Нынешний кризис масштабнее нулевых: казахстанские ОПГ возвращаются в 2008 год - Караван
  • $ 479.38
  • 531.63
+9 °C
Алматы
2024 Год
13 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нынешний кризис масштабнее нулевых: казахстанские ОПГ возвращаются в 2008 год

Нынешний кризис масштабнее нулевых: казахстанские ОПГ возвращаются в 2008 год

Что происходит сейчас с организованными преступными группировками в Казахстане? Об этом рассказал бывший сотрудник МВД.

  • 12 Января 2023
  • 1118
Фото - Caravan.kz

Как ОПГпрожили в кризисном 2008-м, и какие параллели можно провести с нынешним финансовым кризисом, корреспонденту Caravan.kz рассказывает бывший сотрудник МВД Марат Н.

— Как же ОПГ действовали в кризисный 2008-й?

— Начнем с того, что 15 лет назад (в 2008 году) экономическая ситуация во многом походила на нынешнюю. Тогда, чтобы пережить трудный для себя период, лидеры казахстанских ОПГ использовали любую возможность срубить деньжат по-легкому. Они отправили большую часть своих подручных грабить супермаркеты, пункты обмена валюты и автозаправки. Это касается абсолютно всех ОПГ, действовавших на тот период.

Организованные преступные группировки использовали довольно изощренные схемы тайного проникновения в чужой бизнес. К примеру, лидеры одного из ОПГ "Айшуак Жантугел" – бывшие "Четыре брата" — ухитрились даже внедрить в руководство одного из общественных объединений своего человека. И этот внедренный «крот» начал сдавать в аренду помещения, принадлежащие этой организации. Причем использовал нехитрую схему: в отчетных документах отражалась сумма более чем в десять раз ниже рыночной — по 3 доллара за кв. метр. На самом же деле арендаторы платили по 30-40 долларов США за квадратный метр. Разница, естественно, шла прямиком в общак ОПГ.          

Разумеется, ни МВД, ни КНБ не сидели сложа руки, источник дохода ОПГ был перекрыт. Кроме этого финансового потока, были блокированы еще несколько источников нелегального дохода. В итоге из общего оборота организованных преступных группировок был тогда изъят один миллиард 393 миллиона 178 тысяч 200 тенге, что по курсу 2008 года составляло почти 12 млн долларов США. Тогда только нашим подразделением ЮРУБОП было раскрыто свыше 70 тяжких преступлений, при этом 30 из них было организованного характера.

Были задержаны и привлечены к уголовной ответственности десятки граждан, состоящих на оперативном учете, которым раньше удавалось успешно скрываться под личиной крупных бизнесменов и разномастных предпринимателей. Тут следует уточнить, что своего бизнеса у них никогда не было, да они и не собирались его организовывать. Зачем? Ведь весь их доход шел с отнятых у добропорядочных граждан ресторанов, кафе, залов игровых автоматов, саун, СТО, автомоек и т.п. При этом опэгэшники не забывали отчислять часть доходов, определенный процент, в воровскую кассу — «общак».

А когда бизнесмены и предприниматели в связи с кризисом начали испытывать трудности, лидеры ОПГ вынуждены были прибегнуть к старым добрым методам — грабежам и разбоям.

— Что же именно предприняли лидеры ОПГ, чтобы остаться на плаву?

— Лидеры ОПГ тогда не придумали ничего лучше, чем просто отправить своих подручных бойцов на "большую дорогу". Иначе говоря, так называемые "торпеды" – рядовые бойцы ОПГ — стали заниматься грабежами, вымогательствами и даже убийствами.

Разумеется, жертвами бандитов становились не случайные люди. Злоумышленники выбирали своих жертв заранее. В 2008 году, к примеру, в Алматы было куда больше пунктов обмена валют, чем сейчас. И они были лакомым куском для грабителей. Однако сами обменные пункты грабили не так часто – преступники действовали иначе: они отслеживали состоятельных граждан, которые обменивали деньги в обменных пунктах. Иногда работники пунктов обмена валют сами помогали грабителям, сообщая им в случае, если кто-то обменял крупную сумму денег. В этом случае "дежурившие" прямо у обменного пункта "торпеды" садились своей потенциальной жертве на хвост и, подгадав удобный момент, устраивали на относительно безлюдных улочках небольшое ДТП, слегка протаранив автомобиль своей жертвы. Пока двое устраивали перепалку с "денежным мешком", третий сообщник покидал автомобиль, похищал деньги из автомобиля их жертвы и скрывался. В этом случае даже прибывшие на место фальшивого ДТП полицейские ничем не могли помочь жертве злоумышленников. Те рьяно доказывали, что их противник — виновник аварии, а о каких-то деньгах (если пропажа обнаруживалась) они, мол, и слыхом не слыхивали!

В случае если человек деньги держал при себе, его могли избить, или даже убить, а деньги забирали. Сами же "торпеды" просто скрывались с места происшествия на своем, как правило, стареньком и совсем неприметном авто: "Мазде", "Жигулях" или "фольксвагене". Нередко перед тем, как пойти "на дело", машины просто угоняли, а потом бросали.  

Была и другая схема отъема денег у населения, не связанная с обменниками. Кто-нибудь из "опэгешников" устраивался охранником в приглянувшийся их боссам магазин или на СТО. Проработав там некоторое время, порой даже месяц, такой "охранничек" узнавал всю систему охраны, даты прибытия товаров и время сдачи выручки, а потом с легкостью "обносил" объект со своими подельниками, вынося все, что не приколочено.

— А вооруженные налеты они организовывали?   

— Да, не гнушались преступники и вооруженным разбоем. К примеру, если говорить о периоде до и немного после 2008 года, то практически все крупные вооруженные нападения на АЗС, магазины и пункты обмена валюты в Алматы и Алматинской области – были делом рук нескольких ОПГ. Весной 2008 года сотрудниками правоохранительных органов был задержан боец ОПГ "Сайдаховские". Он подозревался в совершении вооруженных разбойных нападений на предпринимателей, а также в налетах на АЗС в Алматинской области. В ходе допроса задержанный признался в убийстве, совершенном им в 2007 году. Он убил женщину, ее тело было обнаружено на 20-м километре левого берега реки Или. Кстати, недалеко от декоративной крепости, выстроенной для съемок художественного фильма «Кочевник». Он также признался, что вместе с подельниками, вооружившись автоматом Калашникова и револьвером «наган», совершил несколько разбойных нападений на АЗС.

 Россиянам на заметку: крепко выражаться в Казахстане станет очень дорого

После него оперативники ЮРУБОП задержали еще одного бойца по кличке Иха. Этот признался в том, что 11 марта 2008 года вместе со своими приятелями участвовал в разбойном нападении на торговый дом в Алматы, расположенный на улице Толе би. По словам задержанного, его сообщники были вооружены травматическим пистолетом «Оса» и револьвером «наган» с шестью патронами. Кроме того, Иха признался и в нападении на экспедитора ТОО, у которого разбойники похитили более 3 млн 200 тысяч тенге.      

 23 мая 2008 года сотрудники Южного РУБОП вышли еще на одного участника дерзкого налета на супермаркет, что расположен на улице Карасай батыра. 20 мая 2008 года около 23 часов двое неизвестных в масках вбежали в супермаркет и, брызнув в лицо кассиру из газового баллончика, похитили более 900 тысяч тенге.

 Во время следствия всплыла одна любопытнейшая деталь.

Оказывается, готовясь к нападению, двое подельников устроились охранниками в этот самый супермаркет. Ознакомившись в деталях с работой магазина, узнав точное время инкассации денежных средств и размер средней выручки за день, один из «кротов» уволился.  А второй, обманув кассира, провел дружков в кассу. Следователь выяснил, что в нападении приняли участие не двое, а четверо бандитов. Все они были задержаны.

Примерно ту же схему использовали два других боевика ОПГ, которые в ночь на 25 мая 2008 года ограбили АЗС, расположенную на автодороге Алматы – Ащибулак – Чапаево. Проникнув внутрь автозаправочной станции, налетчики в масках избили охранника и, пригрозив кассиру пистолетом, отняли у него 663 тысячи тенге. Как оказалось, оба раньше работали на АЗС той же фирмы заправщиками.  Такими способами лидеры ОПГ "Айшуак Жантугел", "Адай" и "Адамбаев-Нуралин" (бывшая "Рыжий Алмаз") пополняли свои кассы, а рядовые бандиты свои карманы. Учитывая, что нынешний кризис имеет куда более серьезные масштабы, чем кризис 2008 года, остается надеяться, что наши органы правопорядка будут и дальше успешно сдерживать криминальную активность преступных сообществ.