Опубликовано: 2900

Не по уставу: грозит ли армии вещевой кризис?

Не по уставу: грозит ли армии вещевой кризис? Фото - Фото пресс-службы министерства обороны РК

Пока министерство индустрии и новых технологий думает, кому же отдать в этом году гособоронзаказ, министерство обороны избрало тактику невмешательства. Между тем это именно его подопечным скоро будет не в чем ходить.

Как военные готовятся к вещевому кризису, нам рассказал заместитель министра обороны РК генерал-майор Бакыт КУРМАНБАЕВ.

- Бакыт Жанузакович, вы ведь в курсе, что из-за юридических коллизий до сих пор не решен вопрос о том, кто будет шить одежду для армии в этом году?

- Конечно в курсе. По имеющейся у нас информации, министерство индустрии и инфраструктурного развития сейчас проводит выбор поставщика вещевой продукции по гособоронзаказу на этот год. При этом само министерство обороны не заключает никаких договоров, но любая задержка сказывается на нас, так как мы являемся основным потребителем оборонзаказа на продукцию легпрома и заинтересованы в своевременном и качественном производстве и обмундирования для военнослужащих. Поэтому я очень надеюсь и верю, что очень скоро все юридические вопросы будут решены.

- Но ведь в этом году у нас состоится Парад по случаю 75-летия Победы. Вы не боитесь, что из-за всех этих проволочек на Парад вам просто не в чем будет идти?

- Да, вы правы. В этом году ожидаются большие мероприятия, посвященные Дню Победы. Но нужно учитывать, что у нас по каждому изделию установлен четкий срок носки. Так, полевая форма выдается на год, повседневная – на два года, зимнее обмундирование и парадная форма выдаются на четыре года. То есть в основной массе наши военнослужащие формой к Параду обеспечены.

Есть определенная номенклатура, которую нам необходимо получить. И, по заверениям сотрудников МИИР, в ближайшее время оборонный заказ будет принят. Ну и мы работаем непосредственно с потенциальными производителями: они в курсе, что нам нужно в первую очередь, находятся, так сказать, на старте и тоже обещают, что успеют все произвести и отшить.

Если поставщик будет определен до конца февраля, то за 50–60 дней, я думаю, мы получим парадную форму.

- А как вы вообще относитесь к сложившейся ситуации? Насколько нормально, что носите форму вы, но, если фабрики не успеют ее поставить к апрелю, без штанов на Парад пойдете тоже вы, а закупом заведует мининдустрии?

- Ну, последние 3–4 года таких проблем у нас не было. Существует единый поставщик, с которым все процессы отработаны. Ну и в целом перечень предприятий, которые способны пошить военную форму, определен чисто рыночными механизмами: далеко не каждое предприятие в Казахстане сможет отшить единовременно несколько тысяч единиц одежды. Так что пул производителей сформирован, и мы с ними знакомы.

- На фабрики наших производителей ездили?

- Лично я объездил все швейные предприятия в 2012–2013  годах, поэтому лично знаком с руководителями флагманов текстильной промышленности, знаю, кто и что может делать.

Курировать эти вопросы в качестве заместителя меня назначили год назад. За этот период я не единожды встречался с руководителями текстильных фабрик и швейных предприятий, правда, не со всеми. С ними встречается также министр обороны. Мы рассказываем им о том, что нам нужно, обсуждаем возможности совершенствования обмундирования, они нам тоже свои предложения вносят. В общем, у нас достаточно хороший рабочий процесс идет.

- То есть вас сотрудничество с консорциумом «Жасампаз» полностью устраивает?

- Если говорить конкретно по качеству продукции, то к отечественным производителям имеются серьезные нарекания. Качество продукции оценивается нами по многим критериям. Кроме основных параметров – прочности, износостойкости, цвета, фасона, учитываются также гигиенические, тактико-технические, эстетические и прочие факторы, влияющие на выполнение военнослужащими своих задач.

Были у нас периодически нарекания по качеству одежды, обуви. Так, например, по итогам зимы 2018 года было много жалоб со стороны военнослужащих и их родителей по зимней форме. Якобы она не соответствует параметрам ветрозащиты, а обувь буквально разваливается на ногах после непродолжительной носки. Мы переговорили с производителем ткани, договорились о том, чтобы усилить этот параметр за счет полиуретанового покрытия. Экспериментальная партия курток с таким покрытием была произведена, сейчас наши военнослужащие ее носят. Если по итогам этого года они дадут высокую оценку такой ткани, значит, постепенно, в течение четырех лет мы перейдем на зимнюю форму с полиуретановым покрытием. Если нет – будем вместе с производителем дорабатывать дальше.

Бывало и так, что одежда или обувь сразу приходили с браком. И механизм действий в такой ситуации отработан. Мы оперативно проводим рекламационную работу, по результатам которой поставщики меняют некачественную продукцию.  И тут я могу сказать, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Наши заводы делают.

- А вы допускаете, что в результате нового тендера армию будут одевать в пошитую в Казахстане одежду, но не из отечественных тканей?

- Я могу с гордостью и уверенностью сказать, что в настоящее время для нашей армии одежда шьется отечественными предприятиями и из отечественного материала.

Но, напоминаю, вопросами закупа занимается мининдустрии. И, если импортные ткани более качественные по своему составу и стоят дешевле, наверное, такой закуп экономически оправдан и целесообразен.

В то же время механизм гособоронзаказа предусматривает в первую очередь рассмотрение возможностей отечественной легкой промышленности. И если копнуть техническую часть, то мы встроили свои потребности в соответствие с теми  материалами, которые нам уже поставляли отечественные производители. И на сегодняшний день в техспецификации четко прописан состав тканей для военной формы. И он немного отличается от состава тканей иностранного производства. Поэтому я думаю, что шить казахстанскую военную форму будут из казахстанских тканей.

 

От редакции. Можно долго спорить о разнице в качестве берцев и гимнастерок, купленных в магазине и выданных солдату, рассуждать о том, как дорого и невыгодно покупать отечественную форму.

Но давайте за всем этим не забывать главного: каким бы плохим ни было свое, а импортное может оказаться не лучше. Сейчас уже доблестные чиновники, наверное, забыли, как однажды из-за некачественной военной одежды у нас чуть не получился международный скандал.

Но Интернет все помнит.

В 2012 году Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко устроил разнос руководителям фабрики «Камволь». Видео того, как Батька отчитывал и их, и чиновников за безответственность, до сих пор популярно в  YouTube.

- В Казахстане «Большевичка». Она брала у вас под госзаказ ткани военным и эмчеэсникам. Вы им пообещали и успешно провалили. И они вам предъявляют претензии. Уже на уровне Президента это вышло. Вот как вы работаете, - обмолвился тогда белорусский лидер.

А был бы поставщик ткани не заграничный, а местный, до вмешательства Президента, глядишь, дело бы не дошло.

Нур-Султан

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи