... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

Министру водных ресурсов и ирригации предстоит совершить семь подвигов, на которые за 20 лет не сподобились десять министерств

11.09.2023

Фермеры шести районов Жамбылской области пострадали этим летом от нехватки воды. Два министра, так или иначе причастные к этой беде, 4 сентября лишились своих кресел: экологии и природных ресурсов – Зульфия Сулейменова и сельского хозяйства – Ербол Карашукеев.

К новым назначениям и внезапным отставкам наши чиновники привыкли: иногда в их работе после летнего отпуска сразу начинается зима. А потом опять осень. Но кто-то и как-то должен ответить за то, что одни крестьяне потеряли по разным оценкам от 45 до 55 % урожая, а другие - почти весь?

Дальше – смешнее и трагичнее.

Минсельхоз и министерство экологии отвечали за ирригацию, орошение, строительство водохранилищ. Что сделано? Судя по официальной статистике - меньше ожидаемого. Когда в 2021 году засуха поразила многие области страны, это не стало уроком для министров? Вот и полетели кочаны голов.

У кого стакан был наполовину полон?

Экс-министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев указом президента 5 сентября назначен акимом пострадавшей Жамбылской области. Фейсбук тут же отреагировал комментариями: «Раньше он видел все проблемы на бумаге – теперь придется лезть во все овраги». «Командовать из Астаны – одно. Командовать в Таразе – другое». «Как он будет оправдываться перед местными сельхозпроизводителями»?

Справка «Каравана»

Ербол Шыракпаевич до прихода в минсельхоз имел отношение к сельскому хозяйству. Трудился управляющим директором и председателем нацхолдинга «КазАгро». Так что знает, чем пахнут руки животновода и хлебороба.

Как ему сейчас решать проблему обводнения пастбищ и посевов в Жамбылской области – тот еще квест. Похоже, придется сначала поколесить по всем каналам и водохранилищам. Разобраться - кто накосячил, с кого спустить три шкуры, кого поддержать.

По мнению гидроинженера Сапара Махтумова, без поддержки сверху Карашукееву не разобраться: «Какие-то каналы и водохранилища там в частных руках. Воду могут перекрыть когда угодно и кому угодно. Но «своим» всегда дают».

А теперь - не смеяться! Министром новообразованного министерства водных ресурсов и ирригации назначили экс-акима Жамбылской области Нуржана Нуржигитова. Человеку, который не справился с водными проблемами региона, теперь поручено решать их в масштабах страны!

Справка «Каравана»

Нуржан Молдиярович тоже имел отношение к сельскому хозяйству. Трудился главным специалистом отдела в Жуалынском районе. Потом, внимание! – руководителем управления госслужбы и профилактики коррупции департамента Агентства по противодействию коррупции по Жамбылской области. Позже командовал управлением природных ресурсов областного акимата.

То есть знает не только все водные проблемы, но и все коррупционные схемы. Ну и в каком месте вода регулярно дырочку находит. То есть выяснить, кто виноват в том, что фермеры региона остались без воды – полбеды. Сейчас у г-на Нуржигитова есть все шансы разобраться, кто больше виноват: минсельхоз, минэкологии, компания «Казводхоз» или кто-то еще?

Понятно, что оба переназначенца, ознакомившись с девятым валом накопившихся проблем и нерешенных вопросов, прежде всего потребуют денег. Без дополнительных вливаний из бюджета страны вряд ли удастся выправить ситуацию.

Самое интересное: будут Ербол Шыракпаевич и Нуржан Молдиярович валить все косяки друг на друга? Или совместно решать проблемы, которые сами же и породили? Интрига же?

Если честно, обоим досталось непраздничное наследство. Потому что исправлять ошибки предшественников придется в пожарном порядке.

Из этой воды никто сухим не выйдет?

В начале прошлой недели Нуржана Нуржигитова вызвали на ковер в Акорду. Президент Токаев поручил новоиспеченному министру «наладить взаимодействие со странами Центральной Азии по вопросам управления водными ресурсами… Модернизировать водохозяйственную инфраструктуру, оцифровать водоучет и распределение воды». А еще побыстрее принять новый Водный кодекс, чтобы прекратить нерациональное потребление воды и заняться проблемой «высокого износа гидротехнических сооружений». А дальше самое «невкусное» – «завершить работу по воссозданию Национальной гидрогеологической службы и трансформации подведомственных организаций».

То есть совершить семь подвигов, на которые за 15-20 лет не сподобились 8-10 министерств?

На следующий день в правительстве судили-рядили: как модернизировать дренажные и ирригационные системы в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Туркестанской областях, пострадавших от нехватки влаги. Пока определили одну цифру – это предстоит сделать на площади более 105 тысяч гектаров.

"На чью мельницу льют воду в Казводхозе?": в госкорпорации уверяют, что не виноваты в гибели урожая от засухи

Сколько это будет стоить, в какие сроки это можно будет претворить в жизнь – не сказано. В том заседании, кстати, приняли участие представители Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, руководители центральных госорганов, нацпалаты предпринимателей, нацкомпании «Казахстан темiр жолы» и фонда «Самрук-Казына». Очевидно, всем участникам этой встречи придется пошире распахнуть кошельки.

Справка «Каравана»

По мнению гидроинженера Сапара Махтумова, «Казахстан еще в начале нулевых годов мог внедрить израильские, иранские, турецкие системы орошения, «капельницы». Что-то где-то удалось сделать. Но региональные инициативы быстро заглохли. А в министерствах, видимо, решили, что это головная боль самих фермеров и местных властей. Сегодня мы пожинаем урожай проблем. Если бы тогда удалось все сделать по уму – эти вопросы не возникли бы».

Кто виноват в том, что все это – строительство водоводов, водохранилищ, систем орошения, капельных проводников - оказалось вне зоны внимания госорганов, видимо, придется разбираться органам, далеким от водных вопросов. Но близким к Уголовному кодексу.

Между прочим, экс-министр экологии и природных ресурсов Казахстана Зульфия Сулейменова, лишенная своего поста 1 сентября, до сих пор не получила нового назначения. Говоря футбольным языком, она пока на «скамейке запасных»?