На реконструкцию дороги потратили более 180 млрд тенге и она "потеряла несущую способность": в прокуратуре ответили, почему Талгарская трасса закрыта - Караван
  • $ 485.11
  • 523.82
+5 °C
Алматы
2024 Год
28 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
На реконструкцию дороги потратили более 180 млрд тенге и она "потеряла несущую способность": в прокуратуре ответили, почему Талгарская трасса закрыта

На реконструкцию дороги потратили более 180 млрд тенге и она "потеряла несущую способность": в прокуратуре ответили, почему Талгарская трасса закрыта

Не получив ответа на запрос от акимата Алматинской области, редакция Caravan.kz направила обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой инициировать проверку по факту блокировки дороги.

  • 17 Июня
  • 26197
Фото - Caravan.kz

Напомним, что в марте и апреле текущего года эта дорога республиканского значения была полностью заблокирована. Несмотря на то, что Талгарская трасса имеет хорошее дорожное покрытие, по неясной причине в нескольких местах ее завалили грудами бутовых камней. Проезд был перекрыт каменными навалами в районе пос Маловодного (между пос Маловодное и Каракемер), подобные груды камней также обнаружены возле поселков Аймен и Есик.

Эта дорога хорошо известна туристам, по ней удобно добираться в Тургеньское ущелье. Талгарская трасса идет параллельно Кульджинке и очень сильно ее разгружает, так как проходит через многие поселки. Вдоль этой дороги раскинулись виноградники, сельхозполя, рядом с ней также расположены три карьера (два карьера для добычи глины и один — для добычи строительного камня). Таким образом, блокировка Талгарской трассы нарушила законные интересы субъектов частного предпринимательства, интересы общества и государства. Грудами камней Талгарскую трассу сделали нефункциональной и для грузовых, и для легковых машин. На строительство этой автодороги потрачены миллионы бюджетных средств.

Это прямое нарушение прав и свобод граждан, интересов общества и государства. Не получив ответа на наш запрос от акимата Алматинской области, мы направили обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой инициировать проверку и наконец получили ответ.

«Действительно, в период c 14 марта 2024 года по 15 апреля 2024 года часть Приканальной дороги с 25 километра по 124 километр была закрыта ввиду потерь несущей способности. При этом потеря несущей способности касалось определённых участков дорог (25 километр, мост через реку Талгар, и 54 километр, мост через реку Тургень).

3 апреля 2024 года прокуратурой Енбекшиказахского района направлено письмо для восстановления движения транспортных средств по Приканальной дороге. В настоящее время движение транспортных средств восстановлено, кроме 25 и 54 километра (то есть на 25 и 54 километре движение транспортных средств закрыто).

Справочно: на мостах через реки Талгар и Тургень (25 и 54 километр) запланированы ремонтные работы», — указано в письме за подписью прокурора Енбекшиказахского района Ерлана Омарбаева.

О какой потере несущей способности идет речь? Как мы отметили, дорожное покрытие было хорошим, даже очень. Скорее всего, дорожные конструкции не рассчитаны на пропуск тяжелых грузовиков, поэтому на дороге сделали сезонные ограничения движения. Возникает вопрос: кто так строит? В 2023 году на реконструкцию трассы Алматы — Талгар — Байдибек Би планировали выделить 33 млрд тенге, а в течение последующих трёх лет — более 150 млрд. И при всех этих колоссальных расходах дорожное полотно не рассчитано на грузовой транспорт?

Почему движение заблокировали таким варварским способом? Обычно ограничения движения не делаются одним днем. Для этого проводятся испытания дорожного полотна, сроки действия ограничения озвучиваются в СМИ, разрабатываются схемы движения, согласовываются с дорожной полицией. При этом ограничение движения, как правило, не распространяется на автомобили, перевозящие продукты питания и медицинские препараты, а также на пожарные машины и скорой помощи.

По факту Талгарскую трассу просто завалили камнями. В случае пожара или экстренного вызова медиков ни одна машина бы просто не проехала. Двигаться по объездной дороге, где скорость 20 км в час, в таких ситуациях нереально. А если бы погибли люди, кто бы за это ответил?

Есть еще один вопрос: если запланированы работы на мостах через реки Талгар и Тургень, то когда они начнутся? А когда закончатся? Имели ли право чиновники блокировать дорогу настолько заблаговременно?

Похоже, что местные власти просто ждут нужного момента. А именно — принятия поправок в Правила прекращения или временного ограничения движения транспортных средств по дорогам

В проекте документа говорится, что в летний период ограничения вводятся с 1 июня по 15 августа с 11.00 до 21.00 при температуре воздуха выше 25°С в следующих областях: Абай, Акмолинская область, Актюбинская область, Восточно-Казахстанская область, Западно-Казахстанская область, Карагандинская область, Костанайская область, Павлодарская область, Северо-Казахстанская область.

С 1 июня по 31 августа с 10.00 до 22.00 при температуре воздуха выше 25°С — в следующих областях: Алматинская область, Атырауская область, Жамбылская область, область Жетісу, Кызылординская область, Мангистауская область, Туркестанская область, область Ұлытау.

Для большегрузов с нагрузкой на одиночную ось свыше 9 тонн летом в дневное время при температуре воздуха выше 25°С ограничат движение на дорогах республиканского значения с щебеночно-мастичным асфальтобетонным покрытием.

Интересно, кто-нибудь считал, какой ущерб принесут экономике эти временные ограничения? Сложно представить, что грузовик с арбузами будет простаивать в ожидании температуры 25 градусов. А строительные компании будут получать бутовый камень только по осени после дождя.

Могут пострадать и промышленность, и сельское хозяйство, и торговля. Зато дороги останутся целыми.

Но главное, что в проекте закона есть важное дополнение. Ограничения не распространяются на автотранспортные средства, осуществляющие: международные перевозки грузов и пассажиров в соответствии с международными соглашениями; мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; перевозку скоропортящихся продуктов питания; перевозку пассажиров и багажа; перевозку опасных грузов; дорожно-строительные работы, на участках, переданных подрядным организациям для проведения работ по реконструкции; перевозку вооруженных сил, других войск и воинских формирований, а также осуществляющие воинские перевозки.

А значит, навалы камней на Талгарской трассе придется убирать.