Опубликовано: 4500

Многомиллиардные потери бюджетных средств: из-за каких министерств Казахстан работает себе в убыток

Многомиллиардные потери бюджетных средств: из-за каких министерств Казахстан работает себе в убыток Фото - из открытых источников

В каких министерствах и государственных органах Республики Казахстан наиболее небрежно относятся к освоению бюджетных средств? 

Накануне Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета опубликовал итоговый отчет за 2017 год, где ведомство предоставило информацию о проведении проверок использования бюджета в государственных учреждениях.

Например, стало известно, что государство работает чуть ли не в убыток, так как наши доходы составляют  9 691 789 143 тысячи тенге, а затраты – 10 677 506 431 тысячу тенге.

В отчете большое внимание уделено мониторингу выполнения государственных программ, но помимо этого проведен аудит и по отдельным министерствам.

В начале этого года на нашем медиа-портале выходил материал под названием «Кем и как "сливаются" миллиарды тенге из государственного бюджета», где по результатам квартального отчета были рассмотрены многомиллиардные нарушения министерства труда и социальной защиты населения, аэрокосмического комитета и т. д.

Эти ведомства попали и в итоговый отчет за 2017 год, но добавилось и много нового. Корреспондент медиа-портала Caravan.kz изучил документ и нашел в нем ещё больше информации о нерациональном использовании средств в крупнейших государственных учреждениях. Ниже представлены выдержки о самых значительных нарушениях в министерствах Казахстана.

Министерство культуры и спорта

Реализация стратегических целей и индикаторов предусмотрена в рамках 19 бюджетных программ с объемом средств в сумме 111 117,4 миллиона тенге. В отчетном периоде запланировано выполнение 34 показателей конечных и 106 прямых результатов.

При освоении выделенных бюджетных средств (110 670, 7 миллиона тенге) на 99,6 процента не достигнуты 40 процентов целей и 4,5 процента целевых индикаторов.

Спорт

Республиканская база лыжного спорта в Щучинске строится с 2005 года, из-за плохого планирования и несвоевременного согласовывания строительства по международным стандартам сроки строительства затягиваются. На данный момент стоимость строительства увеличена на 29 184,8 миллиона тенге от первоначальной.  Строительство первой очереди базы уже завершено, а вот вторую очередь планируют достроить только к концу этого года.

Республиканская база олимпийской подготовки в Алматинской области строится с 2004 года, её сметная стоимость постоянно увеличивалась и на данный момент достигла 37 372,9 миллиона тенге. При этом готовится корректировка документации в сторону очередного увеличения стоимости. Базу планируют завершить в 2019 году.

Центр олимпийской подготовки в Астане начали возводить в 2008 году, на тот момент сметная стоимость составляла 34 040 миллионов тенге. Сейчас объект построен на 30 процентов, в 2015 году строительство было остановлено. В отношении представителей министерства и должностных лиц подрядной организации возбуждены уголовные дела, по которым имеются судебные решения. Иск комитета спорта по поводу восстановления бюджетных средств удовлетворен в полном объеме в сумме 2,4 миллиарда тенге.

Культура

Как оказалось, затраты на производство фильмов АО «Казахфильм» рассчитывают «прогнозно в произвольной форме», а вот остатки средств после съемок и вовсе никак не отслеживаются и пропадают в никуда. В 2017 году из республиканского бюджета на эти цели выделено 8 090,8 миллиона тенге.

Помимо этого, в перечень объектов, подлежащих ремонтно-реставрационным и восстановительным работам в 2017 году, не включены памятники истории и культуры, состояние которых признано аварийным (к примеру, Башня Кутебара, XIX век, Кызылординская область; Мавзолей ходжи Талига, XII-XVIII век, ЮКО; комплекс Баба-Ата, конец XIX века, ЮКО). В то же время включена мечеть Ногая Ишана, XIX век, ЮКО, состояние которого определено удовлетворительным.

По итогам проведенного аудита установлены факты финансовых нарушений на сумму 27,1 миллиарда тенге, 128 нарушений процедурного характера, 7 системных проблем, неэффективное планирование и использование средств на сумму 10,2 миллиарда тенге

Министерство финансов

Средства, выделенные министерству для реализации поставленных задач, были реализованы на 99,9 процента (4 190 424,9 миллиона тенге), но 40 процентов целей не были достигнуты в полном объеме, так же как и 17,2 процента целевых индикаторов.

Также министерство финансов выделило 1,6 миллиарда тенге Павлодарской области для погашения штрафов и пени, а после - 1,3 миллиарда тенге в части оплаты обязательств. И это было сделано несмотря на то, что на балансе местных бюджетов области имелись деньги. В конечном итоге плановые показатели, на которые выделялись средства, не были достигнуты в полной мере.

470,6 миллиона тенге потеряны при проведении некачественно организованного мониторинга реализации Программы оздоровления.

4,9 миллиарда тенге не вернулись в бюджет после того, как министерство финансов приняло необоснованное решение о досрочном выходе одного АО из программы без возврата полученных субсидий.

3,9 миллиарда тенге косвенно потеряны при выделении субсидий двум ТОО, которые просрочили все возможные сроки по возвращению кредитов, но при этом оставались участниками Программы оздоровления.

Помимо этого, министерство финансов дало добро на использование 94 миллиардов тенге из резерва правительства для реализации целей, носящих плановый характер. Так, например, на 19 миллиардов тенге был пополнен уставной капитал TOO «Астана LRT», хотя проект не имел непредвиденных проблем и неотложных задач. Его реализация была начата ещё в 2011 году и до сих пор не закончена.

Как заключает Счетный комитет, такая практика может продолжиться, а это противоречит самой сути использования резерва правительства страны.

Министерство сельского хозяйства

При освоении выделенных бюджетных средств (235 218 миллионов тенге) на 99,2 процента не достигнуты 75 процентв целей и 9 процентов целевых индикаторов. По мнению аудиторов, это свидетельствует о неэффективном планировании и исполнении бюджета.

Например, введено в эксплуатацию 9, а не 11 водохозяйственных объектов. Из-за поздней поставки оборудования не проведена реконструкция плотинного гидроузла на реке Кусак в ВКО. А также из-за несоблюдения подрядчиком графика работы не проведена реконструкция Левобережного магистрального канала в Кызылодинской области.

В результате численность населения, обеспеченного подачей горячей воды, была уменьшена с 291,8 до 230 тысяч человек, а объемы финансирования при этом росли.

Также было обработано всего 12,9 тысячи гектаров вместо 16 тысяч гектаров очагов вредителей и болезней леса.

Помимо этого, на посевное качество было проверено 162,5 тысячи килограмм семян вместо 180 тысяч.

Аппарат Высшего судебного совета

В деятельности ведомства не замечено многомиллиардных нарушений, но Счетный комитет обнаружил один интересный факт.

В 2016 году количество компьютерной и офисной техники в ведомстве составляло 46 единиц. В 2017 году это число искусственно занизили до 23 единиц, что в дальнейшем позволило «перевыполнить» план почти в два раза, увеличив число техники до 52.

Зачем это было сделано – непонятно.

Итог

Естественно, выше названа лишь малая часть нарушений, так как охватить весь масштаб трагедии в одном материале невозможно. Но в целом представить более полную картину поможет выжимка из презентации отчета.

- Объем средств, охваченных аудитом, составил 11 трлн. тенге на 315 объектах. Сумма финансовых нарушений составила 320 млрд. тенге, из них 264 млрд. тенге связаны с несоблюдением порядка ведения бухгалтерского учета. Установлены неэффективное использование бюджетных средств и активов государства на сумму 153 млрд. тенге, неэффективное планирование – на 230 млрд. тенге, нарушения актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для реализации норм законодательства Республики Казахстан, – на 7 млрд. тенге, 3 535 нарушений процедурного характера, - рассказали в ведомстве на презентации итогового отчета за 2017 год.

К сожалению, из 320 миллиардов тенге, подлежащих восстановлению, возмещено лишь 277 миллиардов.

К административной ответственности были привлечены 149 должностных и 45 юридических лиц, к дисциплинарной – 233 должностных лица. В правоохранительные органы передано 39 материалов государственного аудита.Также по результатам проверок к уголовной ответственности были привлечены четыре человека.

Приговором суда города Кызылорды от 12 сентября 2017 года директор ТОО «Бақ-жай» Р.Ш. Жунисов и бывший начальник отдела управления архитектуры, строительства и градостроительства области К.Е. Искаков осуждены к 2 годам ограничения свободы за оплату так и не поставленного медицинского оборудования на сумму 269,3 миллиона тенге при строительстве поликлиники в поселке Жанакорган.

Приговором Актауского городского суда от 15 августа 2017 года бывший руководитель управления сельского хозяйства области Б. Ерсайынулы был осужден к 6 годам ограничения свободы и штрафу, а бывший директор ГКП «Мангистауская областная система водоснабжения» А.Б. Бозбанов – к 5 годам ограничения свободы. Свои сроки они получили за перечисление управлением сельского хозяйства субсидий субъектам агропромышленного комплекса на общую сумму 49,7 миллиона тенге.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи