Опубликовано: 12700

Минфин рискует не добрать налогов в 2024 году: от каких "если" зависит уровень жизни в Казахстане

Минфин рискует не добрать налогов в 2024 году: от каких "если" зависит уровень жизни в Казахстане Фото - архив "Каравана"

Такой вывод напрашивается из обзора консолидированного бюджета РК за 2023 год, который подготовил аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана.

За январь-декабрь 2023 года КГД собрал 23,5 трлн тенге налогов. Это на 10 % больше итогов предыдущего года. Но, так как планка для налоговиков была поднята очень высоко – 25,8 трлн тенге, план по налоговым сборам был выполнен только на 91 %.

Комитет госдоходов недобрал средств по корпоративному подоходному налогу (КПН, 1,1 трлн тенге), НДС на импорт (415 млрд), налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ, 209 млрд млрд) и экспортной таможенной пошлине на сырую нефть (118 млрд).

Это произошло потому, что в 2023 году цены на нефть в среднем за год снизились на 17 %.

Одновременно КГД смог собрать больше налогов по НДС на товары внутреннего пользования (больше 265 млрд тенге от плана) и импортным таможенным пошлинам (плюс 142 млрд тенге).

Также выросли более чем в 3 раза по сравнению с 2022 годом неналоговые поступления (1,9 трлн). В основном - из-за роста объема выплат по дивидендам на госпакеты акций (1,1 трлн тенге).

Иначе говоря, бюджет в прошлом году поддержали высокий потребительский спрос и дивиденды от госхолдингов. Но в условиях Казахстана это не совсем надежные источники. Каждый кризис показывает, что казахстанцы умеют экономить и урезать свои расходы. Да и государственные компании - не самые доходные предприятия, они не всегда приносят прибыль (Что мешает иностранцам покупать казахстанские предприятия), и не всегда готовы делиться деньгами с государством.

Все это говорит о том, что происходят сдвиги в налоговой системе страны. Все больше денег поступает от налогов, связанных с розничным рынком и расходами населения.

Но пока структура поступлений в консолидированный бюджет за последние 5 лет не претерпела заметных изменений: наиболее существенную долю занимают налоги из республиканского бюджета (в среднем 37 %, см. ниже).

Расходы бюджета в 2023 году выросли на 27 %, или 6,1 трлн тенге — до 28,6 трлн, превышая доходную часть на 12 %, или 3,1 трлн тенге. Такой рост был обеспечен в основном увеличением расходов на погашение и обслуживание госдолга (плюс 1,3 трлн), образование (плюс 1,3 трлн), соцпомощь (788 млрд) и ЖКХ (612 млрд).

Авторы обзора считают, что с 2019 по 2023 год рост доходов бюджета (104 %) отставал от прироста расходов (191 %). Из-за этого выросли заимствования бюджета (рост в 1,7 раза, до 5,5 трлн в 2023 году) (Ещё один ресурс для "хотелок" правительства). Еще больше правительство вынуло из Нацфонда (20,9 трлн тенге за 5 лет).

В итоге на погашение и обслуживание долга правительство тратит 16 % от бюджета. Только за прошлый год расходы на обслуживание и погашение долга выросли сразу на 41 %!

Вместо этого все меньше денег остается на соцпомощь (с 23 % до 18 % за 5 лет) и прочие расходы (с 26 % до 17 %).

По плану социально-экономического развития в 2024 году у бюджета должен быть небольшой профицит – в 400 трлн тенге. Но есть риск, что все эти планы не сбудутся. Если цены на нефть упадут, если снова отложат проект расширения добычи нефти и газа на Тенгизе, если снова начнутся проблемы в поставках по КТК, если не будет форс-мажоров в социальной сфере, в ЖКХ или на транспорте, если остановка вокруг страны ухудшится... Слишком много "если", от которых зависит уровень жизни в Казахстане.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи