Нанесёт ли Россия экологический урон Казахстану, "загрязнив" реки Тобол и Иртыш радиацией, рассказал эколог - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
-2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нанесёт ли Россия экологический урон Казахстану, "загрязнив" реки Тобол и Иртыш радиацией, рассказал эколог

Нанесёт ли Россия экологический урон Казахстану, "загрязнив" реки Тобол и Иртыш радиацией, рассказал эколог

Российский эколог Игорь ШКРАДЮК поделился мнением по поводу возможного радиоактивного загрязнения рек Тобол, Убаган и Иртыш и рассказал, стоит ли казахстанцам переживать по этому поводу.

  • 26 Февраля 2019
  • 1613
Фото - Caravan.kz

 

Недавно на границе России и Казахстана, в Звериноголовском районе Курганской области, прошел митинг, на котором гражданские активисты выступили против разработки урановых месторождений.

По их мнению, добыча урана может загрязнить реку Тобол и привести к экологической катастрофе. Звучали мнения о том, что через 2-3 года жители близлежащих районов будут пить радиоактивную воду.

Учитывая, что Звериноголовский  район граничит с Костанайской областью, корреспондент медиа-портала Caravan.kz связался с российским специалистом-экологом, координатором программы экологизации промышленной деятельности Центра охраны дикой природы РФ (ЦОДП) Игорем ШКРАДЮКОМ, дабы узнать, угрожает ли эта ситуация экологии Казахстана.

Игорь ШКРАДЮК
Игорь ШКРАДЮК. Фото — gorno-altaisk.ru

— Действительно ли проблема настолько серьезна, как её описывают гражданские активисты?

— Ситуация противоречивая. На двух месторождениях в Курганской области – Далматовском и Хохловском – добывают уран способом подземного выщелачивания, и жители там не жалуются. Но из того, что они не жалуются, не следует, что радиоактивного загрязнения нет, нет заболеваемости… В общем, мы об этом не знаем.

Если бы данные «Росатома» были открытыми и в России была открытая достоверная медицинская статистика по заболеваемости, то всё было бы просто. Но мы не можем однозначно утверждать, будет ли экологическая катастрофа в Звериноголовском районе или нет, ведь мы не знаем данных по Далматовскому и Хохловскому месторождениям. Также мы не знаем структуры водоупорного слоя над Добровольным месторождением урана, о котором сейчас идет речь, неизвестно, точно ли он проницаем для воды.

Нет проблем дать данные для оценки геологам, которые бы это сказали, но эти данные принадлежат АО «Далур», и компания не собирается ими делиться.

Поэтому можно сказать, что да, возможен вариант, при котором раствор из месторождения будет просачиваться на поверхность и загрязнять окружающую среду. Но также возможен и вариант, при котором этого происходить не будет.

— Учитывая приближенность месторождений к Казахстану, может ли наша республика сделать соответствующий запрос?

— В 1991 году в финском городе Эспоо была конференция, принявшая Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Тогда Советский Союз её подписал, а Россия, как правопреемник СССР, считается подписантом конвенции. Но в конечном итоге Государственная дума РФ её так и не ратифицировала. В то же время мажилис Республики Казахстан ещё в 2000 году принял закон о присоединении к этой конвенции. Получается, что Казахстан взял на себя добровольное обязательство информировать сопредельные страны о потенциально экологически опасных проектах. Но вот российские организации не считают себя обязанными предоставлять соседним государствам информацию о проектах, которые могут оказать воздействие на окружающую среду.

Поэтому мы не обладаем достаточным количеством достоверной информации, чтобы судить о том, насколько опасен проект по добыче урана и редких металлов в Звериноголовском районе.

— Если говорить о загрязнении рек Тобол и Иртыш, то правильно ли понимать, что для Казахстана нет никакой угрозы, учитывая направление течения обеих рек из Казахстана в Россию?

— В общем-то, да.

— Могут ли радиоактивные загрязнения попасть на территорию Казахстана другими путями?

— Можно рассмотреть ситуацию большого паводка и сильного северного ветра. В результате разлившийся Тобол и река Убаган пойдут в обратном направлении, в сторону границы Казахстана. Но стоит понимать, что такие чрезвычайные обстоятельства происходят крайне редко. Плюс здесь происходит сочетание сразу нескольких сильно маловероятных событий.

Сейчас у меня нет ни геологических, ни гидрологических, ни метеорологических данных, чтобы оценивать вероятность такого сочетания событий. Я надеюсь, что в 21-м веке подобных событий ждать не стоит. "Экологическая катастрофа" на границе с Казахстаном: как Тобол и Иртыш могут быть отравлены радиацией — СМИ

— Есть ли у общественности возможность добиться запрета на разработку урановых месторождений или же она начнется этой осенью в соответствии с планами?

— Разговоры о разработке этих месторождений ведутся ещё с советских времен, но за 29 лет она так и не началась.

Если же действительно начнутся проблемы и растворимые соли урана попадут в реку Тобол, то пострадают все, кто берет воду вниз по течению, вплоть до города Тобольска и дальше по Иртышу и Оби. И если пострадавшие люди подадут иски к АО «Далур» и его собственникам, то им мало не покажется. А внимание к этой теме такое, что если что-то произойдет, то люди сразу поймут, что дело в месторождении Звериноголовского района.

Хочу подчеркнуть, что традиционная закрытость «Росатома» не дает возможности независимым специалистам тщательно взвесить возможные последствия разработки этого месторождения. А то, что Россия не ратифицировала конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, тоже создает некоторые проблемы. Например, Республика Казахстан может обратиться к РФ с просьбой предоставить информацию об этом проекте, а вот Россия не берет на себя обязательств по предоставлению информации.

— С чем может быть связана позиция России в этом отношении?

— Последние 20 лет в России усиливается общая секретность, в частности, секретность в отношении сведений о состоянии окружающей среды и здоровья населения. Вместо того чтобы решать проблему, здесь пытаются её всячески умалчивать. Государственная власть идет на поводу у социально безответственного бизнеса. И это печально.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта