Опубликовано: 220

О влиянии ситуации в Украине на экспорт казахстанской пшеницы

О влиянии ситуации в Украине на экспорт казахстанской пшеницы Фото - Inbusiness.kz

Украинский кризис внес значительные коррективы не только в мировую геополитическую обстановку, но и в глобальную и европейскую продовольственную безопасность.

Конфликт резко нарушил логистические цепочки поставок сельскохозяйственных культур и наряду с пандемией коронавируса выступил одним из наиболее значительных триггеров роста мировых цен на пшеницу. На фоне рисков утраты одного из основных поставщиков зерна, наблюдается заметное волнение среди стоковых компаний – реализаторов пшеницы в Европе, а также неуклонный рост ее биржевой стоимости в мире.

В данном контексте можно выделить следующие факторы, оказывающие разнонаправленное влияние на экспорт казахстанской пшеницы в Европу: 

- До конфликта в Украине Европейский Союз импортировал около 40% пшеницы из Украины, однако с учетом разрыва логистических цепочек, а также военных действий в основных украинских регионах выращивания пшеницы, данный объем претерпел значительное сокращение. Указанный фактор носит скорее позитивный характер, поскольку потенциально способствует росту объема поставок казахстанской пшеницы в Европу.

- Разрыв международными зерновыми компаниями деловых связей и контактов с российскими партнерами. С учетом отсутствия диверсифицированных каналов поставки казахстанской пшеницы на рынки Европы данный фактор носит, скорее, негативный характер.

- Конфликт в Украине нарушает мировые поставки российских удобрений. РФ является одним из крупнейших в мире производителей калийных и переработанных удобрений, универсального применения. Данный фактор носит негативный характер, поскольку Казахстану все еще нечем замещать доступные российские удобрения в кратко- и среднесрочной перспективе.

- Остается нерешенной проблема отсутствия у казахстанских производителей пшеницы современных зернохранилищ, что критически сокращает сроки хранения пшеницы и время ее поставки импортерам в Европе и создает неоправданно высокие риски для производителей в данном секторе сельского хозяйства.

22 июля текущего года в Стамбуле при посредничестве ООН Украиной, Россией и Турцией был подписан единый пакет, состоящий из двух взаимосвязанных документов, которые были призваны помочь решению проблем поставок продовольствия и удобрений на мировые рынки.

В одном документе прописан механизм вывоза украинской сельхозпродукции из черноморских портов, подконтрольных Украине. Второй прописывает обязательства ООН по снятию ограничения на экспорт российской сельхозпродукции и удобрений.

Украина имеет высокую заинтересованность в решении указанного вопроса, что позволит ей на фоне стремительно падающей экономики экспортировать не менее 20-25 млн тонн зерна в текущем году и около 40 млн тонн в 2023 году. (с июля по ноябрь т.г. Украина уже экспортировала более 10 млн тонн продовольствия морским путем).

На начало военной операции ВС РФ в зернохранилищах Украины было сосредоточено около 22 млн тонн экспортного зерна. При этом в марте 2022 года часть данного урожая была вывезена в Румынию через Молдову. Одновременно зерно, хранящееся на территориях Восточной Украины, транспортируется российской стороной через территорию Крыма на Ближний Восток, в частности в КСА, Бахрейн и ОАЭ, с которыми у Москвы достигнуты соответствующие договоренности.

В целом, несмотря на достигнутые договоренности, ситуация с реэкспортом пшеницы из Украины морским путем остается шаткой из-за регулярных военных инцидентов.

Июльский ракетный обстрел зернозагрузочного терминала одесского международного торгового морского порта продемонстрировал преждевременность оптимизма по поводу надежности данного маршрута.

14 октября по итогам визита в Астану президент РФ Владимир Путин заявил, что зерновая сделка может быть поставлена под сомнение, если будет установлено, что гуманитарные коридоры использовались для перевозки взрывчатых веществ, которые были задействованы во взрыве на Крымском мосту 6 октября.

29 октября Россия приостановила участие в зерновой сделке после того, как украинская сторона атаковала корабли Черноморского флота на рейде в Севастополе при помощи беспилотников.

Однако уже 2 ноября Минобороны РФ сообщило о возобновлении участия России в сделке по украинскому зерну, отметив, что российская сторона получила письменные гарантии от Украины о неиспользовании зернового коридора для ведения боевых действий против России.

Следует отметить, что срок достигнутого при посредничестве ООН соглашения об экспорте зерна истекает 19 ноября, и российская сторона использует данный факт как рычаг давления.

Так, 12 ноября замглавы российского МИД Сергей Вершинин заявил, что «в настоящее время Россия не приняла решение по вопросу о продлении зерновой сделки, и будет учитывать факт терактов в Крыму и Севастополе, инициированных Украиной».

Однако 15 ноября Bloomberg, ссылаясь на четыре источника, сообщил, что Россия вероятно, согласится продлить зерновое соглашение. Источники издания не уточнили, будет ли Россия стремиться добавить новые условия в обмен на продление соглашения.

Между тем альтернативный наземный железнодорожный путь через Польшу также весьма проблематичен, поскольку перебортовка украинских вагонных колесных пар на европейскую узкую колею занимает неоправданно длительное время и критически повышает финансовые затраты перевозчиков. Таким образом, пока не просматривается альтернативы для морской доставки.

Для Казахстана данная ситуация одновременно таит как экономические возможности, так и вызовы.

В частности, среди позитивных аспектов складывающейся ситуации видятся:

  • рост экспортного потенциала транспортировки казахстанского зерна в Европу, взамен украинских и российских поставок, при условии выработки надежных маршрутов поставок импортерам.
  • новые экономические перспективы увеличения экспорта казахстанской пшеницы в Европу открывают возможность диверсифицировать традиционно сырьевую направленность казахстанской экономики и открывают новые ниши для малого и среднего бизнеса в РК, а также для КТЖ, морпорта Актау и казахстанских транспортных компаний.

Также налицо негативные аспекты сложившейся ситуации, пока не позволяющие РК извлечь из нее должную экономическую выгоду, в т.ч.:

  • еще не проработаны альтернативные маршруты доставки казахстанской пшеницы через Иран или Азербайджан к основным импортерам в Европе; разработка логистики и механизма подобной транспортировки требует тщательной оценки, времени и выделения значительных ресурсов, а также политической воли руководства стран-контрпартнеров вдоль маршрута следования казахстанской пшеницы.
  • отсутствует современная инфраструктура по хранению казахстанского зерна, что не позволяет осуществлять долговременные операции с пшеницей (хранение, распределение, транспортировка до транспортных узлов, зерновых терминалов ж/д депо и др.).
  • отсутствует единая информационная и логистическая сеть внутри РК (операторы рынка, зерновозы, элеваторы и зерновые терминалы).

Берик Мирманов - эксперт Института мировой экономики и политики

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи