... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

Мистер «Вдруг»

22.11.2023

О бывшем топ-менеджере госсектора и несостоявшемся топ-менеджере оппозиции Нуржане Альтаеве вновь заговорили.

В принципе, он и до этого появлялся в информационном поле лишь благодаря своим выходкам, начиная с того, когда находился на вторых ролях в правительстве, пытался засветиться в «Атамекене» и получив значок депутата от правящей партии. Это, не говоря уже о том, когда он «ушел в оппозицию». Мы сегодня не станем разбирать его уголовное дело – нужно изучить материалы уголовного дела, выслушать аргументы защиты и дождаться окончательного вердикта. Но заметим, что о человеке можно судить не только по статьям УК РК, но и по делам, которые он делает. Или не делает.

Ваш выход. Или вход?

Итак, в Астане вынесен приговор Нуржану Альтаеву. Ему дали 10 лет за систематическое взятничество – подчеркнем, по версии обвинения. Не будем пока (пока приговор не вступил в законную силу) утверждать, что так и было и, тем более, говорить об его невиновности (чиновник, живущий на одну зарплату?), но обратим внимание на некоторые вещи, которые не хотят или не могут замечать его защитники. Не закрывайте эту страницу – просто прочитайте, поразмыслите и относитесь объективно.

Мы не будем уподобляться различным анонимным ресурсам, которые «мочат оппозицию», особо не задумываясь над тем, что в большей мере работают на повышение имиджа своих «героев». Точно также не станем копать глубоко в биографию и «трудовую деятельность» Нуржана Бауыржановича, хотя, заметим, возможно именно там кроются ответы на логичные вопросы, которые до сих пор мучают здравомыслящую часть общества. Ведь, действительно, странно, как это молодой и амбициозный «продукт системы» вдруг (вообще, это наречие очень хорошо определяет нашего героя – некий Мистер «Вдруг») стал ее, системы, оппонентом? Но «порвал» так, чтобы ниточки остались – ведь, заметим, он не был замечен в том, чтобы подвергать конструктивной и обоснованной критике то, откуда он вышел, где сидел на значимых должностях.

Его связывали с Тимуром Кулибаевым, Нурланом Нигматулиным и другими влиятельными людьми. Не будем (опять-таки, пока) подтверждать и тем более опровергать эти версии – пусть существуют. Но при этом замечено, что он, еще гуляя на свободе, так и не смог достаточно обоснованно опровергнуть ни одну из них. Вполне даже можно предположить, что с каких-то пор Альтаев стал самостоятельной фигурой, но, учитывая наши реалии, это практически невозможно. В любом случае, лучше просто взглянуть на то, каков он есть сам по себе, не привязывая к каким-либо кланам, элитам или их представителям.

Мы хоть и обещали не копаться в его биографии, но все же начнем с того, как фигура мажилисмена Нуржана Альтаева оказалась среди разношерстной гражданско-активистской публики в Киеве – на приеме у Михаила Саакашвили. Об этом турне можно говорить и писать много, но заметим, что он среди казахских гостей украино-грузинского оппозиционера выделялся сильно. Более того, именно его присутствие в этой тусовке даже у оптимистично настроенных казахстанцев, пожелавших увидеть в проекте «в Киев на три дня» намек на пробуждение гражданского общества, вызвало крайнее недоверие. Заявление же о том, что он намерен создать свою партию (за что он, по сути, и был исключен из тогдашнего «Нур-Отана»), лишь утвердило эти сомнения. Только странно, что многие из тех, кто тогда особо не верил в искренность Нуржана Бауыржановича и считал его «проектом власти» (скорее, определенных ее представителей или олигархов), потом по каким-то причинам передумали без веских на то причин. А ведь он с тех пор не изменился, не перезагрузился и не клонировался – это все тот же Альтаев, который сейчас заявляет о том, что «белый и пушистый».

Объединить не объединяемое

То же самое можно сказать о том, как в марте 2021 года новоявленный оппозиционер решил собрать оппозиционеров старых, а вместе с ними и всех других желающих. Намерение это было, может быть, достойное похвалы и даже благородное, но со стороны выглядело, мягко говоря, наивным, если не провокационным. Ведь в последний раз оппозиции более-менее удалось отбросить амбиции и объединиться в далеком 2005 году – для поддержки «единого кандидата» Жармахана Туякбая. К Жармахану Айтбаевичу, как к таковому, можно относиться по-разному, но Нуржан Бауыржанович явно не тянул на него. Более того, им двигали именно амбиции, от которых надо избавляться, чтобы сесть за один стол с теми, кто еще недавно был по ту сторону политических баррикад. Это если не принимать версию о том, что кроме амбиций Альтаевым двигало что-то еще, а точнее – кто-то еще. Ведь эту встречу он организовал, арендовав большое помещение в фешенебельном столичном отеле. Кстати, в то время свирепствовал COVID-19 (как и во время поездки в Киев), но у амбициозного собирателя оппозиционеров и активистов это как-то получилось. Впрочем, тогда мало кто пришел, а если кто и присоединился очно или онлайн, то в большей степени только посмотреть, чем принять активное участие – скучно же при карантине, а тут какое-никакое развлечение, невиданное с выборов 2019 года (между прочим, они тоже не смогли объединить демократические силы).

Но перенесемся ближе к нашим временам, к тому, что еще в памяти, а не надо искать при помощи «Гугла» и сомнительных ресурсов (там одни поливают грязью Альтаева, а другие делают из него героя, некоего Нельсона Манделу). В общем, есть один факт, который может попросту поставить крест на имидже Альтаева, как поборника справедливости, ратующего за «честные выборы». В прошлом году он самолично решил выдвинуть свою кандидатуру в президентских гонках. Всецело это приветствуем, учитывая конституционное право гражданина РК на это, и даже отметим, что эта кампания выглядела бы более интересно, если бы у него получилось по-честному зарегистрироваться. Именно - по-честному. Но у него не только не получилось, но он при этом стал обвинять всех подряд в своем провале. В чем он заключался?

В президенты я б пошел…

В начале сентября 2022 года Нуржан Альтаев вместе с другими «представителями демократической общественности» устроили сходку в гостинице «Казахстан» (да, именно там, где организовал свою штаб-квартиру «Дикий Арман», но ни у кого из представителей демсил подобных ассоциаций не возникло почему-то). Это было более удачное мероприятие, по сравнению с тем, что было (точнее – не было) за полтора года до этого в Астане. У всех, по всей видимости, накопилось много нерастраченной политической энергии, что и понятно, поэтому встреча была бурной и даже многообещающей. Там старая и слегка обновленная оппозиция решала, идти ли на выборы, а если и идти, то как и кого выдвигать. Как и следовало ожидать, общего решения принято не было, но договорились о том, чтобы согласовывать все действия. Встреча, судя по всему, была бурной – сказывался выплеск нерастраченной политической энергии, но, забегая вперед, скажем, что вся она ушла в гудок.

Впрочем, мы не об этом и не о них. Альтаев, судя по всему, понял произошедшее по-своему, в выгодном для себя свете, и решил, что другие его поддержат. В общем, он почему-то решил, что если никто из собравшихся не выдвигается сам и коллектив не предлагает кого-то точечно, то это дает ему право взять инициативу в свои руки. Мы не знаем, что там происходило внутри, но по отдельным публикациям отдельных активистов в соцсетях, стало понятно, что большинство из участников сходки решило бойкотировать выборы, обидевшись, что им не дали время подготовиться и не переделали выборное законодательство.

Но Альтаев был полон сил и маниакального желания пойти по дорожке Амиржана Косанова (в хорошем понимании). Начал судорожно искать, кто бы мог его выдвинуть. Судя по всему, у него изначально были договоренности с каким-то конкретным Общественным объединением, которое подходило по всем параметрам, но там, скорее всего, его «отбрили». Исходя из того, что скандалить по этому поводу он не стал, обвиняя в срыве договоренности и работе на режим, вина в разрыве в большей мере была на нем самом. Были и другие варианты, которые отпадали один за другим – видимо, все поняли (или интуиция подсказала), что с ним лучше не связываться, и даже если ранее были какие-то устные договоренности, то они их поспешили обнулить. И правильно сделали – ведь для нормальных общественников, в отличие от кандидата в кандидаты Альтаева, репутация превыше любых амбиций. Даже президентских.

И тогда, когда время уходило, он пошел на открытый обман. Мы не будем здесь расписывать историю с ОО «Мұқалмас» – в ней слишком все ясно, чтобы доказывать то, что Альтаев и кое-какие представители этого НПО, возможно, пошли на фальсификации документов о выдвижении кандидата. К слову, странно, что его не привлекли за мошенничество – между нами говоря, это было бы логично, но, по всей видимости, люди там занимаются делом, а не политическими интригами, а заявления Альтаева, что его намеренно вышвырнули с президентской гонки (подлог документов все же был выявлен и доказан) могли помешать дальнейшей работе. Между прочим, Нуржан Бауыржанович вдруг очень быстро об этом забыл, не настаивая на своей правоте, не пройдя по всем судебным инстанциям и так далее. Значит, подлог все-таки был. Логично же?

Тут есть и другой аспект. Изначальное подозрение могло вызвать только то, что выдвигаться Альтаев стал через НПО, главной целью которого является наблюдение за выборами. Независимое наблюдение, нужно отметить! Другими словами, если бы даже эта организация и выдвинула Нуржана Бауыржановича кандидатом в президенты, то она по всем канонам морали и демократии (не говоря уже о законе) не могла бы считаться независимой, а «мукалмасовцы», соответственно, не могли бы называться «независимыми наблюдателями». Причем, не только на тех выборах, но и на всех последующих. То есть, получается, что господин Альтаев заведомо пошел на то, чтобы подставить «Мұқалмас», использовать его для своих целей.

Защита нападением

Что касается выборов в Мажилис, то там одни вопросы. В первую очередь странным было то, что Альтаев вдруг стал баллотироваться в глубинке Туркестанской области, где его никто не знает, позабыли, а если и знает, то с не очень хорошей стороны. Можно было бы объяснять это тем, что он не хотел бороться со своими единомышленники в Астане или Алматы, создавая и без того излишнюю конкуренцию. Если это так, то можно только похвалить. Но вряд ли он такой благородный. Интересно, что его предвыборная кампания практически не освещалась в прессе, даже в местной, как это делали другие хайпо-кандидаты. И тут опять-таки дело не в том, что он лучше «шураевых», «тайжанов» или «егеубаевых», а просто ему было, что скрывать. Да и следует признать, что он хорошо понимал, что победа ему не светит даже на втором месте. Более того, формула «Главное не победа, а участие» в его случае уж никак не подходит.

Для Альтаева это было неким очередным формальным этапом в «политической деятельности», очередным хайпом за немалые деньги, а заодно и удовлетворение амбиций. Если, опять-таки, исключить то, что он все-таки на кого-то и зачем-то работал. Или отрабатывал. Но кроме всего прочего, все эти амбиции, странное маниакальное желание выглядеть оппозиционером (именно выглядеть, а не стать им) и все прочие проявления, свидетелями которых мы стали за последние год-полтора, это ничто иное, как метод защиты. Ведь никто не станет спорить, что любое уголовное преследование, в том числе и получение взятки в особо крупном размере, очень легко обосновать одним «веским аргументом» – мол, дело политически мотивировано, а сам подсудимый (в случае с Альтаевым – уже осужденный) является жертвой заказа. Тоже политического. Удобно, не правда ли? 


Иллюстрации: wikimedia