашей исполнительной власти, потому что «Сергеки» должны были решить эту проблему. Пусть разберутся с тем, что есть, вместо того чтобы внедрять что-то новое.

Руслан Лазута, руководитель общественного объединения «ОСА». 

1. Человек, который выдвинул эту идею, видимо, давно с другой планеты и решил выступить с такой странной инициативой. У нас вполне нормально работает система взимания штрафов, менять что-либо на сегодняшний день нечего, за исключением минимизации контактов дорожных полицейских с водителями. Заменять на более качественные видеокамеры, а не те, что стоят сейчас на дорогах.

Для того чтобы водители нормально ездили, нужно повышать культуру вождения. А этого ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе наблюдаться не будет, потому что у нас закон довольно избирателен. Операторы всегда могут что-то удалить, не увидеть и так далее. Достаточно убрать коррупционную составляющую, и все в стране наладится. Поэтому все эти инициативы – чушь полнейшая.

Я видел, как работает эта система и в Армении, и в Украине, у нас гораздо лучше. Более того, все новое – хорошо забытое старое. Эта система функционировала в Советском Союзе, когда тоже были баллы.

2. Я ничего не имею против «Сергеков» и прекрасно понимаю, что сам могу попасть за нарушение. К примеру, во всех странах Европы люди аккуратно ездят из-за драконовских штрафов и видеокамер, которые все фиксируют. На Западе эта дорожная система успокоительная, то есть там невозможно в черте города разогнаться больше 50 километров в час, а в Алматы водители подняли вой, когда снизили трафик по Аль-Фараби.

Я бы еще снизил, потому что в Алматы ездить невозможно, все привыкли к скоростям и любое ограничение воспринимают с криком. Видеокамеры нужны, чтобы заставлять людей снизить скоростной режим. Еще большой вопрос к балльной системе: кто это будет вычислять – человек или камера? И как это все будет происходить? Этим будут заниматься конкретные полицейские или это будут штрафы, которые приходят с «Сергеков»?

Кроме того, схожая система уже функционировала ранее. Просто депутаты, видимо, были не в курсе. А тема автомобилистов всегда болезненная и яркая. Вот, видимо, депутат и решил проявить себя, предложив данное "нововведение". Это ничего не поменяет, надо заменять полицейских видеокамерами, и все будет более или менее хорошо в долгосрочной перспективе.

3. Прежде всего, надо начинать с дошкольных и школьных учреждений. Это должен быть полноценный предмет. Вечные реформы в образовании привели к тому, что большинство водителей и пешеходов не знают, что такое безопасность на дорогах, а при советской власти это была целая система, которая была нацелена на то, чтобы научить людей беречь свою жизнь и здоровье.

Далее, чтобы достичь той культуры вождения, которой мы восхищаемся, нужны драконовские методы, только так можно что-то исправить. «Сергеки» это и показывают.

Но главное – это неотвратимость наказания, чтобы тот же Усенов, который ничего не боится с кучей родительских денег, сидел в тюрьме так же, как и рядовой водитель по такому же правонарушению. А то у нас получается так, что родственники договорились, и потерпевшие договорились, и в итоге всем хорошо, кроме покойника.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи