ЧЕМПИОНАТ КАЗАХСТАНА В… РОССИЙСКОМ ЧЕЛЯБИНСКЕ
– Знаю, что у многих тренер ассоциируется с человеком с секундомером на стадионе, – рассказывает победитель Азиатских игр 1999 года Радик Бикчентаев. – Я же, как государственный тренер, координирую работу наших специалистов на местах, участвую в составлении расписания соревнований, мероприятий по развитию конькобежного спорта в Казахстане.
– Уже несколько лет чемпионаты Казахстана по конькам проводятся в российском Челябинске…
– Сейчас уже частично открыт каток “Медеу” в Алматы. В октябре-декабре 2010 года будет сдан в эксплуатацию крытый каток в Астане… Вкатывание в новый сезон наши конькобежцы, по всей видимости, снова проведут в Европе, а вот чемпионат и Кубок надеемся организовать уже дома. Также на новом катке в Астане планируем провести Кубок Азии.
“Я БЫ НАКРЫЛ “МЕДЕУ” КРЫШЕЙ”
– В море голосов “за” и “против” крытого “Медеу” чью сторону поддерживаете?
– Как человек, болеющий за конькобежный спорт, я бы “Медеу” накрыл крышей. Посмотрите, сейчас все мировые катки крытые. Даже в немецком Инцеле, куда мы в свое время часто ездили на предсезонное вкатывание. Там были аналогичные алматинским условия: горы, снег, воздух, “курортный” каток. Но его сделали крытым, чтобы принимать у себя спортсменов из различных стран. Преимущество же открытого катка – в доступности. На “Медеу” многие приезжают просто покататься на коньках, посмотреть на горы.
– Крытый “Медеу” мог бы принимать международные соревнования…
– Да, ныне крытые катки превосходят открытые по всем параметрам. Раньше на соревнованиях первая пара могла стартовать в хорошую безветренную погоду, а минут через десять начинал валить снег или дуть сильный ветер. Сейчас же соревнования проходят на закрытых катках, все спортсмены – в равных условиях.
– С какими самыми сложными погодными условиями вам приходилось сталкиваться как спортсмену?
– На Азиатских играх в Корее в 1999 году был просто страшный порывистый ветер, который постоянно дул тебе в лицо. Я выиграл тогда дистанцию 5000 м, но бежать было очень, очень тяжело.
“НЕ НУЖНЫ БОЛЬШИЕ СООРУЖЕНИЯ”
– В Темиртау, где вы начинали заниматься коньками, погода тоже не баловала…
– Да, зимы там холодные. Но нас это не останавливало. Мы сами заливали катки, причем вручную, шлангами. Сейчас в регионах, кстати, молодые спортсмены тоже на многое готовы. Но им негде заниматься.
– Как Министерство туризма и спорта решает эту проблему?
– Я уже говорил, что вводятся в строй два катка – в Алматы и в Астане. В остальном надо быть внимательнее местным властям. Строить большие сооружения не нужно. Надо только обратить внимание на местные конькобежные школы, помочь им приобрести заливочную машину-комбайн, залить каток на стадионе. Наш конькобежный спорт питается регионами. Сейчас костяк сборной Казахстана составляют спортсмены из Костаная, Петропавловска…
ТРИ ОЛИМПИАДЫ
– В вашей карьере были сразу три Олимпиады…
– Особенно запомнились отборочные соревнования к моей первой Олимпиаде – в Лиллехаммере 1994 года. Это был чемпионат Казахстана, на котором я выиграл дистанцию 1500 м, стал вторым на 5000 м после Евгения Санарова и был включен в олимпийский состав.
– Как сложились сами Игры-1994?
– Я был еще молодым (21 год. – Прим. авт.), но результат показал очень хороший – 16-е место на 5000 м. Я отобрался на “десятку”, но ее побежал более опытный Санаров.
– К слову, на 10 000 м у вас были не самые лучшие результаты…
– Ну почему же? Мне совсем чуть-чуть не хватило до медали на Азиаде-2003: я занял четвертое место. Хотя “червонец” – не моя дистанция. Там ведь не просто встал и побежал. Надо силы распределить так, чтобы их хватило на последние круги.
ЕМУ ДОВЕРИЛИ ЗНАМЯ
– Имеет значение, с кем бежать в паре?
– Конечно, лучше иметь более сильного соперника.
Пусть он будет на порядок сильнее, ты все равно тянешься за ним. Помню, в Лиллехаммере я бежал 1500 м в паре с будущим олимпийским чемпионом (норвежец Йохан-Олав Косс тогда не только выиграл золотую медаль, но и установил мировой рекорд. – Прим. автора).
– На Олимпиаде в Нагано вы были уже на четыре года старше…
– На тот период пришелся небольшой спад в моей карьере. Тогда наступил переломный момент: в стране было несколько непонятное отношение к спорту, было неясно – стоит дальше заниматься коньками или нет. Не скажу, что Олимпиада стала каким-то проходным соревнованием, но все же… Даже простое попадание на Игры – это уже доказательство того, что ты профессионал. Последней моей Олимпиадой стали Игры в Солт-Лейк-Сити. Там, несмотря на возраст, у меня произошел прорыв. Я и рекорд Казахстана установил, и вообще показал хорошие секунды.
– На той Олимпиаде вы еще были знаменосцем нашей делегации на церемонии открытия Игр-2002…
– Да, это было большой честью для меня. Никаких репетиций, как нести флаг, не было. Мне объявили об этом в Олимпийской деревне незадолго до самой церемонии. Так что я все это время ни о чем не догадывался.
БЕЖАТЬ СТАЛО ЛЕГЧЕ
– На вашу карьеру пришлась революция в конькобежном спорте – появление нового типа коньков, после чего результаты резко пошли вверх. Правда, есть люди, которые считают, что все дело не в новых коньках, а в фармакологии, применяемой в ведущих сборных мира…
– Знаете, я никогда не ставил себе целью узнать, кто выступает честно, а кто пользуется допингом. Но фактом остается то, что результаты действительно выросли. Причем у всех. Даже там, где фармакология не была на таком высоком уровне. А то, что первыми стали бить рекорды немцы с голландцами, так они и раньше всех перешли на новые коньки. В новых коньках в первую очередь изменился характер отталкивания ото льда. Как результат – стало легче бежать.
– Сложно было менять технику?
– Переход был очень смешным. Мы впервые встали на новые коньки на вкатывании перед сезоном в Инцеле. С непривычки теряли равновесие и падали: привыкли ведь к фиксированной пятке. Со стороны выглядело очень забавно, что профессионалы не могли стоять на коньках.
ЖЕНУ НАШЕЛ В… ФУТБОЛЬНОМ КЛУБЕ
– Ваш уход из спорта получился несколько неожиданным. Вы взяли медали на Азиатских играх-2003, а уже следующей зимой завершили карьеру. Настолько велико было недопонимание с тренером сборной?
– Не хотелось бы ворошить прошлое. Может, все это произошло к лучшему. У меня был прогресс в результатах. В 2003 году на Азиатских играх планировали медали у других спортсменов, но я доказал, что еще могу добиваться успеха (серебро Бикчентаева на 5000 м оказалось единственной тогда наградой казахстанских конькобежцев. – Прим. авт.). На тот момент все как-то наслоилось друг на друга: и недопонимание с тренером, и возраст, и финансовая ситуация. Мне пора было уже строить семью, а у меня не было ни квартиры, ни каких-то сбережений. Мне повезло, что адаптация к новой жизни прошла безболезненно. Бывший президент Федерации конькобежного спорта Казахстана Шабанов устроил меня в футбольный клуб “Кайрат” на одну из административных должностей. Так что после коньков я снова оказался в спорте.
– На момент завершения спортивной карьеры вы еще не были женаты?
– Нет. Со своей будущей женой я познакомился в футбольном клубе: она там работала главным бухгалтером. Сейчас у нас трое детей: мальчик и две девочки. Самой младшей – четыре месяца.
СЫН НЕ ХОЧЕТ МЕРЗНУТЬ НА КАТКЕ
– На коньки детей уже поставили?
– Сын больше предпочитает играть в футбол, чем мерзнуть на катке. Девочек поставлю чуть позже, когда в Астане откроют крытый каток.
– Оглядываясь назад, что бы изменили в своей спортивной карьере, появись такая возможность?
– Думаю, что каждый спортсмен мечтает стать чемпионом мира или призером Олимпийских игр. Те результаты, что были у меня в Азии, тоже хорошие достижения. Наверное, менять ничего не стал бы. Просто когда у меня шел спортивный рост, в Казахстане было совсем слабое финансирование, закрывались школы, не было хорошей базы для достижения более высоких результатов.
Сергей РАЙЛЯН, Юрий БЕККЕР (фото)
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Возле аэропорта Алматы снова стали останавливаться автобусы
МРП 2026
МРП, минимальная зарплата и пенсия в 2026 году: что изменится
Землетрясение
Землетрясения могут привести Казахстан к нехватке воды
Бокс
Тайсон решил провести бой в Африке в 59 лет
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане на уборку снега вышли более 3 000 дорожных рабочих и 1 400 единиц спецтехники
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Автомобиль потушили в Шымкенте
Иран
Касым-Жомарт Токаев и президент Ирана Масуд Пезешкиан провели встречу в узком составе
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Алматы за 9 месяцев посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу